Политическая мысль Древнего Мира и Средних веков

История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и такие выдающиеся сравнительно систематические произведения, посвященные политической проблематике, как «Республика» («Государство»), «Политика» и «Законы» Платона (427—347 гг. до н. э.) и «Политика» и «Афинская политика» Аристотеля (384—322 гг. до н. э.).

    .

История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и такие выдающиеся сравнительно систематические произведения, посвященные политической проблематике, как «Республика» («Государство»), «Политика» и «Законы» Платона (427—347 гг. до н. э.) и «Политика» и «Афинская политика» Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). Само понятие «политика» берет свое начало от греч. «роlis», т.е. древнегреческий город-государство, устройство которого прежде всего исследовали крупнейшие мыслители античности. Надо учитывать, что в слово «политика» тогда вкладывалось очень широкое содержание, включавшее не только собственно политические, но и социальные, экономические, этические и иные проблемы в современном их понимании. Политика рассматривалась как знание о высшем благе и счастье государства-полиса и его граждан.

Платон и Аристотель. Политические взгляды Платона и Аристотеля формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей, нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан, защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а место и роль государства необычайно возвеличивались, ему подчинялись практически все и вся. Оно выступало как «творение природы», как реализация естественной потребности человека — существа общественного, «политического животного» — в общении и совместной деятельности, как высшая форма такого общения, а задача политического знания видилась в нахождении оптимального устройства государства. Не случайно глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет собой особенно важный вклад Платона и Аристотеля в развитие политической мысли. Им принадлежит и заслуга выдвижения идеи нахождения наилучшего государственного устройства на путях создания смешанной формы правления, сочетающей преимущества разных форм государства,

Для Платона идеальной формой государства выступала аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Поскольку государство, политика должны базироваться прежде всего на началах разума, постольку во главе государства должны стоять избранные философы, обладающие подлинными знаниями и чувством заботы об общем благе и справедливости. Наиболее близким реальным примером такой формы правления была тогда аристократическая Спарта. Вместе с тем Платон говорил о неправильных, извращенных государственных формах, среди которых выделяются: тимократия — государство заслуженных воинов, составляющих второе после философов сословие в обществе; олигархия, где господствуют немногие богатые; и демократия — власть бедных, народа, земледельцев и ремесленников как третьего по рангу сословия.

Платон решительно выступал против демократии как власти многих, которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, особенно в политике, ибо она связана с неуважением знания и заслут, с уравнительностью, некомпетентностью, непредсказуемостью ит.д. Порождаемая ею тирания — наихудшая из форм государства. По его мнению, разгул свободы при демократии неизбежно ведет к рабству и тирании большинства. В то время демократия воплощалась в устройстве Афин. Тем не менее в своем позднейшем произведении «Законы» Платон признал идеальной такую смешанную форму государства, которая сочетает признаки монархии и демократии.

Ученик Платона Аристотель развил идеи своего учителя о формах государства. В основе его классификации этих форм лежат, с одной стороны, количественный критерий, т.е. количество лиц, осуществляющих правление в государстве, а с другой, качественный критерий, т.е. цели государственного правления. В итоге формы государства подразделялись им на три «правильные» — монархия (правление одного), аристократия (правление немногих) и полития (правление большинства), при которых власть преследует цель достижения общего блага, и соответствующие три «неправильные» формы — тирания, олигархия и демократия, когда у власти находятся те, кто правит в интересах личной выгоды. Олигархия (власть богатых) и демократия (власть бедных) рассматривались в этой связи как основные формы, из которых образуются другие.

Симпатии Аристотеля на стороне политии, ибо она, как смешанная форма, «золотая середина» сочетает в себе преимущества других форм: добродетели от аристократии, богатства от олигархии, свободы от демократии. Власть в политии принадлежит воинам. Примерами ее тогда могли служить аристократическая Спарта и Крит. Причину смены различных форм правления в результате переворотов Аристотель видел в одностороннем преувеличении места и роли тех или иных черт и принципов, лежавших в основе различных государственных форм, и в связанном с этим нарушением принципа справедливости.

Следует отметить, что античные философы все же понимали, что иногда государство может служить для власть имущих средством подавления власть неимущих. Однако они полагали, что это присуще не первозданным моделям государственных устройств, но иногда получается в процессе их развития, когда монархия, аристократия и демократия извращаются и становятся тиранией, олигархией и анархией. Платон и Аристотель, жившие во времена тяжелых кризисов власти, наступавших после периодов расцвета, были склонны рассматривать извращенное устройство не как сущность государства, но как ее искажение. Изначально государство для них являлось справедливым и служило не как машина закрепощения, но как нечто, дающее благо всем гражданам.

Аналогичные взгляды развивал в Древней Греций и Полибий (201—120 гг. до н. э.), у которого политическая история представала как движение по кругу на основе последовательной смены шести государственных форм: монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии и охлократии, т.е. власти черни, толпы. Свой идеал он строил на основе смешения черт монархии, аристократии и демократии, считая, что каждая из них уравновешивает другие. Примерами такого или близкого к нему устройства он считал те же Спарту и Крит, Карфаген и особенно Рим, исторический путь которого он описал в сорока томах своей “Истории”.

Политическая мысль средневековья пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти - одно из основных требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». Раннехристианские апологеты (Афиногор, Тертулиан и др.) призывали христиан повиноваться государственной власти.

Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху средневековья предложили Августин Аврелий (354-430гг.) и Фома Аквинский (1224-1274гг.). Они являются основными создателями христианской политической теории. В их учениях христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью.

Августин Аврелий – философ, влиятельный проповедник и политик католической церкви, родился на севере Африки. Совершив восход к высотам римской языческой культуры (входил в круг лиц приближенных к императорскому двору), к тридцати годам резко изменил образ жизни, стал христианином. Был рукоположен в священники, а затем посвящен в сан епископа в Гиппоне – городе, расположенном недалеко от Карфагена. Под впечатлением от захвата Рима Августин пишет тракт «О граде Божьем» (413-426), главная идея которого состоит в замене единства Римской всемирной империи (государственной власти) на единство всемирной католической церкви (духовной власти). Августин формулирует теократическую идею примата духовной власти над светской.

Ход человеческой истории, по мысли Августина, предопределен Божественным проведением и представляет собой борьбу светлых и темных сил. Божество есть лишь источник добра, зло проистекает из свободной воли стремящейся к самостоятельности и не признающей Божественных установлений. В соответствии с борьбой светлых и темных сил и всемирная история распадается на два направления: приверженцы бога на земле, признающие Его волю, войдя в лоно церкви, строят град Божий, а сторонники сатаны строят град человеческий: светское, земное государство. Августин отрицательно относился ко всякого рода насилию, но понимал его неизбежность в этом мире. Поэтому он признавал и необходимость государственной власти, хотя ее носители им же самим охарактеризованы как «большая шайка разбойников». Смысл истории – по Августину – в победе христианства во всемирном масштабе.

XIII в. – век наивысшего могущества Римской церкви. В это время происходит окончательное становление средневековой религиозной догматики. Этим церковь обязана Фоме Аквинскому, который помимо богословия и философии трактовал проблемы права, морали, государства, экономики. Фома – первый схоластический учитель церкви. С 1279 г. признан официальным католическим философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Его политические взгляды изложены в работе «О правлении государей», в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Одна из частей главного произведения «Сумма теологий» специально посвящена законам. В 1323 г. причислен к лику святых.

В своих политических воззрениях Фома отвергал общественное равенство и утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все виды власти на земле – от Бога. «Государственное сообщество, - писал он, - является приготовлением к высшему сообществу – государству Бога. Таким образом, государство подчиняется церкви как средство цели». При этом следует различать сущность, форму и использование власти. Установленная Богом власть несет людям добро, поэтому ей следует беспрекословно подчиняться. Главная задача государственной власти – содействовать общему благу, заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать мир подданным. Но использование власти может быть дурным. Поэтому в той мере, в какой светская власть нарушает законы Бога, Подданные вправе оказывать ей сопротивление.

Заслугой Фомы Аквинского является разработка теории закона. Человек как гражданин христианского государства имеет дело с четырьмя видами законов: вечным, естественным, человеческим и Божественным. Вечный закон – это Божественный разум, правящий вселенной. Вечный закон заключен в Боге и потому существует сам по себе. Все остальные законы производны и подчинены вечному. Естественный закон есть отражение Божественного закона в человеческом разуме. В силу причастности ума человека к Божественному разуму, ум человека управляет всеми его нравственными силами и является источником закона естественного (он повелевает делать добро и избегать зла). По закону естественного права протекала блаженная жизнь людей до грехопадения. Из естественного закона вытекает закон человеческий , созданный по воле людей. Целью человеческого закона должно быть общее благо, которое Фома понимает так же, как и Аристотель: оно имеет в виду интересы, которые касаются одинаково всех граждан. Законы человеческие имеют целью принудить людей делать то, что они должны делать. А достигается эта цель тремя способами: повелевая, допуская и запрещая. Помимо направленности к общему благу, закон должен быть издан компетентной властью и обнародован. Что касается Божественного закона – то это законы Ветхогои Нового Завета, те, что ведут человека к достижению блаженства в потусторонней жизни, для чего и требуется Божественное откровение по причине недостаточности одного естественного разума.

2. Политическая система: понятие, структура, функции, типы.

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механи­зм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качес­тве единого социального организма. Этот механизм именуется полити­ческой системой. Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать “окружением” или “окружающей средой”, и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идёт о действии закона на опр­еделённой территории, в случае муниципалитета - его акты ограниче­ны его территорией, в случае политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политологи разра­ботали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и поня­ть функционирование политических систем. Рассмотрим две из них, составляющие основу теории политических систем - американских пол­итологов Д. Истона и Г. Алмонда.

Д. Истон в своих работах изложил основу анализа любой политич­еской системы какой-либо страны, а также составляющих эту систему подсистем: парламента, правительства, местного самоуправления, по­литической партии, общественной ассоциации. По Д.Истону политичес­кая система - это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деконструктивных) и поддержки (или протеста). Требованиямогут возникать и формулироваться как в окружающий среде, так и внутри самой системы. Поддержка может выр­ажаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти её символам. Независимо от места своего происхождения требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитыва­ться ею в соответствующих структурах и при соблюдении определённых процедур. Например, требование индексировать заработную плату учи­телей учитывается в ходе коллективных переговоров. Выход информации - результат функционирования политической системы - осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия так или иначе оказывают воздействие на окр­ужающую среду. Поддержка, оказываемая системе усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоёв и групп населения. В системе усилятся стабил­изационные процессы. В случая полного или частичного несоответств­ия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последст­вия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы. Требования занимают важное место в разнообразной информации, поступающей в систему и свидетельствующей об ожиданиях, мотивах и интересах людей. Истон разделил их на распределительные (о зарпла­те и рабочем времени, об условиях получения образования, услугах), регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.), коммуникативные (о представлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).

Политическая система является открытой: она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воз­действие слабое, тогда политическая система не имеет достаточно информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-то одного слоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, и это может привести к ошибочным решениям.

Выходные действия политической системы, по Истону, обусловлены её главным предназначением, самой природой политической власти. Она состоит в обязательном представлении политических решений, ав­торитарном распределении и обеспечении принятия их населением. По­литическое решение и является формой авторитарного распределения ценностей.

В отличие от Истона, Г. Алмонд рассматривает политическую сис­тему как множество взаимодействий, поведений, как государственных, так и негосударственных, которые необходимо исследовать. Он отмеч­ает, что любая политическая система имеет свою собственную структ­уру, многофункциональна; все политические системы осуществляют одни и те же функции и смешаны в культурном смысле. Важной особен­ностью является многофункциональность политической системы. В час­тности, несмотря на провозглашённый принцип разделения властей, многие функции, хотя и по-разному в разных системах, неразделимы. Например, вмешательство парламента в текущую политику, законотвор­ческая деятельность правительства и президента происходит во мног­их странах мира. Смешанность политических систем в культурном смысле означает, что нет, например, “чистого” президентского или “чистого” парламентского правления.

Модель Г. Алмонда преодолевает некоторые недостатки модели Д. Истона. Она учитывает психологические, личностные аспекты политич­еских взаимодействий, импульсы поступающие не только извне, от на­рода, но и поступающие от правящей элиты. Правительство, к пример­у, решает множество вопросов, имеющие мало общего с интересами и желаниями граждан (Применение насилия в отношении отдельных социа­льных групп, начало войны).

Выход информации, по Г. Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интере­сов (высказанных и не высказанных, укрупнения (обобщения и интегр­ации интересов)), политических коммуникаций(связей и взаимосвязей различных политических сил).

Функции выхода информации состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализация правил (придания им юри­дического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутрен­ней и внешней политики). Таким образом, к важнейшим функциям поли­тической системы относятся изучение ситуации и учёт её особеннос­тей, а также политическое решение выделенных проблем.

В данной модели основное внимание уделено множественности раз­личных интересов внутри самой системы, их столкновению и объедине­нию, учёту этих интересов системой.

Современные интерпретации политических систем отличаются разнообразных концепций. Существует до двух десятков определений данного понятия, в основе которых различные критерии. В целом можно утверждать, что политическая система - это универсальная управляю­щая система общества, компоненты которой связаны политическими от­ношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определённый социальный порядок на основе использования государст­венной власти.[1]

В структуре политической системы учёными выделяются такие её подсистемы как: институциональная (организации, учреждения), нормативная (нормы правовые и моральные, политические традиции), функци­ональная (формы и направления политической деятельности, различные политические процессы, способ и методы осуществления власти), ком­муникативная (объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями и государством, между политической и экономической подсистемами), идеологическая (взгляды).

В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко вычленяются четыре главные группы элементов политической системы: 1)политическая организация ; 2)политические отношения ; 3)политические и правовые нормы ; 4)политическое сознание и политическая культура .

Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства, в законодательстве, которые регулируют принципы формирования и деятельность органов государственной власти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных организаций.

Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация . Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчинённые единой цели и регулирующиеся определёнными правилами, нормами, принятыми в данной общности. Именно благодаря организации осуществляется перевод идеологической или моральной силы в материальную, идеи становятся правилами поведения. Организация в следствии того выступает важнейшим средством формирования единой воли.

В тех случаях, когда народ той или ной страны вступает в политические отношения, не имея хоть в какой-то степени развитой политической организации, её функции берут на себя другие силы: армия, племенные структуры, религиозные общества.

Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массовой информации и церковь.

Государство и партии являются собственно политическими организациями, т.е. они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объёме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть - это главное в их деятельности.

Косвенные политические организации связаны с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы, молодёжные политические организации). Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении политической власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации). Функционирование политических организаций предполагает их систематическую деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в регистрации всех политических организаций и возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль за их деятельностью. Церковь имеет централизованное управление, верующие и служители культа подчиняются определённой системе норм религиозной морали.

Кроме политических организаций, в состав политической системы общества входят политические отношения - взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.

Первая группа - отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Вторую группу составляют так называемые вертикальные отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.

В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы , существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют её нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем.

Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.

Через политические и правовые нормы получают официальное признание и закрепление определённые политические устои. В свою очередь при помощи этих норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будет руководствоваться все участники политической жизни.

Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают регулирующее воздействие на политические отношения. Так происходит формирование политического сознания и поведения субъектов в политической деятельности, выработка у них установок, соответствующим им целям и принципам политической системы.

К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение масс.

Все социальные системы, согласно Т. Парсонсу, имеют четыре общих основных функции:

- система должна соответствовать своей "модели", особенно в аспекте управления и контроля над обществом;

- она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней сре­дой и другими системами;

- она должна интегрировать свои функции и задачи, т. е. определять от­ношение между составляющими ее элементами;

- система, имея конкретные цели, должна делать все для достижения этих целей, а именно: формулировать их, осуществлять соответствующие ме­ры, ориентировать на них население.

В связи с этим основными функциями политической системы как це­лого являются следующие:

- определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны. Цели могут быть: ближай­шими, промежуточными и конечными; экономическими, социальными, политическими, идеологическими.

- мобилизация ресурсов и организация деятельности общества на осуще­ствление целей и задач;

- укрепление единства общества;

- распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;

- урегулирование конфликтов.

Функционирование политической системы затрагивает также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных усилий. В связи с этим оценка политической системы должна проводиться с уче­том законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительст­вом, и моделей их распределения.

Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, то есть по характеру и способам взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяется тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

Французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления и соответственно выделяет пять основных разновидностей: 1) либеральные демократии в принятии политических решений ориентируются на ценности индивидуализма, свободы и собственности; 2)коммунистические системы ориентируются на ценности равенства, социальной справедливости; 3) традиционные политические системы опираются на олигархические формы правления и ориентируются на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; 4) популистские политические системы используют авторитарные методы управления и стремятся к большому равенству в распределении благ; 5) авторитарно-консервативные политические системы преследуют цели сохранения социального и экономического равенства, ограничения политического участия населения.

В основу классификации политических систем может быть положен и классовый принцип. По этому принципу строит типологию марксизм, который рассматривает политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса и соответственно выделяет рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую политические системы. Последнюю исторически должно, согласно марксизму, сменить общественное самоуправление народа во всех сферах общественной жизни, но оно уже не будет политической системой в ее современном понимании.

В настоящее время общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда, который различает их по типу политической культуры и разделению политических ролей между различными участниками политического процесса и выделяет четыре типа политических систем:

1) Для англо-американской политической системы характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса – государством, партиями, группами интересов и так далее. Политическая система функционирует на однородной культуре, ориентированной на защиту либеральных ценностей, которые общепризнанны в обществе.

2) Европейско-континентальная система отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположенных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Разделение политических ролей и функций в такой системе происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии. Однако наличие однородных субкультур не мешает находить согласие в обществе, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.

3) Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины. Поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь практически невозможно. Интеграция общества приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.

4) Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть в них сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Политология, В. А. Мельник. Минск, «Вышэйшая школа», 1996. 478 стр.

2. А. А. Радугин. «Политология». –М.: Центр, 1999. –224с.

3. Большой Энциклопедический Словарь; под главной редакцией Прохо­рова А.М. 1991.

4. Энциклопедический Юридический Словарь; под общей редакцией Крутских В.Е. 1998 г.

5. Борисов В. К. Теория политических систем. – М.: Знание, 1991

6. Белов Г. А. Функции политической системы.// Кентавр. – 1995 - № 3

Выполнил _________________() «____»________________2005г.


[1] Например в Энциклопедическом Юридическом словаре, Политическая система (общества) определяется как - 1)(как комплексный конституционно-правовой институт) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных субъектов; (в материальном смысле) совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть. А в Энциклопедическом Словаре - это система социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определённые политические функции. Включает государство, партии, профсоюзы, церковь, а также организации и движения, преследующие определённые цели.