Смекни!
smekni.com

Политические идеологии 6 (стр. 1 из 3)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

Кафедра политологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по политологии на тему:

«Политические идеологии»

Преподаватель: Никонорова Татьяна

Васильевна

Работа выполнена:

Челябинск - 2007

План

1.Противостояние принципов либеральной и 3-8 стр. консервативной идеологий: история и

современность.

2.Социалистическая идеология и её 9-11 стр.

разновидности.

3.Для каждой из трёх основных идеологий 12-13 стр.

современности (либерализма, консерватизма,

социализма) выберите приоритетные ценности

из следующих пар противоположностей:

а) свобода – равенство;

б) порядок – законность;

в) права человека – справедливость;

г) социальное равенство – равенство перед

законом;

д) рыночная конкуренция – государственное

регулирование;

е) индивидуализм – коллективизм.

Свой выбор обоснуйте.

4. Список литературы. 14 стр.

1. Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история и современность.

Для начала определим, что же такое политическая идеология?

Политическая идеология – это система основополагающих (базовых) идеё, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом.

Идеологии начали зарождаться только в XIV веке, в эпоху Возрождения, когда возник первый общественный кризис в связи с развёртыванием процесса секуляризации, т. е. освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Религиозная картина мира постепенно уступала место рациональной системе представлений о нём. Существовавшее прежде религиозное мировоззрение обосновывало общественную жизнь, политический порядок в терминах трансцендентных, т. е. потусторонних и недоступных человеческому познанию абсолютных значимостей (идеи Бога, души, бессмертия, судьбы). Смыслы человеческой деятельности задавались религиозными ценностями. Эти ценности и нормы претендовали на тотальную значимость, регулировали общественные взаимосвязи и повседневные взаимодействия индивидов. Они выступали в качестве мощной охранительной и сдерживающей силы, лежавшей в основе традиционного общества. Естественно, это оказывалось возможным в условиях полной зависимости индивида от природы и силы общественных связей (т. е. общины, рода, племени). Следовательно, интеграция общества и его социальная ориентация осуществлялись под действием иррациональных факторов (верований, чувств, традиций, обычаев и т. д.).

Однако разделение общественного труда и связанный с этим процесс становления автономной личности породил тенденцию эмансипации – высвобождения политической и культурной системы из зависимости от религиозной картины мира. Процесс обмирщения культурной сферы привёл к тому, что политика перестала быть прерогативой церковной власти, приобрела вполне светский характер.

Первым шагом на пути эмансипации общества от сохранявшего своё влияние религиозного мировоззрения было провозглашение религиозного плюрализма, ставшего одним из результатов Реформации. Реформация привела к переоценке ценностей и утверждению идеи о том, что выживание человека и умножение земных благ выше потусторонних ценностей. Культ обеспеченной жизни обосновывался протестантизмом. Это было значительным шагом вперед в рационализации общественных отношений, создании новой социально – политической реальности, формирующейся на принципах целесообразности, здравого смысла, пользы. Политический порядок уже не задавался нормами религиозной морали, а основывался на согласии всех граждан, которые для защиты своих прав и свобод создали государство.

Смена религиозной картины мира рациональным объяснением реальности породила состояние социальной аномии, что потребовало новых идеалов и смыслов. Выдвижение этих новых смыслов, призванных обосновать способность человека к разумной организации общественного порядка, стали осуществлять политические идеологии. Они предлагали новые обмирщенные (земные) идеалы, способные интегрировать и ориентировать индивидов. Так, первой появилась идея о приоритете ценностей свободы, собственности и права индивида на жизнь, выдвинутая либеральными мыслителями. Затем эта идея овладела умами широких слоёв населения и стала стимулом формирования массового политического движения.

Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функционирования. К таким особенностям обычно относят:

· целостность, систематичность представленного в идеологии знания, использование средств познания теоретического уровня;

· появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихийно, «сама собой» идеология не складывается);

· изначальная нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов;

· обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоёв, сословий, элит и пр.);

· апелляция к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов;

· склонность к некоторой лакировке действительности.

К числу ведущих функций идеологии относят:

- целеобразующая – формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть;

- программно – практическая – перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и её использования;

- интегративная – сплочение, формирование единства социальной группы;

- мотивирующая – побуждение людей к политической активности;

- коммуникативная – формирование особого языка политического общения – знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков».

К основным функциям идеологии можно также отнести познавательную, аксиологическую (ценностную), пропагандистскую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и др.

Идеология либерализма. Исторически первой политической идеологией стала идеология либерализма. Её истоки отчетливо прослеживаются в английской и французской политической философии XVII – XVIIIвв. Идеи выдающихся мыслителей эпохи Просвещения – Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Монтескьё, Жан – Жака Руссо, Адама Смита (1723 – 1790), французских энциклопедистов – и составили основу либеральной доктрины. В ней можно выделить три концептуальных постулата, вокруг которых концентрируется всё богатство, и разнообразие либеральной мысли:

1)безграничная вера в возможности человеческого разума, в его способность рационально осмыслить и переустроить общественную жизнь на «разумных» началах;

2)концепция естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека;

3)требование полной свободы рынка и конкуренции в экономической и социальной сферах, невмешательства государства в экономику.

Таким образом, исходным базисом либеральной идеологии можно считать признание безусловной свободы индивида во всех возможных формах – гражданской, политической, религиозной, нравственной и пр. При этом либерализм вовсе не стремится утвердить ничем не ограниченную, анархическую, по сути, свободу каждого человека делать всё, что ему заблагорассудится. Важнейшим достоинством либерального образа мышления стало понимание необходимости обеспечения и регулирования пределов свободы индивида. Это составило суть второго, более широкого круга идей и концепций, вошедших в общую доктрину либерализма. К ним относятся:

· идея договорного характера отношений между государством и индивидом (теория общественного договора);

· концепция гражданского общества как неполитической части социума, сферы индивидуальной и общественной активности, не подлежащей вмешательству со стороны государства;

· концепция правового государства, базирующегося на принципах категорического соблюдения прав и свобод индивида, верховенства закона и разделения властей;

· идея изначального равенства возможностей самореализации индивида и равных прав в достижении своих целей и интересов;

· отождествление свобод с частной собственностью, которая трактуется как гарант и мера свободы;

· признание основополагающего значения и разработка принципов конституционализма, парламентаризма и демократии;

· признание принципа плюрализма во всех сферах общественной жизни – политической, социальной и пр.

Таковы основные принципы классического либерализма, рожденного эпохой буржуазных революций и сформировавшего системы ценностей раннебуржуазного общества, центром которого стали индивидуализм и свободная конкуренция.

Глубокий кризис первой трети XX века (1929-1933) выявил ограниченные возможности либерализма сдерживать процессы нарастания социального неравенства, что потребовало известной модернизации либеральной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей. В частности, был принят тезис о необходимости расширения социальных функций государства и границ его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Кроме того, положение о жестком распределении политических ролей управляющих и управляемых сменилось тезисом о конкурсе всех политических сил как сущности политики. Важнейшими достоинствами политической системы были признаны справедливость, связанность государства правом, ориентация правительства на моральные ценности и принципы, участие масс в политическом процессе, конкуренция элит. В итоге такой модернизации старый либерализм был преобразован в неолиберализм, основной смысл которого можно выразить формулой: государство должно ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной системы.