Смекни!
smekni.com

Власть как явление общественной жизни 3 (стр. 3 из 3)

2. подданнический (пассивный по содержанию);

3. активистский;

4. «Культура гражданина» (смешанный тип).

Последний наиболее предпочтителен для современного демократического об­щества. Можно провести классификацию по социально-классовому признаку (пролетарская, крестьянская и т.п.), по идеологическому признаку (коммунистическая, социал-демократическая, либеральная и т.п.), по национально-территориальному признаку (западноевропейская, англосаксонская, восточная, азиатская и т.п.), по характеру политического режима (демократическая, авторитарная, тоталитарная) и другие виды политической культуры.

В обществе господствует тот или иной тип культуры. Чем яв­ственнее господство, тем определеннее общество. Однако при этом продолжают существовать и другие типы культуры. Так, в демокра­тическом обществе имеются элементы патриархальной и авторитарной культуры, что в определенных условиях создает возможность перехода общества на путь авторитаризма. Особенно сложной является картина в обществах переходного типа. Так, в современной России пока преобладает культура подданнического типа, существует активистский тип (левый и правый радикализм), зародилась и набирает силу культура гражданина. Социальная неоднородность общества обуславливает существование различных подтипов основно­го типа культуры («субкультура»). Различают политическую субкультуру различных социальных слоев: интеллигенции, женскую, молодежную и т.п. Для моло­дежной субкультуры характерно преобладание так называемого нон­конформизма (т.е. несогласия с властью), радикализм, культ силы. Для старших поколений наибольшими ценностями является стабильно­сть, традиции, опыт. Женщины отличаются от мужчин меньшей вовлеченностью в политику, большей склонностью к поддержке партий и организаций консервативного направления. Мирное "сожительство" и взаимодействие культур - источник стабильности общества. В со­циально разобщенном социуме существует политическая контркультура, направленная против господствующих политических отношений. При несовпадении интересов политической культуры, контркультуры и субкультур возникает угроза распада единой и образования фраг­ментарной политической культуры. Последняя характеризуется уте­рей общих идеалов и ценностей, приоритетом местничества, нацио­нализма, группового эгоизма. Фрагментарная политическая культу­ра - неизбежный спутник революций, переломных периодов обществен­ного развития.

Политическая культура - не изолированное явление. Она - свое­го рода подсистема в системе общей культуры, и находится в тесной зависимости от других ее видов: экономической, бытовой, правовой, нравственной и т.п. культуры. Единство всех видов культуры обусловлено гуманистической сущностью их родовой основы - культуры в целом.

Особенно тесная зависимость отмечается между культурой политической, правовой и нравственной. Все юридическое имеет политическую природу. Закон регулирует отношения между социальными группами, личностью и государством (т.е. определяет политические нормативы общества). Политическая культура формирует уважение к правовым нормам и стремление к их исполнению.

Взаимозависимость политической и нравственной культуры прослеживается на протяже­нии истории человечества с древнейших времен. Модели идеального государства (Платон, Аристотель, Дж. Локк, И. Кант и многие дру­гие) ставили целью достижение счастья человека. В то же время практическая политическая история полна расхождения между нравственными и политическими нормами. Вторая половина XX – начало XXI века, обнажившая перед человечеством глобальные проблемы, со всей силой поставила вопрос о необходимости приоритета общечеловеческих цен­ностей не только в рамках отдельных государств, но и во всемирном масштабе. Все более очевидным становится факт, что политика, игно­рирующая гуманитарные общечеловеческие ценности в угоду классовым, групповым, личным не имеет исторической перспективы.

4. Функции политической культуры.

Поскольку политическая культура есть часть культуры как универсального понятия, ее функции совпадают в целом с функциями последней. В сфере политической культуры наиболее действен­но "работают":

- Познавательная (иногда ее называют гносеологи­ческая) функция - это познание и освоение политической действитель­ности, основной способ формирования политического сознания общест­ва.

- Коммуникативная функция. Обеспечивает обмен политической информацией, распространение знаний, умений и навыков участия в политической жизни. Посредством этой функции осуществляется не только общение, передача политического опыта между современниками, но и от поколения к поколению, т.е. постоянное воссоздание и функционирование самой политической культуры в обществе во временном пространстве.

- Регулирующая функция связана с воздействием на поведение людей и политичес­ких институтов, особенно в процессе подготовки и принятия полити­ческих решений. Если "нормы" этих решений соответствуют доминирую­щей в обществе политической культуре, то процесс взаимодействия власти и общества будет развиваться успешно. Несовпадение таких норм с уровнем и ха­рактером политической культуры в стране обрекает эти нормы на от­торжение, на конфронтацию между обществом и властью, на дискредитацию реформ в глазах народа.

- Интегративная (объединяющая) функ­ция служит консолидации всех слоев общества на основе доминирующих ценностей, идей, принятых норм и принципов политического общежития. Политическая культура выступает здесь своеобразной опорой существующей политической системы, обеспечивает ее стабильность и устойчивость.

- Воспитательную функцию можно еще обозначить как функцию политической социализации личности. Ее суть состоит в том, что через механизм политической культуры происходит приобщение личности к политической жизни данного общества, совершенствование интеллектуальных способностей, навыков активного и полноценного участия личности в управлении. Политическая культура развивает в человеке чувство гражданской ответственности, способствует следованию принятым в обществе эталонам поведения, прививает политическую этику. Функция политической социализации служит действенным рычагом в размывании патриархального и подданнического типа политической культуры и превращении «культуры гражданина» в доминирующий тип. А это является важнейшей основой демократического гражданского общества и правового государства.

Литература:

1. Гуманитас. Humanitas. Том IV. Социология. Политология. Учебно-практическое пособие. М., 2006. стр. 377-386.

2. Василенко И.А. Политология. М., 2004. Глава 10.

3. Ирхин Ю.В. Социология культуры. М., 2006.

4. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2004. Глава 18.

5. Трушков В.В. Политическая культура. М., 2002.

6. Гуманитас. Humanitas. Том IV. Социология. Политология. Учебно-практическое пособие. М., 2006. стр. 272-281.

7. Василенко И. А. Политология. М., 2004. Глава 2.

8. Мухаев Р. Т. Политология. М., 2005. Тема 5

9. Муштук О. З. Политология. М., 2006. Раздел 1.

10. Реутов Е. В. Общество и власть. Кризис легитимности.//Социс. 2006, №1. стр. 82-88.