Смекни!
smekni.com

Особенности и этапы развития политической мысли в России (стр. 2 из 3)

Наиболее четко размежевание политической науки, филосо­фии и этики осуществил в XVI в. Н.Макиавелли. Вместо сред­невековой концепции божественного предопределения он вы­двинул идею объективной исторической необходимости и за­кономерности. Он определил политические исследования в ка­честве самостоятельного научного направления, уподобил по­литические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал комплекс методов борьбы за власть. Изучая политику многих государств и регионов Европы, он рассмотрел важные практические во­просы осуществления политики (в том числе то, что делает пра­вителя преуспевающим, а государство надежным и мощным), поставил в центр политики человека с его интересами. Его тру­ды ознаменовали не только крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовали сближению теории и практики, подчинению политических ис­следований решению реальных задач борьбы за власть, ее удер­жание и использование.

Эпоха Возрождения и Реформация как движение за незави­симость светского государства от католической церкви (М.Лю­тер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин) демонстрировали противопостав­ление политики богословию.

Буржуазные революции XVII в. в Голландии и Англии дали толчок к формированию политических идей, определивших направление дальнейшего развития идей политической науки эпохи Просвещения. В этот период были разработаны теории общественного договора и доктрина естественного права, тео­рия разделения властей (труды Г. Гроция, Т.Гоббса, Дж. Локка, Ш.Монтескье и др.). Так, Г. Гроций понимал государство как добровольный общественный договор свободных людей, за­ключенный ради соблюдения естественных законов и общей пользы. Т.Гоббс («Левиафан») исходил из того, что абсолютная власть государства превращает естественные законы в граж­данские, государство должно гарантировать людям свободу, право делать все, что не запрещено гражданскими законами, высшим законом государства должно быть благо народа. Дж. Локк единственный законный источник политической власти обнаруживал в общественном договоре, то есть в согла­шении народа на создание политического общества. Локк вы­двинул принцип разделения властей и законность как меха­низм, мешающий государству выходить за рамки полномочий. Ш.Монтескье («О духе законов»), признавая теорию общест­венного договора, одновременно пытался рассмотреть образо­вание государства как объективный исторический процесс. Монтескье наиболее четко сформулировал принцип разделе­ния властей как гарантии политической свободы. Он создал фактически идеальный для своего времени тип соотношения и баланса трех властей - законодательной (парламент), испол­нительной (монарх) и судебной (независимый суд присяжных) в правовом государстве.[5]

В России с преобразованием сословно-представительной монархии в абсолютную при Петре 1 идеологи петровских ре­форм (Ф.Прокопович, В.Татишев, И.Посошков) с помощью концепций естественного права и общественного договора пы­тались обосновать тезис, что главной целью самодержавной власти является общее благо.

Закономерной ступенью в развитии политической мысли яв­лялось просветительство. Движение просветителей возникло на ранних этапах идеологической подготовки перехода к бур­жуазному строю. Просветительские идеи выражали интересы тех социальных слоев, которые надеялись осуществить назрев­шие преобразования с помощью распространения знаний и по­степенных реформ. Поражает многообразие политических идей эпохи Просвещения. Предлагались проекты «разумных» обществ: от теории просвещенной монархии Ф.Вольтера до концепции отрицания государства и политической власти У.Годвина. Рационалистическая трактовка политики и власти в трудах Д.Дидро, К.Гельвеция, П.Гольбаха. Радикально-демо­кратический взгляд на политику представлен у Ж.-Ж.Руссо, предлагавшего идеи народного суверенитета и прямого народо­властия.

Постепенно объяснение политических феноменов и про­цессов в терминах рационализма становится в западном обществознании общепринятым. Утверждалась методология анализа общественно-политических явлений, разрабатыва­лись новые специальные методы исследования, возрастал ин­терес к методам формально-правового анализа, юридической логике, сравнительно-правовому анализу. В этом плане наше внимание привлекают философско-правовые концепции И.Канта и Г.Гегеля. С именем Канта связан ценностный под­ход к праву и человеку, сильно его влияние на развитие идей правового государства, до сих пор привлекает внимание уче­ние о вечном мире. Г.Гегель поставил проблемы активного творческого характера сознания человека и специфики зако­нов, действующих в обществе. Его концепция гражданского общества, конституционной монархии и сословно-корпора­тивной демократии, учение о государстве — политическом строе, внутреннем государственном устройстве, правительст­венной власти во многом сохранили свою актуальность до на­ших дней.

Ведущим направлением западной политической мысли пер­вой половины XIX в. являлся либерализм (И.Бентам, Г.Спенсер, Д.Милль). В политической области либерализм основыва­ется на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции.

В середине XIX в. возникло новое направление в развитии политических учений — марксизм. К.Маркс и Ф.Энгельс исхо­дили из того, что политическая теория, решая вопрос о соотно­шении классового общества и всех политических явлений и процессов, должна опираться на исследование производствен­ных отношений. В марксизме абсолютизируется классовая природа политических отношений. Государство рассматривается как продукт, порожденный отчуждением труда, как результат господства частной собственности. Марксизму свойствен ради­кальный взгляд на проблемы государства и бюрократии, подле­жащей устранению после завоевания пролетариатом политиче­ской власти. На смену буржуазной демократии должна прийти пролетарская. Полное народовластие и самоуправление долж­ны привести к постепенному отмиранию государства и полити­ки.

В XIX в. наметилась тенденция к социологизации проблема­тики государства и права и соответственно к пересмотру юридического формализма. Немаловажную роль при этом сыграли Р.Еринг, С.Муромцев, Э.Дюркгейм, М.Вебер и др. В результате сложились такие направления политической и правовой мыс­ли, как теория политического представительства, юридический позитивизм, социологическая юриспруденция, теория право­вого государства и сравнительное правоведение.[6]

3. Становление политологии как самостоятельной науки на рубеже Х1Х-ХХ вв. и ее развитие до 40-х годов XX в.

Политология как относительно самостоятельная от­расль обществоведения сложилась в конце XIX - начале XX вв. Наиболее видными ее представителями были ита­льянские ученые В. Парето (1848-1923), Р.Михельс (1876-1936), Г.Моска (1858-1941), а также Макс Вебер (1862-1920) - немецкий социолог, историк и философ.

В.Парето и Г.Моска внесли большой вклад в разра­ботку теории элиты. В их работах были поставлены важ­ные проблемы структуры политической власти и группо­вого характера ее реализации. Вариантом элитистской теории являлась концепция "олигархии", разработанная Р.Михельсом. Он же провел серьезные исследования по проблемам политических партий.

М.Вебер считается основоположником "понимаю­щей социологии" и теории социального действия. В его социологическом учении важное место занимала проблема бюрократии, тесно связанная с вопросом политической власти. Он предлагал создать механизм контроля над бюрократическим аппаратом. Противовесы бюрократиза­ции он усматривал, с одной стороны, в демократии, а с другой - в царизме политических лидеров.

С начала XX века политическая наука довольно ак­тивно начала развиваться в США. На становление амери­канской политической науки заметное влияние оказали три человека: Ч.Мерриам (1874-1953 гг.), он счита­ется основателем американской политической науки и отцом бихевиористского направления в политологии, Г.Лассуэлл (1902-1979 гг.), преемник идей Ч.Мерриама и Г.Моргентау (1904-1980 гг.), глава школы праг­матизма и политического реализма.

Следует отметить ряд особенностей изучения про­блем политики до 40-х годов. Во-первых, число центров по изучению политики значительно возросло; во-вторых, объектом изучения становится не только жесткое управ­ление, но и политика на национальном уровне (деятельность конгресса и федерального правительства, например, в США); в-третьих, в исследованиях широко применялись материалы, полученные путем сбора и обработки эмпири­ческих данных. В целом же на этом этапе политическая теория ограничивалась: а) исследованием влияния фило­софии морали на политические институты; б) изучением истории и анализом концепций различных политических мыслителей прошлого.

В то же время в 30-х годах появляются теоретиче­ские работы, положившие начало так называемому эмпи­рическому направлению сначала в социологии, а затем и в политической социологии. Сторонники этого направле­ния применили новый тип исследования: а) изучение документов; б) опросы; в) наблюдение; г) статистическая обработка материала и т.д. Изучение того или иного об­щественного явления сводилось к составлению психоло­гических характеристик определенной социальной группы (Ч.Мерриам, Г.Лассуэл и др.).

Таким образом, в изучении политики в 30-е годы наметилась интеграция социологии, социальной психоло­гии и политической науки, что в послевоенное десятиле­тие привело к созданию политической социологии. Необ­ходимо отметить и тот факт, что в конце 30-х - середине 40-х годов в рамках общей социологии и политической науки эмпирические исследования стали доминирующими, Это объясняется как широким привлечением социоло­гов к решению практических задач, так и воздействием американского неопозитивизма и прагматизма. Социологи и политологи стали совместно изучать: 1) проблемы, свя­занные с обработкой общественного мнения масс в духе холодной войны; 2) методы ведения пропаганды и контр­пропаганды; 3) вопросы лидерства в малых группах и т.д. На этом этапе развития политической науки и политиче­ских исследованиях зарождается новое направление из­вестное под названием "бихевиоризм". В переводе с ан­глийского языка это слово означает "поведение".[7]