Смекни!
smekni.com

Феномен политической власти и её функции (стр. 5 из 9)

Если губернаторы выступали «монархической» ветвью власти, то ветвью «демократической» выступали выборные ассамблеи. Их влияние основывалось, главным образом, на сосредоточении в своих руках власти над финансами и бюджетом. Взаимоотношения ассамблей с губернаторами превратились в нескончаемое сражение, в котором, как свидетельствует колониальный опыт, у ассамблей не было шансов на решающую победу. Безусловно, возникает вопрос, насколько демократичной была «демократическая ветвь» политической власти в колониях. На современном этапе возобладал взгляд, впервые полно обоснованный Ч. Уильямсоном, что избирательным правом в колониях пользовались от 50 до 75% взрослых белых мужчин. [37] Что же касается возможности простых американцев вступления во власть или реального влияния на неё, то здесь имелись два фактора. Во-первых, существовал имущественный ценз для кандидатов в депутаты, во-вторых, господствующая процедура выборов имела недемократический характер. В результате, выборные ассамблеи по своему составу во многом были похожи на назначаемые советы, и, таким образом, демократические черты американской политической власти в колониальный период были слабо развиты.

Если говорить о политическом плюрализме, то он в основной массе колоний существовал и развивался исключительно в рамках верхнего класса. [38] Вхождение в политическую элиту происходило преимущественно по критерию богатства, поэтому можно сделать вывод, что политическая власть в этот период также была отмечена олигархическими чертами.

Следующий этап 1770-1810 годов является этапом первой радикальной трансформации американской политической власти. Это была эпоха войны за независимость и образование США, и вопрос политической власти оказался в эту эпоху центральным. С начала революции впервые в американской истории нижние и средние слои белого населения заняли (для элиты это было полной неожиданностью) самостоятельную политическую позицию и стали успешно воздействовать на политическую власть.[39]Во всех штатах были одобрены республиканские конституции. Повсеместно был снижен имущественный ценз для избирателей, в ряде случаев весьма существенно. Эти быстрые демократические нововведения привели к серьезному изменению социального состава политической власти, в первую очередь и по преимуществу нижних палат законодательных собраний. [40] Революционный период стал уникальным примером того, как нижние социальные группы сумели добиться определенного перевеса над верхними в борьбе за политическую власть.

Политическое возвышение малоимущих слоев являлось головной болью для американской элиты на протяжении всей Войны за независимость. Но только после ее завершения она получила реальную возможность серьезного изменения баланса сил и политической власти в свою пользу. Устремления элиты воплотились в федеральной Конституции 1787 года. Мотивация и идеология авторов Конституции покоились на трех главных основаниях. Первое среди них - безусловная заинтересованность в перераспределении политической власти в пользу американской элиты. Второе - приверженность доктринам Просвещения, твердое намерение создать механизмы, предотвращающие возможность утверждения в США политического деспотизма или даже авторитарного правления. Наконец, третье основание - политический реализм, проявившийся в желании и способности соразмерять свои собственные мировоззрение и позиции с политическими установками и мнениями, укоренившимися в Северной Америке в революционный период. [41]

В результате, одобренная конвентом модель включала начала представительной демократии, но одновременно это была элитарная демократия, ибо большинство представительных институтов оказались под контролем именно элиты, причем весьма узкой. «Важнейшим нововведением в американскую политическую систему постреволюционного периода явилось оформление в 1790-1810-е годы двухпартийной системы, участниками которой стали Республиканско-демократическая партия во главе с Джефферсоном и партия федералистов».[42] Ее возникновение привело к созданию модели политического плюрализма, характерной для всех последующих этапов американской системы. Также, в отличие от колониальной эпохи, в постреволюционный период возникает реальный "политический рынок" и полнокровная политическая конкуренция элитных групп.

Этап 1820-1860 годов – это этап второй радикальной трансформации политической власти. Этот этап состоял из двух значимых периодов: 1820-1840 – период так называемой джексоновской демократии; 1850-1860 – период конфликта и Гражданской войны. Но при всех различиях в своём содержании, оба периода решали общую задачу упрочнения и развития либерально-демократических начал американского общества, в том числе его политической системы. В 1820-е годы была осуществлена вторая важная демократическая реформа - повсеместная передача права избрания президентских выборщиков от легислатур штатов рядовым избирателям.[43] Помимо этого, двухпартийная система федералисты - джефферсоновские демократы, цементировавшая эту модель, к 1820-м годам распалась. Деятельность Э. Джексона и Демократической партии 1820-1840-х годов, известная под именем джексоновской демократии, получила разнообразные оценки в исторической литературе, вплоть до взаимоисключающих. Алексис де Токвиль видел в ней образец опасного волеизъявления толпы[44], историки-прогрессисты - правление рабочего класса и фермерства[45], а их известный современный критик Э. Пессен - власть верхнего класса, не изменившую сущностных характеристик американского общества[46]. В целом, Джексон и его сторонники способствовали серьезной либерализации американской политической системы и её демократизации, повлекшей повышение социальной мобильности и изменение взаимоотношений между элитой и основной массой белого населения. Партия открыла доступ в высшую политическую власть новым, более демократическим группам элиты.[47] «Либерально-демократические тенденции джексоновского периода упрочились в эпоху Гражданской войны и Реконструкции. В значительной мере они были связаны с деятельностью Республиканской партии, возникшей в 1854 году и быстро вытеснившей вигов из двухпартийной системы. Победа Республиканской партии на президентских выборах 1860 года и последовавшие затем глубинные революционные изменения привели к вытеснению из системы политической власти рабовладельческой элиты, отмене рабства, наделению гражданскими и политическими правами освобожденных черных американцев».[48] Политическая активность и реальное влияние черных американцев на политическую власть эпохи Реконструкции означали расширение как демократической, так и плюралистической составляющей политической системы США.

Следующий период 1870-1920 годов – это этап консервации американской политической системы. В эту эпоху на смену Революции пришел Термидор, завершающая фаза большинства революционных эпох. «Американский термидор, как и любой другой, не был равнозначен контрреволюции, он не отменил структурных социально-экономических и политических изменений революционного периода, а подчинил их интересам тех элит, которые возвысились благодаря революции. А вот рядовые участники революции, в первую очередь черные американцы, понесли вследствие термидора ощутимые потери. В результате соотношение демократических и элитарных сторон американской политической власти, как это было и в период после Войны за независимость, стало меняться в пользу последних».[49]

В этот период демократические нововведения предшествующих эпох были дополнены новыми:

- повсеместное введение тайного голосования;

- единый избирательный бюллетень для кандидатов от всех партий;

-конкурсное замещение значительной части федеральных должностей.

Однако эти реформы очень слабо повлияли на характер политического режима и процесса, оказавшихся под жестким контролем экономической и политической элиты.[50] В целом, это был период наибольшего воздействия на политическую власть верхнего класса, но при этом он также характеризовался наивысшим политическим соперничеством разных социальных групп.

И, наконец, рассмотрим период с 1930 года до современных дней. Ввиду социально-экономических потрясений, привнесённых мировым экономическим кризисом 1929-1933 годов, консервативная часть элиты была оттеснена от политического лидерства элитой либеральной. «Ф.Д. Рузвельт и поддержавшая его либеральная часть верхнего класса согласились на принятие нового радикально обновленного общественного договора с нацией, который расширил социально-экономические права и возможности средних и нижних слоев и способствовал (после серьезной модернизации) длительной стабилизации и упрочнению американского миропорядка».[51] Затем, в 60-е годы ХХ века были предоставлены разного рода права чёрным американцам (как, к примеру, избирательное право).[52]

На современном этапе возросла роль такого специфического американского демократического механизма, как праймериз, представляющего собой выдвижение кандидатов на выборные государственные должности самими избирателями. «В 1968 году национальный съезд Демократической партии решительно потребовал увеличить количество праймериз. Примеру демократов последовала и Республиканская партия. В последующие десятилетия праймериз утвердились в подавляющем большинстве штатов, так что волеизъявление рядовых избирателей стало предопределять выдвижение кандидатов в президенты».[53] Помимо этого, резко увеличилось количество государственных должностей, замещаемых на конкурсной основе. Был установлен разносторонний контроль общества за деятельностью высших государственных лиц – президента, губернаторов, конгрессменов.