Смекни!
smekni.com

Сущность политики 2 (стр. 2 из 4)

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями1. К числу основных функций политики можно отнести следующие:

1) обеспечение целостности и стабильности общества;

2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;

3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов;

4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли.

Изучение политологии рекомендовано ЮНЕСКО в 1948 году, и она массово изучается в высших учебных заведениях, успешно конкурируя с юриспруденцией, экономическими и философскими науками и имея один из самых высоких рейтингов среди гуманитарных дисциплин.

Согласно резолюции ЮНЕСКО политология изучает следующие основные проблемы:

  • политическая теория;
  • политические институты;
  • партии, группы и общественное мнение;
  • международные отношения.

Уяснения сущности политики позволяет разграничить объект и предмет политологии. Предварительно уточним значение этих близких по смыслу научных понятий. Объект науки - это исследуемая ею сфера действительности. Предмет науки - это часть изучаемого объекта, определенные закономерности его развития и функционирования, отражающие специфику данной науки.

Изучение объекта в целом не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Выделение предмета исследования позволяет изучить одно или несколько свойств объекта, учитывая или не учитывая другие свойства.

Объектом политологии является политическая сфера жизни общества, а предметом - власть как первооснова политики, закономерности ее функционирования в государственно-организованном обществе.

Нелинейный характер эволюции способов познания политики сформировал в современной политической науке несколько точек внутреннего напряжения, свидетельствующих о взаимном противостоянии самых разнообразных методов познания политики. Эти методы таковы:

¨ количественные (эмпирико-аналитические, сциентистские) и качественные (нормативно-онтологические, делающие акцент на феноменологической природе политических явлений);

¨ рациональные (рассматривающие рациональные мотивы в качестве единственного источника поведения человека) и те, что настаивают на доминировании подсознательных мотивов в человеческом поведении;

¨ персоналистские (их сторонники рассматривают политику как отношения личности и государства) и институциональные (рассматривающие институты и нормы в качестве основных единиц политической деятельности человека);

¨ социально ориентированные (утверждающие социальную природу фактов политики) и технократически ориентированные (рассматривающие технику как основу создания институтов власти).

Наряду с указанными методами, способами изучения политики важное значение имеют также социологические (объясняющие политические действия людей с точки зрения различных параметров их общественного положения — социальных ролей, статуса и т.п.), антропологические (интерпретирующие политические события в качестве разнообразных проявлений человеческой природы), психологические (абсолютизирующие эмоционально-чувственную детерминацию политических действий человека), институциональные (квалифицирующие организационные структуры как основные звенья политики) и некоторые другие методы.

В настоящее время в современной политологии отсутствует единое понимание предмета политологии. Это обусловлено прежде все­го различиями политического опыта развитых стран, который способствовал формированию разных традиций исследования политики.

Европейская политология несет на себе отпе­чаток традиционных направлений развития за­падной общественной мысли - философской, юридической и исторической. Корни европей­ской политологической школы лежат в государствоведении, поэтому свое основное внимание политология сконцентрировала на изучении го­сударства, других политических институтов, осу­ществляющих властные функции. Внутри европейской политической науки обозначи­лись два направления в трактовке (истолковании, объяснении) предмета политологии.

Сторонники первого направления, узко очерчивав­шие предмет этой науки, считали, что политология есть наука о государстве. Эта традиция была заложе­на еще Аристотелем. Представители второго направления, расширительно толковавшие предмет полито­логии, рассматривали ее как науку о власти (кратологию).

Однако в том и другом направлениях ученые испы­тывали трудности в объяснении изменяющейся реаль­ности. Дело в том, что за политическими института­ми, которые являются лишь внешними формами по­литических отношений, подчас невозможно увидеть подлинные причины и реальные движущие силы по­литических явлений, процессов и изменений, понять, в чьих интересах на самом деле используется власть. Сторонники второго направления, ориентировавшиеся на изучение власти, как это ни парадоксально, сами выражали сомнения по поводу возможности ее опре­деления. Так, французский политолог Ф. Буррико заметил, что «в своей политической форме власть ставит наиболее грозную загадку».

Под влиянием технологических, социально-экономических изменений 30-х годов XX в. в Ев­ропе обнаружился кризис тех представлений о политике, которые исходили из рассмотрения ее исключительно сквозь призму политических ин­ститутов власти. Важно было понять социальные причины того, кто и почему осуществляет рас­пределение власти внутри общества, каковы пос­ледствия данного распределения и осуществле­ния власти. Эти обстоятельства вызвали интен­сивное развитие политической социологии, поли­тической философии, политической антрополо­гии и т. д.

Учитывая новые реальности, французский полито­лог М. Гравитц сформулировала обобщенную точку зрения на предмет политологии. «Представляется, - писала она, - что политическую науку можно опре­делить как изучение того, как люди используют ин­ституты, регулирующие их совместную жизнь, и изу­чение идей, приводящих в движение людей, незави­симо от того, созданы эти идеи ими самими или по­лучены от предшествующих поколений. ... В предмете политической науки тесно переплетены идеи, инсти­туты и люди».

В рамках европейской научной традиции по­литология рассматривается как одна из наук о политике наряду с политической историей, по­литической философией, политической социоло­гией и т. д. Для европейской политологической школы характерно исследование общесоциологи­ческих, философских аспектов властных отно­шений, деятельности государства и других по­литических институтов. Поэтому ее выводы отличаются академизмом, претензией на уни­версальность (пригодность для всех ситуаций), абстрактным характером.

Большей практичностью характеризуются вы­воды американской политической науки, кото­рая формировалась как реакция на политические проблемы, требовавшие своего решения при со­здании американской политической системы. Определяя политологию как науку о власти, большинство американских исследователей вы­деляли во властных отношениях их функцио­нальные, поведенческие и психологические ха­рактеристики.

Американская политическая наука формировалась как реакция на политические проблемы, требовавшие своего решения при со­здании американской политической системы.

Американская политическая мысль - направление развития общественных знаний, который утвердился в США из конца XIX ст., сориентированный на научно-теоретические поиски связи государства и общества и на эмпирический подход к анализу деятельности государственных, правительственных и политических институтов. В 1857 г. в Колумбийском университете была открытая первая «Школа (колледж) политической науки», с 1889 г. начала работу Академия политологических и социологических наук, в 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук. Ныне Ассоциация начисляет свыше 25 тыс. профессионалов-политологов. Центры эмпирических исследований действуют в американских университетах с 1906 г., Федеральный Центр эмпирических исследований создан в 1914 г. Активно развивается политологическая наука после второй мировой войны. Особую роль в развитии американской политологии после второй мировой войны играет изучение международных отношений и внешней политики государств.

В последнее время в американской политологии развиваются такие новые направления, как: теория политического управления; международной политики; политической модернизации, компаративистской политологии.

Американские ученые Толкотт Парсонс (1902— 1979) и Роберт Даль (род. 1915) главную функцию власти видели в распределении ресурсов, обеспечении общего порядка в государстве. А поскольку распреде­ление ресурсов осуществляется путем принятия влас­тью важнейших для общества политических решений, то это дало основание другому американскому поли­тологу, Дэвиду Истону (род. 1917) считать предметом политической науки «исследование способов, которы­ми принимаются решения для общества, действия ин­ститутов, которые принимают и осуществляют власт­ные решения, и те последствия, которые они могут вызывать».

Этой широкой трактовке предмета политоло­гии противостояла более узкая, которую пред­ставляли бихевиористы («бихевиоризм» — от английского слова behaviour, что означает «пове­дение»).

Они сводили предмет политологии к изучению по­литического поведения личности или группы, причем поведения, непосредственно наблюдаемого. Исследова­ние политических структур для них не имело смысла, так как, по мнению бихевиористов, в основе полити­ческой реальности, деятельности политических субъ­ектов лежат индивидуальная человеческая воля, ин­дивидуальные человеческие страсти, особенно жажда власти и применение силы. Поэтому в рамках амери­канской политологической традиции обращается вни­мание на мотивы политического поведения (избирате­ля, политика), исследуется то, как влияет на индивидуальное поведение форма политических институтов, способы их формирования.