Смекни!
smekni.com

Политические идеологии и политическое сознание (стр. 3 из 4)

Массовому политическому сознанию присуще актуальное политическое содержание. Масса не теоретизирует, она всегда на грани того или иного политического действия. Массовое сознание мифологично. Оно опирается на устойчивые ценности и мифы. Ученые политологи считают, что мифы, коренящиеся в глубинных пластах сознания, играют определяющую роль в массовом политическом сознании и поведении. Так, в начале 90-х гг. радикал реформаторы с помощью средств массовой информации создали миф о том, что рынок способен решить все экономические проблемы, что невидимая рука Адама Смита все урегулирует, сделает государственное управление ненужным.

Чиновники решили, что настало желанное время набивать карманы, и коррупция густым туманом окутала государственный аппарат. Теперь наступает время расплаты за эти мифы. А что такое политическая харизма, как не вариант мифологии массового политического сознания? Харизматический лидер в массовом сознании теряет свойства живого человека и приобретает символические, сакральные черты. Например, в свое время лживая советская культовая идеология каждый шаг «отца народов» превращала в «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась вовлеченной в грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одного человека.

Для характеристики политического сознания макро коллективов (населения страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общественное политическое сознание». Сюда можно отнести и политические взгляды наций и народностей.

Общественное политическое сознание образуется путем восприятия массой людей мыслей (мнений, идей, образов), которые ими не выработаны, но усвоены в качестве своих. Общественное сознание – явление сложное и противоречивое: во-первых, вопросов, по которым людям приходится составлять свое политическое мнение, в жизни общества всегда велико множество; во-вторых, по многим, если не всем, вопросам возникает не одно, а несколько мнений. На российское общественное политическое сознание большое влияние оказывают исторические, социально-культурные национальные традиции, передаваемые из века в век обычаи, верования, обряды, общественные установления, ценности, идеи и т.д.

Политическому сознанию присущи исключительная сложность, устойчивость и динамизм. Выделение и анализ его уровней и видов позволяют предметно показать его реальное функционирование, исключают отождествление этих уровней или противопоставление их друг другу. Так, массовое политическое сознание отнюдь не совпадает с научным (теоретическим); каждое из них имеет свою логику действия и развития. Недооценка сказанного приводит к упрощенным представлениям о взаимосвязи научного и массового сознания: первое нередко рассматривается как «высшее», а второе – как «низшее» и т.д. Между тем уровни политического сознания взаимопроникают друг в друга, и это взаимопроникновение является характерной чертой современного политического сознания, так как его уровни не могут быть изолированы, оторваны один от другого.

2. Роль идеологий в истории становления и развития государств

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные по­трясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абст­ракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спеку­лятивными умозрительными конструкциями.

К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали тер­мин идеология для обозначения извращенного созна­ния, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеоло­гических конструкциях в самодовлеющую силу, первич­ную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Но идеологическое заблуждение претендует на теоретически правильное освоение социальности и за­щищает себя всеми средствами, вплоть до силовых средств. Особенно это присуще идеологиям тоталитар­ного типа, как показала практика идеологической борь­бы двадцатого века.

Маркс и Энгельс не считали свое учение идеологией.[3] Марксистское учение характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они видели в освобождении познания социального бытия от идео­логических познавательных установок. В.И.Ленин видо­изменил подход к марксизму в этом отношении. Он по­казал, что марксизм тоже является идеологией - идео­логией пролетариата. Ленин ввел термин "научная идеология", т.е. марксизм. Тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской идеологией и была выдана индульгенция на политическую непогрешимость всем сторонникам марксизма. "Научная идеология" стала удобным ин­струментом защиты и оправдания любых политических решений.

Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием и иллюзией соци­альных слоев о самих себе, ибо слишком велика роль идеологий в политике. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с соци­альными интересами. Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная "призма", через которую социальные слои смотрят на мир.

В идеологиях фиксируются те общественно зна­чимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформ­ляются и социальные идеалы как стратегические уст­ремления того или иного слоя. Идеология - это социаль­но значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и ко­торая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизи­рованный способ социально-группового мышления.

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бы­тия и тенденций его развития. Система ценностей, ко­торые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и оп­ределяют ее.

Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идео­логия выходит на человека как на общественное су­щество, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификащии. Идеологические цен­ности придают смысл социальному действию и оправ­дывают его.

Основным содержанием политической идеоло­гии является политическая влдасть, ее трактовка, отно­шение к различным политическим институтам, пред­ставления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В по­литической идеологии фиксируется отношение к парти­ям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношеений, определяются прин­ципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосно­вывает их как значимые для всего общества.