регистрация / вход

Политика понятие и общественный смысл 2

1.ВВЕДЕНИЕ Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важ­ное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и це­лых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основа­ми человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. вели­чайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.

1.ВВЕДЕНИЕ

Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важ­ное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и це­лых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основа­ми человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. вели­чайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.

Политические знания и культура нужны сегодня любому челове­ку, независимо от его профессиональной принадлежности, посколь­ку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с дру­гими людьми и государством. Без обладания такими знаниями лич­ность рискует стать разменной монетой в политической игре, пре­вратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

2.Политика:понятие и общественный смысл.

2.1.Понятие термина «политика»

Термин «политика » возник в Древней Греции от греческого polis (город-государство) и означал первоначально «искусство управления государством». Одно из первых произведений, посвященных изучению политики – трактат Аристотеля «La Politika» – дословно так и назывался – «То, что относится к государству».

Первый из современных подходов к пониманию политики связан с этой древнегреческой традицией. Он предполагает, что объект политической науки мало изменился со времен Аристотеля, Платона и Цицерона и что последняя по-прежнему остается по преимуществу наукой о государстве, его институтах и методах деятельности. Таким образом, согласно данному подходу, политика – это сфера деятельности государства.

Второй из современных подходов связан с марксистской традицией. К. Маркс и Ф. Энгельс понимали политику не столько как сферу деятельности государства, сколько как область взаимодействия между классами по поводу государственной власти.

Наиболее распространенным в современной западной политологии является третий подход, связанный с веберианской традицией. Немецкий историк и социолог Макс Вебер понимал политику как область отношений между социальными группами по поводу власти. На первый взгляд указанный подход представляется во многом тождественным предыдущему. Тем не менее между ними есть весьма существенные различия, которые предопределили выбор западной политической наукой в качестве определяющего именно веберианского подхода.

В веберианском подходе, в отличие от марксистского:

1) в качестве субъектов политики выступают не только классы, но и другие субъекты гражданского общества (партии, профсоюзы, СМИ, группы давления и т.д.);

2) речь идет не о захвате власти, а о влиянии на власть, об оказании давления на власть (т.е. не о свержении существующего политического, а вместе с ним и всего общественного строя, а о диалоге с существующей властью в рамках данного общественного устройства);

3) власть понимается как существующая не только на макроуровне общества (как политическая и государственная власть), но и на микроуровне (в различных социальных группах). Тем самым и политика становится возможной на разных уровнях общественной организации (в семье, в трудовом коллективе, в подростковой компании, в студенческой группе и т.д.).

Весьма своеобразное, но достаточно распространенное с современной политической науке понимание политики связано с именем австро-немецкого социолога Карла Маннгейма. Маннгейм предложил различать два вида человеческой деятельности – деятельность по регулированию социальных систем в соответствии с заданными нормативами и деятельность по изменению самих этих нормативов. Первый вид деятельности он назвал бюрократической, а второй вид – политической деятельностью. Тем самым политика понимается по существу как разновидность инновационной деятельности, т.е. деятельности по переводу социальных систем в новое качество. В этом случае, как и в предыдущем подходе, политика оказывается существующей в социальных системах разного уровня. Политиком может быть не только государственный деятель, принимающий нестандартные политические решения, но и ректор университета, кардинально перестраивающий сложившиеся схемы образовательного процесса, или руководитель предприятия, осуществляющий внедрение новых производственных технологий.

Приведенных подходов достаточно, чтобы сделать важный вывод: определить однозначно, что такое политика, очень непросто.

2.2.Происхождение политики

Политика существовала не всегда. Ее появление отражает процесс усложнения социальной жизни, обусловленного постоянным развитием человеческих потребностей и общественного разделения труда.

Так, примитивные общества охотников и собирателей не знали политики. Неразвитость материального производства обусловливала примитивность потребностей, сводившихся к возможности физического выживания. Нерасчлененность потребностей объяснялась неспособностью отдельных индивидов к самостоятельному существованию, их зависимостью от «целого» (рода, племени). Сами эти общества еще не выделились из природы, а существовали, приспосабливаясь к ней и используя готовые таюды (пища, естественные жилища и т. д.). Взаимодействия внутри подобных образований были основаны на естественных связях (кровнородственных отношениях), регулировались религиозными нормами, обычаями, традициями.

Постепенное выделение из природы и создание искусственной среды обитания разрушали естественно-природный характер взаимосвязей внутри примитивных обществ. Господство «целого» над отдельным индивидом ослабевало по мере перехода от присваивающего хозяйства к производящему и постепенного разложения родоплеменной организации. Уже в садоводческих обществах (4 тыс. до н. э.), по мнению американских социологов Г . Ленски и Дж . Ленск и ,появляются политические структуры, отражающие процесс социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Эти общества включают от двух до четырех социальных слоев, множество кланов. Хотя доминирующее значение в организации социальной жизни сохраняли кровнородственные связи, но уже начали формироваться политические институты (лидеры, советники, аппарат принуждения).

Политика становится самостоятельной сферой в аграрных обществах, где дальнейшее совершенствование орудий производства (в частности, создание металлического плуга) и использование животных в качестве тягловой силы позволили производить продуктов больше, чем было необходимо для непосредственного потребления. Прибавочный продукт заметно расширил возможности человека по развитию экономики. Его производительное использование способствовало развитию обмена, торговли, ремесел, городов. Выделение частной собственности стало принципиально важным моментом в развитии социальной жизни - оно привело к обособлению отдельного человека, который превращался в автономную личность, независимую от власти «целого» (рода, племени). Самостоятельный индивид с его интересами и потребностями стал основой формирования гражданского общества, пришедшего на смену «естественному обществу».

Поведение автономной личности уже не определяется жестко родственными связями, религиозными нормами, обычаями, поскольку социальные взаимосвязи вышли за пределы общины, рода. Социальный статус обособленного человека определяется его экономическими возможностями, богатством, престижем. Однако обособление личности с необходимостью требует формирования и развития общественных институтов, направленных на обеспечение ее прав, свобод и самостоятельности.

Дифференцированная структура интересов и потребностей (прежде всего по признакам собственности , престижа профессии , классовым различиям ) разрушила некогда монолитное единство первобытных обществ и потребовала иных средств регуляции социальных взаимоотношений .Если прежде возникавшие противоречия разрешались на основе кровнородственных связей, обычаев, нравов, традиций, религиозных норм, то в дифференцированном обществе эти механизмы регуляции оказываются недостаточными для преодоления конфликта интересов. А между тем потребность в защите и обеспечении прав и свобод самостоятельного индивида, в упорядоченном взаимодействии его с другими индивидами значительно возрастает. Следовательно, там и тогда, где и когда нет естественного согласия, но существует потребность в согласованном поведении, возникает политика.

Потребность в согласовании различающихся групп интересов, обеспечении целостности общества и эффективности его функционирования привела к формированию институтов публичной власти :государства с бюрократическим аппаратом, армией и т. д. В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Следовательно, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей оказываются политическими тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства.

Эффективность и осязаемость политики как социального института, в отличие от других регуляторов общественных отношений (морали, религии, традиций и т. д.), обусловлена наличием такого ее элемента, как власть .

Первоначально власть не была политической по своему ха рактеру - она исходила от рода ,который формировал органы общественной власти на своих собраниях. Власть старейшин, военачальников, жрецов была основана на их авторитете (выбирались самые сильные, умные, ловкие) и на выполнении определенных функций (например, религиозных). Тогда власть имела общественный характер, поскольку регулировала в основном совпадающие интересы и потребности рода. Обособление отдельного индивида на основе частной собственности и становление его как автономной личности обусловили несовместимость его интересов с интересами других, таких же обособленных индивидов, породили противоречивость и антагонистичность их интересов. На смену неполитической форме существования общества пришла политическая организация жизнедеятельности человека.

Политическая власть имеет более осязаемые источники согласования различающихся интересов и потребностей, ма териализованные в системе специальных институтов : государст ве , бюрократии , армии , идеологии и т . д .Однако власть не представляется вещью, обладая которой можно делать все, что угодно. Политическая власть - это отношения , причем волевые ,формирующиеся сознательно между субъектом (тем , кто влияет ) и объектом (тем , на кого влияют ).Властные взаимоотношения групп и общностей происходят на основе политически осознанных интересов и потребностей, т. е. таких притязаний, реализация которых требует использования государственной власти. Это обусловлено тем, что в противном случае удовлетворение потребностей одних групп и общностей существенно изменяет социальные возможности других. Следовательно, политическую власть можно рассматривать как способность государства, других социальных институтов (партий, групп давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы, решительно воздействовать на поведение индивида, групп, общества с помощью имеющихся средств.

2.3.Сущность политики.

Во всем последующем изложении мы будем говорить о политике применительно к макроуровню общества, т.е. о политике как общественном явлении. В этом случае можно выделить следующие признаки политического:

1. Политика всегда есть там, где действуют большие социальные группы (социально-профессиональные, этнические, религиозные, демографические, территориальные и т.д.), преследующие свои коренные, существенные, долговременные интересы.

2. Политика всегда есть там, где есть столкновение, конфликт, борьба социальных интересов, т.е. интересов больших социальных групп.

3. Политика всегда есть там, где действует противоположная тенденция – на интеграцию социальных интересов, на консолидацию существующих социальных групп.

4. Политика всегда есть там, где есть государственные и общественные органы, которые занимаются регулированием социальных отношений, т.е. отношений между большими социальными группами.

В свете сказанного политику можно определить следующим образом. Политика – это такая сфера социальной жизни людей, которая связана с деятельностью государственных и общественных органов по регулированию отношений между большими человеческими общностями в целях достижения определенных общественно значимых результатов.

Важной характеристикой политики является публичность. Это означает, что

1) все политические решения имеют универсальный характер в том смысле, что могут касаться регулирования всех сфер общественной жизни: хозяйственно-экономической, культурной, образовательной, религиозной, семейно-брачной и т.д.;

2) они являются общеобязательными для выполнения, даже если выглядят несправедливыми или неоптимальными в глазах своих адресатов. Их осуществление гарантируется институтами государственной власти, располагающими монопольным правом на применение средств организованного и легитимного принуждения.

Поэтому в окончательном виде политику можно определить следующим образом. Политика – это область в основном целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Как сложное общественное явление, политика имеет внутреннюю структуру. В качестве ее важнейших элементов выделяют:

— политические отношения;

— политическое сознание;

— политическую систему общества.

Политические отношения – это устойчивые взаимосвязи общественных групп между собой и с институтами власти.

Можно выделить 5 основных видов политических отношений:

1) отношения, исходящие от органов государственной власти в адрес общества в целом, отдельных социальных групп или конкретных личностей; политический характер этим отношениям придает политическая природа государства;

2) отношения, направленные от общества в целом, отдельных социальных групп или конкретных личностей в адрес государственных органов;

3) отношения по вертикали и по горизонтали власти. Отношения по вертикали власти характеризуются соподчинением, иерархией властей. Примерами являются отношения между федеральной и региональной, законодательной и исполнительной властью. Отношения по горизонтали власти — это отношения между политическими субъектами, имеющими равный статус. Примерами являются, прежде всего, отношения между правящей элитой и контрэлитой, между различными группировками внутри самой правящей элиты, между различными субэлитными группами – финансовой, промышленной, военной и т.д. элитами;

4) отношения между субъектами гражданского общества по поводу власти. В качестве основных субъектов гражданского общества выступают социальные группы. Для борьбы за власть они создают политические партии. Борьба политических партий между собой обостряется в период избирательных кампаний. Таким образом, в данном случае речь идет о борьбе политических партий в период избирательных кампаний;

5) международные (или межгосударственные) отношения.

Следующим элементом политики является политическое сознание. Политическое сознание – это отражение в чувствах, эмоциях, убеждениях общества в целом, отдельных социальных групп или конкретных личностей явлений и процессов политической жизни.

Принято выделять виды политического сознания по разным основаниям:

1) по формам политического сознания: политическая идеология, политическая психология, политические и правовые знания;

2) по субъекту, или носителю политического сознания: политическое сознание общества в целом, политическое сознание социальной группы, политическое сознание личности;

3) по уровню политического сознания: тип политического мышления (политической ментальности), характерный для нации в целом; уровень политической и правовой информированности, степень компетентности политических суждений; политические установки, ориентации, оценки, мотивы политического участия или неучастия.

Наконец, еще одним элементом политики является политическая система общества. Политическая система – это совокупность учреждений и институтов, осуществляющих в единстве и взаимодействии власть и управление обществом.

Внутренними элементами политической системы (и тем самым основными политическими институтами) являются:

— государство (единственный чисто политический по своей природе институт);

— политические партии (имеющие, в отличие от государства, двойственную природу – политическую и социальную одновременно);

— общественные движения и самодеятельные объединения, либо действующие в сфере политики, либо в том случае, когда их деятельность направлена в адрес государственных органов и тем самым приобретает политический характер.

Политику принято классифицировать по различным основаниям. В зависимости от основания классификации выделяют следующие виды политики:

— по направлениям: внутреннюю и внешнюю;

— по сферам жизни: экономическую, социальную, национальную, демографическую, культурную и т.д.;

— по масштабам: глобальную, международную, региональную;

— по ее носителям: государственную, партийную, военную и т.д.;

— по значимости для общества: прогрессивную и реакционную.

Субъектами (носителями) политики выступают конкретные личности и социальные группы, партии и политические движения, классы и нации, государства и народы.

Обычно выделяют первичные и вторичные субъекты политики.

Первичные субъекты – это большие социальные группы (профессиональные, региональные, демографические, этнические, конфессиональные и др.) как носители социально значимых интересов.

Под вторичными субъектами понимаются те структуры, которые в своей деятельности реализуют интересы и волю больших социальных групп (государственные органы, различные политические институты, политические элиты и лидеры).

2.4. Функции политики в обществе

С общегосударственным, макроуров­нем, политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важней­шие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

— поддержание и укрепление целостности общества как слож­но дифференцированной социальной системы, обеспечение об­щественного порядка и организованности;

— разработка целей всего общества и составляющих его кол­лективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

— авторитарное, обязательное для всех распределение дефи­цитных ценностей и благ;

— предотвращение и регулирование групповых конфликтов; — конституирование сложных социальных субъектов (комму­никационная функция). Суть этой функции достаточно полно описывает английский политолог Р. Н. Берки: «Политика пред­полагает: выявление смысла существования общности; определе­ние общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъ­ектами или выработку правил, по которым субъекты самостоя­тельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимо­действие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества»

Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени лю­бому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это — поддержание классового или социального господства; защита ос­новополагающих прав человека; привлечение граждан к управле­нию государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Достаточно детально вопрос о функциях политики разра­ботан в системном анализе. Так, один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две осново­полагающие группы функций: функции «ввода» — воздейст­вия общества на политику — и функции «вывода» — влияния политической системы на общество. К функциям «ввода» от­носятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям «вывода» — разработка норм (зако­нов); их применение; контроль за их соблюдением[i] .

Многообразие функций политики свидетельствует о ее глу­боком проникновении в общество, распространении на весь­ма различные социальные явления.

2.5. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни.

Понимание природы и специфических свойств политики неизбежно предполагает осознание ее связей и отношений с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, художественной культуры, политика и сама оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества.

В настоящее время в политической науке предпринимается немало попыток утвердить одностороннюю зависимость политики от иных сфер общественной жизни или данных сфер от политики. При сохранении случаев морализации политики, утверждения ее исключительной зависимости от права, культуры, религии или экономики все же в большинстве своем ученые предпочитают учитывать двойственный характер ее взаимоотношений с другими областями жизни — причинно-следственный и функциональный.

Для понимания природы политики необходимо понимание ее взаимосвязи с другими сферами жизни общества.

Наиболее тесно политика переплетается с экономикой. Общеизвестно, что политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно.

Вопрос о взаимосвязи экономики и политики глубоко проанализирован в известной работе К.Поппера «Открытое общество и его враги». Согласно позиции К.Поппера, политическая власть имеет фундаментальный характер, она может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать программу защиты экономически слабых, создать законы, ограничивающие эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы и старости и т. д. Другими словами, политическая власть служит ключом к экономической защите, она и присущие ей способы контроля — самое главное в жизни общества.

Известно, что рынок далеко не идеальный механизм функционирования экономической жизни. Прямое или косвенное воздействие политики на рынок и цены в той или иной степени всегда необходимо.

Хотя вопросу взаимосвязи политики и экономики в отечественной науке традиционно уделяется главное внимание, это отнюдь не означает, что взаимосвязь политики с другими сферами жизни общества менее существенна с научной точки зрения или имеет меньшее значение в реальной жизни общества.

Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила «политической игры», определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Само право в свою очередь является сложным феноменом,

порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором.

Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека.

Субъекты политики в своих действиях руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни. На практике взаимодействие политики и морали редко когда строится на какой-то одной из этих норм, скажем, добре, справедливости и прекрасном, - такой вариант можно было бы считать идеальным. В реальной жизни зачастую оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику, утрачивают свои лучшие качества, деградируют сами и ведут к деградации других. Более точно соотношение политики и нравственных качеств политика отражает издавна известная формула: каковы конкретные люди, делающие политику, такова и политика,проводимая ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы называем именами конкретных политиков (эпохи Цезаря, Петра I, О. Бисмарка, В. И.

Ленина, И. В, Сталина, Дж. Кеннеди, М. С. Горбачева и т. д.), подразумевая

вполне определенный характер этого соотношения.

Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии.

М.Вебер показал, какую исключительно важную роль в возникновении

капиталистического общества и демократических институтов сыграла

религиозная Реформация и явившаяся ее следствием протестантская этика.

Более того, роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.

В целом можно сказать, что политическая сфера, политическая жизнь,

будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.

3.Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что какую бы важную сферу общественной жизни мы не взяли: работу, быт, средства массовой информации (не говоря уже о государстве и партиях), все они в той или иной степени сопряжены с политикой.

В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающими их интересы.В целом политика отражает потребности людей в организации общественной жизни и является отражением социально-экономического раз­вития общества; определяется на основе идеологических ценностей и ин­тересов больших социальных групп; испытывает непосредственное воздействие всего комплекса национально-этнических отношений; зависит от характера общественного сознания и политической культуры; в той или иной степени подвержена воздействию внешних факторов.

Основополагающая задача политики — интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности на базе поиска баланса интересов различных сил, диктуемых потребнос­тями общества в целом, выработки и реализации передовой стратегии раз­вития. Разработка и осуществление оптимального политического курса раз­вития страны предопределяет ее успешное развитие на десятилетия вперед.

Список использованной литературы:

1.Введение в политологию. Пугачев В.П., Соловьев А.И.Учебник,4-е изд , перераб и доп.-М.: Аспект Пресс,2004

2.Политология. Мухаев Р.Т.Учебник, М.: Изд-во»Приор»,2000

3.Политология. Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения и всех специальностей. Часть I. М., МГЗИПП, 1997, гл. П.


ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий