Смекни!
smekni.com

Структура и типы политической системы (стр. 3 из 5)

Тоталитаризм

Тоталитаризм- это политический режим, стремящийся установить полный (тотальный) контроль над обществом и гражданами.

Идеи тоталитаризма уходят своими корнями в глубокую древность, и на Востоке (древний китайский философ Шан Ян), и на Западе (Платон) развивали

идеи, обосновывающие необходимость жесткого контроля государства над всеми членами общества. Всякий раз, когда в развитии человеческого общества происходили заметные сдвиги в системе разделения труда и появлялись новые потребности, это приводило к некоторой потере управляемости социальными процессами. Усложненное и дифференцированное общество не сразу находило адекватные способы регуляции общественных процессов, что, в свою очередь, вызывало к жизни идеи ужесточения контроля государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и отдельного индивида.

В первой половине XX в. тоталитарная мысль воплотилась в политическую практику в ряде стран, что позволило систематизировать и выделить признаки тоталитаризма, сформулировать его видовую специфику. Следует отметить, что практика развития тоталитарных систем привела многих ученых к выводу, что тоталитаризм представляет собой не только политический режим, но и определенный тип общественной системы. Однако доминирующей в политической науке является трактовка тоталитаризма как политического режима.

На основе функционирования тоталитарных режимов в гитлеровской Германии и сталинском СССР в 40-50-е гг. на Западе была создана теория тоталитаризма. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма - это работы Ф. Хайека (1899-1992) "Дорога к рабству" (1944), и Х.Аренд (1906-1975) "Истоки тоталитаризма" (1951), а также совместный труд К.Фридриха и З.Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956). Более поздние попытки создать теорию тоталитаризма на базе реального исторического материала особого успеха не имели, так как они, отображая самые одиозные политические системы XX в. - гитлеровского фашизма и сталинского социализма - по мере смягчения, либерализации политических режимов в СССР и других социалистических странах все больше расходились с реальностью и к тому же не отражали принципиальных различий между отдельными тоталитарными системами. Эти теории оказались адекватны лишь эпохе сталинского террора. Поэтому считается общепризнанной трактовка тоталитаризма как преимущественно нормативного понятия, находящего большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической системе.

Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю государства за личностью, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

Как было отмечено выше, идеи тоталитаризма уходят своими корнями в глубокую древность. Достаточно детальное обоснование тоталитарные модели государства получили у Платона, Т.Мора, Т.Кампанеллы, Г.Бабефа, К.А.Сен-СимонаЖ.-Ж.Руссо. Позже они развивались в трудах Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина и других мыслителей. Несмотря на глубокие содержательные различия; тоталитарные концепции имеют общую логику. Как отмечал Н.А.Бердяев, первоистоки тоталитаризма следует искать в политизации утопии. Идеальные образы совершенного строя - утопии - играли огромную роль в истории. В тоталитарной модели привлекательная утопия отождествляется с абсолютной истиной. Это позволяет рассматривать все остальное теории и взгляды как заблуждения или сознательную ложь, а их носителей - либо как врагов, либо как темных или заблудших людей, требующих перевоспитания. Поэтому утопия всегда тоталитарна, всегда враждебна свободе, предполагающей плюрализм мнений. Именно с вопроса об отношении к собственному учению как истине в последней инстанции, и к другим социальным идеям начинается разрыв тоталитаризма с рационализмом, на почве чего вырастает тоталитарное стремление к построению совершенного общества.

Тоталитарная утопия представляется в форме идеологии, обосновывающей цели коллективных действий. Дальнейшая логика формирования тоталитарного строя такова. Общие цели конкретизируются и реализуются с помощью жесткого экономического и социального планирования. Всеобъемлющее планирование нуждается в надежной гарантии реализации планов - всесильной власти и массовой поддержке, что обеспечивается с помощью как разрастания институтов власти и социального контроля, так и систематической идеологической обработки населения и его мобилизации на исполнение планов. При этом подавляется всякое инакомыслие, так как без единой идеологической веры невозможно массовое послушание. Управляемая из центра сложнейшая государственная машина не допускает индивидуальной свободы граждан. Ради достижения общей цели допускаются методы насилия и террора, так как власть действует по принципу "цель оправдывает средства".

Предпосылки тоталитаризма.Реальное воплощение тоталитарных моделей стало возможным лишь на определенном этапе развития общества. Главной предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она связана с развитием массовых коммуникаций, что сделало технически возможным систематическую идеологическую обработку населения и всеобъемлющий контроль над личностью.

На этой ступени социально-экономического развития в индустриально развитых странах появились мощные монополии, охватившие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов организованности и управляемости общества, успехи в развитии науки, техники и образования порождали иллюзию возможности перехода к рационально организованной .и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Стержнем этой новой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

Порождением индустриализма и этатизма (возрастания влияния государства на экономику и другие сферы жизни общества) является коллективистско-механистическое мировоззрение, лежащее в основе тоталитарной идеологии. В соответствии с этим мировоззрением, человек - лишь винтик в хорошо организованной государственной машине. Противоречие между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой решается в пользу государственной машины. Тоталитаризм базируется на сознании, исходящем из безусловного подчинения индивида коллективу.

Важной субъективной предпосылкой тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Человек перестал чувствовать себя неотъемлемой частью семьи, рода, общины, испытал стремление убежать от бездушного капиталистического мира, преодолеть бессилие и страх перед жестокой рыночной стихией, найти смысл жизни в служении великой цели, в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации.

Тоталитаризм для многих одиноких, социально отчужденных людей имеет психологическую привлекательность. Он дает надежду утвердить себя в чем-то значительном: в классе, нации, государстве, партии и пр. Кроме того, тоталитарная идеология многим дает возможность найти выход своим агрессивным, разрушительным инстинктам, преодолеть комплекс собственной неполноценности и утвердиться за счет принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой)группе или партии.

Психологическая неудовлетворенность существующим строем и привлекательность тоталитаризма резко возрастает в периоды социально-экономических кризисов. Кризис резко усиливает бедствия и неудовлетворенность населения, ускоряет появление необходимых для утверждения тоталитаризма социальных предпосылок - значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции и поддерживающих ее. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы - промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания; утратившие, культурную и социально-этническую идентичность.

Эти и другие благоприятные для тоталитаризма факторы могут быть реализованы лишь при наличии необходимых политических условий. К ним прежде всего относится упомянутая уже этатизация общества, а также появление тоталитарных движений и партий нового типа - предельно идеологизированных и достаточно массовых организаций с жесткой, полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым идеям и их выразителям-вождям. Именно эти организации и движения, использующие благоприятные социальные условия, и явились главными творцами тоталитарных режимов.

Тоталитарные режимы имеют ряд характерных черт. Эти специфические идеологические, политические и социально-экономические характеристики являются общими для всех известных тоталитарных режимов.

При выявлении общих черт тоталитарных режимов отправным пунктом является анализ лежащей в их основе идеологии и общественного сознания.Идеология призвана сплачивать людей в политическую общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать поведение граждан и государственную политику.