Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Политологии 3

1. Политические идеи Платона. Основные этапы развития идей (3 этапа). Лекция: 1) Период – сократический. Изложил социально-политическое устройство. Общество должно делиться на 2 сословия. 1 группа населения должна жить обычной жизнью. Эти работящие люди живут семейно, но имеют право распоряжаться только 2/3 того, что произведут. 1/3 надо отдавать наверх – 2 группа: войны и мудрецы. Управлять государством должны ученые (софисты), а защищать их войны (тимос). Эти два сословия не имели собственности. Нет собственности – нет семьи. Дети отдаются на попечение государства и воспитываются. Совокупность мудрых людей Платон называл аристократией. 2) Период – критический. Платон изучил старинные рукописи о государстве Атлантиды. Для создания общества 2 сословия необходима технология 3) Период – закона. Все надо регламентировать: права и обязанности и т.п. Таким образом, чтобы все было по справедливости. Был поставлен вопрос – можно ли с помощью закона создать справедливое общество. Платон разработал схему теократического коммунизма и затем переосмыслив это, создал модель тоталитарного государства. Шпора: Платон (428-348 до Р.Х.) мечтал о создании иде­ального государства, так как наблюдал извращенные формы государственного устройства и правления. Извращения появляются, если есть: 1) утверждение частной собственности и обращение в рабов свобод­ных землевладельцев. Вырождение аристократии мудрых в тимократию (власть воинов). Государство будет вечно воевать; 2) скопление богатства у част­ных лиц, образование имущественного ценза, захват власти плутократами (богатыми). Олигархическое го­сударство раздирает вражда богачей и бедняков, оно будет вечно воевать с самим собой; 3) победа бедня­ков - устанавливается демократическая форма прав­ления; 4) ненасытноестремление к свободе, опьяне­ние ею, потеря управления властью ведет к тирании (господство одного ставленника народу). Это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие каких-либо добродетелей. Платон отказался от первого проекта и стал писать второй проект. Он ответил на вопрос: почему идет смена различных форм государства - из-за порчи че­ловеческих нравов? Где выход? В правлении мудрых людей. Проект правления мудрецов - второй проект. В по­нятии Платона мудрецы - философы. Земля объяв­ляется государственной собственностью. Все виды частной собственности ограничены законами. Граж­дан в идеальном государстве должно быть 5040 человек. Они в большинстве своем, должны быть зем­левладельцы и земледельцы. Торговцы и ремеслен­ники - не граждане. В граждан превращаются по иму­щественному цензу. Общество должно быть разде­лено на четыре сословия. Кто разбогател, может пе­рейти в другое сословие. Производительность труда только за счет рабов. Государственная власть сме­шанная; форма правления - монархия плюс демо­кратия. Суть такой смешанной формы правления в выборной системе. Выборы происходят по большин­ству голосов. Платон один из первых предложил вы­бирать монарха, и делать это нужно по закону. Необ­ходимо учреждать народное собрание. Оно должно состоять из 90 представителей от каждого сословия, всего 360 человек. Из них выбираются 37 руководи­телей, практически власть сосредоточена в их руках. Они должны избираться на 20 лет. Самые главные в стране - 10 геронтократов. Они никому не подчиня­ются. Во втором проекте Платона, где закон - владыка над правителями, а они его рабы, необходимо усмат­ривать спасение государства для того времени (V в. ДоРХ). Платона нельзя считать родоначальником право­вого государства по той причине, что для него госу­дарство первично, а народ вторичен. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Доктрина Аристотеля о среднем классе, политические выводы из нее. Политические вопросы рассматриваются Аристо­телем (384-322 до н.э.) в книге «Политика и афин­ская полития». Одна из известнейших фраз Аристо­теля, которая была сказана им после прочтения про­ектов идеального государства Платона: «Платон мне друг - но истина дороже». Аристотель утверждал, что бытию человеческого общества присуще неравенство. Институт рабства не нами придуман и не нами должен быть разрушен. Все люди различны от природы. Государственными делами должны заниматься свободные люди, кото­рые имеют досуг. Аристотель не признавал теологическую теорию государства, оно появилось само. Он выступал за­щитником частной собственности. Ему принадлежит тезис: «Частная собственность, и только она спо­собна сплачивать народ». В отличие от Платона Аристотель приходит к выводу, что государство нужно разделить на три сословия: очень богатые люди, очень бедные люди, средние люди. Счастье в государстве может быть достигнуто только тогда, когда полное предпочтение будет отдано среднему классу. Выходцев из среднего класса нужно допус­тить до государственного правления. Средний класс - это прежде всего рабовладельцы. Он назы­вает их земледельческим демосом. Чем многочис­леннее средний слой, тем стабильнее государство и правление. Аристотель задумывается о том, как найти вариант наилучшего политического строя, что взять за крите­рий. Он разработал классификацию государств по их форме. Критериями для разграничения ему послужи­ли: 1) количество властвующих в государстве; 2) осу­ществляемая государством цель. По 1-му признаку Аристотель различает правление одного, правление немногих и правление большинства. По 2-му призна­ку он делит все государственные устройства на: пра­вильные - устройство, где общее благо достигнуто; неправильные ~ где преследуются частные интере­сы. К основным правильным формам государства Аристотель относит: монархию, аристократию, поли­тию. К основным неправильным формам: тиранию, олигархию, демократию. Аристотель был склонен к политии. Она позволяет проявить себя среднему классу. Аристотель разрабатывает понятие полноправных граждан - это абсолютно справедливые мужи. Это те лица, которые допущены к важной законосовеща­тельной и жреческой функциям. К не гражданам сле­дует относить земледельцев и ремесленников, так как они лишены досуга, а он нужен для возникнове­ния добродетели и для занятия государственными делами. Устройство государства: 1) личность; 2) се­мья; 3) община; 4) государство (оно должно стоять на первом месте). ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Цицерон о праве, классификация права Цицерона. Лекция: Законы бывают 3-х видов: 1) обычай; 2) священный храмовый закон; 3) право. Шпора: В области государства и права размышления Ци­церона (106-43 до н.э.) находятся под влиянием Платона, Полибия и греческих стоиков. Впервые в истории политической мысли Цицерон дает опреде­ление, что такое народ - соединение многих людей, связанных между собой сословием в вопросах права и общностью интересов, но это не любое соединение людей. Государство - это выражение не только об­щего интереса всех его свободных членов, но также и согласованное правовое общение этих членов (об­щий правопорядок). Цицерон впервые подошел к мысли о юридизации понятия государства. Основную причину происхождения государства Цицерон видит не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Причиной образования государства является охрана собствен­ности. Много внимания в творчестве Цицерона уделяется восхвалению добродетели истинного государствен­ного деятеля. Государь, не владеющий основами права, не может быть справедливым, впервые заяв­лено Цицероном. Цицерон обращался и к проблеме идеального гра­жданина. Обязанности идеального гражданина обу­словлены необходимостью следования таким добро­детелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин должен трудиться для общего блага. Говоря о развитии права и формулируя важный правовой принцип законности, Цицерон пишет: «Под действие закона должны подпадать все». Итог раз­мышлений Цицерона: 1) общины возникают от при­роды, следовательно, государство возникает от при­роды; 2) власть вручается мудрецам, способным приблизиться к постижению мира, божественного ра­зума; 3) государство - охрана имущества граждан; 4) законы должны соответствовать общественному порядку; 5) частной собственности не бывает от при­роды, она возникает на основании давнего завладе­ния, победы в войне, закона или соглашения. Идеал государственного устройства, по Цицеро­ну, - сенатская республика со смешанной формой правления. Он разделяет три формы правления: 1) царская власть - монархия; 2) власть отымал - аристократия; 3) власть народа - демократия. Заслуга Цицерона в том, что он первый в римском государстве провел разделение между естествен­ным правом (правом народов) и правом римских гра­ждан. Естественное право распространяется как на людей, так и на животных. К нему он относил семью, брак, воспитание детей. Согласно естественному праву все рождаются свободными. Право граждан (цивильное) регулирует отношения между свободны­ми римлянами. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Аврелий Августин. В своем главном произведении «О Граде Божием» А. Августин (354-430) объясняет, что существуют два града: град божий - церковь, град земной - госу­дарство. Церковь странствует по земле, но цель име­ет на небе. Град земной - создание человеческое, и его цель временная. Он создан насилием, держится принуждением. Государство - большая разбойная шайка. Государства разделяются на те, которые на­чинаются от братоубийцы Каина, и другие - от Аве­ля. Те, которые от Авеля, - христианские государст­ва. Их суть - забота о подчиненных. Государство су­ществует в помощь небесному граду, чтобы направ­лять мир земной к небесному. Августин первый призвал обращать всех в христи­анство насильственными методами. Источник зла - свободная воля людей. Прежде чем понимать, мы должны верить. Рабство создано не природой. Грех - первопричина рабства. Бог разделил людей на бед­ных и богатых, установил частную собственность. Создал богатых - чтобы помогать бедному, бедных - чтобы испытать богатых. Он считает, что несовершенство земной жизни че­ловека - результат, порожденный «великим преступ­лением» Адама и Евы. Их греховность породила гре­ховность государственного устройства, при котором существует господство человека над человеком. Но эта греховность - естественный порядок человече­ской жизни, предопределенный судом Божиим, у которого нет неправды и который выносит наказания, соответствующие вине согрешающих. Но этот поря­док не будет вечным, он прекратится со вторым при­шествием Христа, когда будет установлено царство небесное. Оправданием существующего государства может быть лишь его служение церкви. Августин стоит на страже справедливости, считая, что в ней проявляется истинное право, без которого неизбежна гибель государства; осуждает жестокость и аморальность. Однако все его рассуждения о зем­ных правах в конечном итоге определяются главным правом, в соответствии с которым божественная власть стоит над властью светской и поэтому может предоставить государству право, идущее от церкви, на борьбу со всем тем, что противостоит христиан­ской вере. Августин затрагивал и проблему естест­венного права, которое, как он считал, люди изна­чально получили от Бога, его разума и воли. Следует отметить, что в учении Августина просле­живается и прогрессивное начало, связанное с реа­листическим подходом к оценке возможностей и спо­собностей человека, его законных устремлений под­ниматься в своем развитии, но, конечно, лишь при помощи Бога. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Развитие юридической мысли в средневековой Европе 12-14 века. (Болонская школа юристов, право в Парижском университете, «постглоссаторы» 14 века). Общество жестко регулировалось, строилось на церковном авторитаризме, доходящим иногда до тоталитаризма. В конце 10 века основные западно-европейские страны могли начать расширенное производство в больших масштабах. Феодальный строй мог возникнуть только тогда, когда в стране было достаточно продовольствия. Образовались излишки продуктов. Эти излишки помогли становлению городов, где жили ремесленники. Город стал развиваться. Деревня и город стали обмениваться. Город – сосредоточие торговли, ремесла, обмена. Возникли торговля и обмен – следовательно, стала возрождаться частная собственность. Особенно бурно этот процесс происходил в Италии, в северной части старые законы стали неспособными регулировать новые отношения (в отличие от мусульман; Коран регулирует и ростовщичество производство). Эрнерий обратил внимание на то, что в итальянских городах в церковных архивах хранятся кожаные рукописи (пергаменты). Это были сборники римских законов (своды гражданского права Юстиниана и др.). Европа, враставшая в мелкотоварные рыночные отношения нуждалась в новых законах. Так в городе Болонья на севере Италии возникла I юридическая школа повышенного типа, где стали преподаваться римские законы. Преобладали тексты Юстиниана (530-540 г.г.). Когда было собрано лучшее из законов Юстиниана, это почти не использовалось т.к. появились уже в 7 веке законы, более отвечавшие требованиям нового времени. Фактически римское право начало использоваться в 11-12 веке благодаря Эрнерию. А в середине 12 века ученики Эрнерия от Фридриха I Барбароссы получили документы, на основании которых возник Болонский университет. Получили право выдавать документ об окончании курса обуче ния. Так началось существование юриспруденции в средневековой Европе. Болонский университет имел право владеть движимым и недвижимым имуществом. 2 ступень образования: медицинское, юридическое, теологическое. Появились комментаторы (постглоссаторы). Первоначально эта школа комментаторов возникла в 1 половине 14 века в Италии (Бартоле и его ученик Бальда)----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6. Фома Аквинский о божественном, естественном, церковном праве. Ф. Аквинский (ок. 1225-1274) первый соединил нау­ку с религией. До него церковь не соглашалась на су­ществование науки как отрасли знания. Религия пер­вична (наука - производное от религии), но духовный мир должен возглавляться наукой. Ф. Аквинский создал сеть законов. Четыре основ­ных: 1) вечный - божественный, естественный; 2) ес­тественный - человеческий, 3) человеческий - поло­жительный; 4) божественный - положительный. Первым из них он называет вечный закон, который лежит в основе всего миропорядка. Его носитель -божественный разум. К этому закону он относил и Библию. Отражением вечного закона в человеческом разуме является естественный закон. Этот закон на­правлен на самосохранение и продолжение рода че­ловеческого, на установление должных отношений между людьми. Наконец, человеческий закон, кото­рый устанавливается государством. Необходимость его обусловливается несовершенством людей, спо­собных творить зло, проявлять нечестность, руково­дствоваться ложным пониманием правды. Человече­ский закон служит претворению в жизнь естественно­го закона путем имеющихся у государства средств. Если человеческий закон (право) противоречит есте­ственному, то он признается несостоятельным и под­лежит отмене. Суть теории: предписания человече­ского закона вытекают из воли и разума Бога, а если это так, то нарушение этого закона есть тяжкий грех. Власть от Бога не значит, что каждый князь, по­ставленный Богом, может быть тираном, деспотом, с ним можно бороться. Аквинский выступал за монар­хию как форму правления. Царь один править не должен. Умный царь подбирает себе советников и правит вместе с ними. В целях придания своему учению большей досто­верности и привлекательности он предпринял попыт­ку соединить в нем теологию с наукой. Для этого он использовал труды Аристотеля, но с таким расчетом, чтобы подчинить их богословию. Это привело Аквин-ского к схоластике. Следуя за Аристотелем, Аквин­ский утверждает, что государство - результат естест­венного стремления человека к общению, которое ему необходимо для удовлетворения своих потреб­ностей. Цель государства - общее благо, т.е. созда­ние необходимых условий для достойной жизни че­ловека. Эта цель, по мнению Аквинского, предпола­гает сохранение феодальных устоев с их сословным делением, крепостничества, беспрекословное подчи­нение властям. «Всякая власть от Бога», поэтому долг каждого состоит в повиновении правителю, если, конечно, он не злоупотребляет своим положе­нием, не нарушает законов. В противном случае на­род имеет право на восстание и свержение его, но лишь при согласии на это церкви и папства ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7. Произведения Николая Макиавелли «О Государе». Его историческое значение. Труды "Государь", "Рассуждения о 1й декаде Тита Ливия", "История Флоренции". Никколо Макиавелли (1469-1527) является основателем светской политической науки. Первопричина политики, государства и права - объективная историческая необходимость и закономерность. Религию он рассматривает с т.з. государственных интересов - не отвергает, а ставит на службу государства. Обосновал подход к политике как к опытной науке. Критерий истинности в политике - не Библия, а исторический опыт. Политическими процессами движет не мораль, а выгода и сила. Необходимо изучать политические процессы и на их основе строить государство. Народ - это пассивная масса, объект для действий власти. Государственные формы делит по числу правящих (один, немногие, весь народ) и по цели правления (общее благо, и благо одного или группы). Соответственно выделяются монархия, аристократия и демократия, а также тирания, олигархия и распущенность. Отделял вопросы государства от этики. Главная цель власти - сохранение и упрочение государства. Фундамент прочной власти - законы и войско. Нет упоминаний о справедливости, общем благе. Нет упоминания о правах и свободах, об их гарантиях. Прагматизм. Государь может отступать в случае необходимости от принципов морали, нарушать слово, обещание, закон. Функции политика - военная, охранительная, и покровительство предпринимательской деятельности. Деятельность государя - это сложное сочетание наказаний и благодеяний. Прямые обязанности правителя должны считаться благодеянием. К наградам нельзя приучать. Наказания должны быть мгновенными и жесткими. Предпочтительнее правление при помощи страха, что объясняется антиобщественной природой человека. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
8. Жан Боден о суверенитете. Жан Боден (1530-1596 гг.) создал теоретическое обоснование того, как королевская власть может быть способна в любом случае защищать общегосударственные интересы, которые выше религиозных распрей. Главный труд - "6 книг о республике" (т.е. о государстве вообще). Государство - это управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву". Ячейкой государства у Бодена выступает семья; власть главы семьи - прообраз государственной власти. Государственность возникает посредством договора. Высшая цель государства - гарантировать мир внутри общности и заботиться об истинном счастье индивидов (познание бога, человека и природы). главного признака государства суверенитета, то есть "постоянного и абсолютного власть государства". Суверенитет един, неделим, непрерывен и безусловен. Постоянство государственного суверенитета означает, что ему власть предоставляется на неопределенный срок; тогда только она принадлежит не тому, кто ее передал, а тому, кто ее получил. Диктатор в Риме в период республики имел временные полномочия и потому не являлся сувереном. Абсолютность власти состоит в том, что облеченное ей лицо может по своей воли издавать и изменять законы. Суверен стоит выше законов как собственных, так и своих предшественников, он не связан волей других субъектов политического сообщества народа, церкви, сословных корпораций, империи, других государств (но, невправе отступить и должен подчиняться Божественному и естественному закону). Его власть неограниченна никакими условиями. Боден делает одно лишь изъятие из этого правила. Частная собственность основана на законах Бога, природы и общечеловеческих законах. Следовательно, суверен не может произвольно облагать людей налогами без их согласия: "ибо никто не имеет право брать чужое достоя ние без воли владельца". Последнее спорно, так как верховная власть всегда имеет право облагать подданных налогами по собственному усмотрению, иначе ей пришлось бы спрашивать согласия у каждого налогоплательщика. Если же для взимания налогов требуется согласие народного представительства, то последнее само является участником верховной власти. Единство и неделимость суверенитет Баден связывает с принадлежностью власти только одному себе, лицу или органу. Непрерывность и безусловность суверенитета - может передать власть кому захочет. Признаки суверенитета: • право издавать закон; • право войны и мира; назначение высших сановников; правосудие в последней инстанции; право помилования; чеканка монет; определение меры весов; взимание налогов и податей; В зависимости от того, в чьих руках сосредотачивается суверенитет, Баден выделяет 3 формы государства. Демократия - государство, в котором "все или большая часть граждан, как бы они не были организованы, обладают верховной властью над всеми" При аристократии "меньшая часть граждан обладает верховной властью над всеми вообще и над каждым в отдельности". В монархии верховная власть принадлежит одному. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9. Гуго Гроций – основоположник современного международного права. Гуго Гроций (1583-1645) - первый крупный теоре­тик естественного права. Его главный труд - это три книги «О праве войны и мира». В них объясняются естественное право и право народов, а также прин­ципы публичного права. Под естественным правом он подразумевал то, «что возникает из самой природы» в отличие оттого, что является следствием волеустановленного (на­пример, возникновение государства путем договора, его прав и законов). Естественное право, которое по­коится на основе требований здравого разума, счи­тал Гроций, облекается в научную форму. Волеустановленное право изменчиво во времени, неодинако­во в разных местах. Но надо стремиться к тому, что­бы волеустановленное право исходило из естествен­ного права. Не будучи в полной мере свободным от теократических подходов, Гроций предполагает, что божественное право есть проявление волеустанов­ленного права. Но Богу чужда неправда, поэтому он не может предписать что-либо противное естествен­ному праву. Гроций исследовал раннюю историю человеческо­го общества, именуемую им как «естественное со­стояние без государства и частной собственности». Стремление людей к общению, а не божественное установление побудило их заключить договор о соз­дании государства, цель которого - защита частной собственности, соблюдение права и общей пользы. Важнейшим признаком государства является верхов­ная власть, непосредственным носителем которой, в зависимости от формы правления, может быть одно лицо, группа лиц или собрание либо их сочетание. Международное право Гроций рассматривает с позиции общей оценки права, отличительным при­знаком которого является сила. Поэтому война, как состояние борьбы силы, не противоречит естествен­ному праву. Но это не означает, что все войны допус­тимы. Г. Гроций первый из идеологов ставит на научно- теоретическую основу проблему о справедливых и несправедливых войнах. Справедливые войны -оборонительные, для сохранения целостности госу­дарства, защиты имущества; несправедливые - за­хватнические, в целях овладения чужим имущест­вом, покорения других народов. Конечной целью вой­ны должно быть заключение справедливого, осно­ванного на естественном праве мира. Разработанная Гроцием теория естественного права и общественно­го договора быстро приобрела сторонников в других странах. А его учение о мире, основанное на принци­пах равенства и сотрудничества между народами и государствами, на идее международного правопо­рядка, дало основание считать Г. Гроция «отцом ме­ждународного права». ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10. Томас Гоббс о происхождении и сущности государства. Идея государственного абсолютизма в учении Т. Гоббса. Томас Гоббс (1588-1679), виднейший представитель естественно-правового учения, был убежденным сторонником абсолютной монархии. Среди трудов Т. Гоббса следует выделить: "Защита власти и прав короля, необходимых для сохранения мира в государстве", "О гражданине", "О теле", "О человеке", "Левиафан" В "Левиафане" Т. Гоббс отстаивает абсолютную власть неограниченного монарха. Государство распоряжается силами и способностями отдельных лиц в интересах общего блага. Общественным договором люди отказались от своих естественных прав в пользу государства. Власть государственного суверена является абсолютной. Т. Гоббс был убежденным противником всяческих революций. Поэтому после победы английской буржуазной революции и казни короля ему пришлось уехать в политическую эмиграцию в абсолютистскую Францию. Особенности теории происхождения государства Т. Гоббса. Т. Гоббс – основоположник механистического материализма. Математический (геометрический) метод Т. Гоббс считал универсальным для всего научного познания. Механистические воззрения Т. Гоббса выражаются в его взглядах на природу государства. Т. Гоббс рассматривал государство как единый грандиозный механизм, Левиафан (библейское чудовище). Верховная власть – душа государства. Судьи и чиновники – его суставы. Советники – его память. Законы – его разум и воля. Награды и наказания – его нервы и т.д. За Г. Гроцием Т. Гоббс пытается исследовать природу человека и вывести из нее понятие государства. Основа природы человека, по Т. Гоббсу, - страх, вытекающий из человеческого эгоизма. Человек ищет всегда не общения, а господства над другими. По природе, люди равны друг другу, поэтому в естественном состоянии каждый человек имеет право на все, поэтому все борются друг против друга. Нужно выйти из естественного состояния в поисках мира (первый естественный закон Т. Гоббса). Из этого вытекает обязанность проявлять благодарность, прощать прошлые обиды, проявлять уважение к другим людям и т.д. (естественные и вечные законы Т. Гоббса). "Все, что эти (естественные – С.Г.) законы запрещают, никогда не может быть дозволено" (Т. Гоббс). Общественный договор заключается каждым с каждым. Посредством этого договора масса людей преобразуется в единое общество, образуя новое лицо, чья воля объединяет и выражает волю всех. Организация государственной власти может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Эти формы отличаются друг от друга лишь количеством власть предержащих. При этом наилучшей формой правления Т. Гоббс считает, естественно, монархическую. Теория государственного суверенитета Т. Гоббса. Государственная власть никем и ничем не ограничена, она стоит над гражданским законом и подобна человеческой душе в государственном теле. Только верховная власть вправе решать, что хорошо, а что хорошо для государства. Власть государственного суверена является абсолютной. По мнению Т. Гоббса, даже мысли и религиозные чувства подданных должны быть подчинены воле суверена. Подданные – рабы государства. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
11. Самуэль Пуфендорф о естественном праве. Взгляд Пуфендорфа на природу естественного права проистекал из его убеждения, что всем без исключения индивидам свойственно нечто их объединяющее - стремление к жизни с ближними, с себе подобными, ибо существовать в одиночку человек не в состоянии. Исходным пунктом построений Пуфендорфа является концепция естественного, догосударственного общества. В естественном общежитии нет “войны всех против всех” (как считал Гоббс). Потребности людей удовлетворяются, отсутствует стеснение естественного равенства и свободы, здесь над индивидами не довлеет принудительная сила. Увеличение численности населения, возрастающая неуверенность в обеспечении права, наконец, страх перед возможным злом привели к тому, что человечеству пришлось распрощаться с первоначальной идеалистической формой общежития. Был дан импульс к созданию государства, единственно надежного учреждения для безопасности людей. Осторожно проводит Пуфендорф секуляризацию политической теории. Он вовсе не утверждает, что происхождение государства выпало из поля зрения бога и имело место помимо него. Наоборот, именно бог - инициатор создания государства. Но, по Пуфендорфу, этот желаемый самим богом институт не может возникнуть без предварительного согласия людей, который есть действительная опора государства. Отсюда понятно, почему Пуфендорф высмеивал тех, кто выводил верховную власть в государстве непосредственно от бога.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
12. Джон Локк – основоположник западно-европейского либерализма. В работе «Два трактата о государственном правле­нии» Джон Локк (1632-1704) изложил свое понима­ние политико-правовых концепций. Локк уделял внимание естественному состоянию человеческого общества. Его он рассматривает как состояние не войны, а мира, полной свободы и ра­венства. Но механизма, способного обеспечить со­хранение естественных прав (права собственности, личной свободы, состояния равенства), нет, так как в условиях естественного состояния люди руково­дствуются своими интересами, которые могут вести к несправедливости одного человека по отношению к другому. Не хватает строго установленного закона, по общему согласию устанавливающего нормы спра­ведливости и несправедливости, а также силы, спо­собной поддержать справедливый приговор и при­вести его в исполнение. Люди отказываются от инди­видуального права на наказание, которым распола­гал каждый из них в условиях естественного состоя­ния, «для того, чтобы оно осуществлялось только тем из них, кто будет назначен на это, и посредством тех законов, о которых согласится сообщество или уполномоченные на то лица». Это, считал Локк, яв­ляется «первоначальным правом и источником как законодательной, так и исполнительной власти...». Новый порядок утверждается посредством общественного договора, на основании которого гарантом прав и свобод человека становится государство. Локк наделяет государство строго определенными функциями, которые не дают ему покушаться на ес­тественные права людей. Тогда же появляется граж­данское общество. В целях предотвращения зло­употреблений государством своими полномочиями и упорядочения взаимоотношений между его различ­ными органами Локк одним из первых обосновывает принцип разделения властей. Он предлагает создать законодательную и исполнительную власть, наделив первую верховными полномочиями. При этом всякая власть обязана править согласно законам, провоз­глашенным народом, а не путем импровизированных указов. Суд он не относит к числу самостоятельной ветви власти. Но полагает, что верховная власть должна править с помощью справедливых судей, опирающихся на законы и обладающих властью раз­решать все затруднения на их основе. В гражданском обществе все без исключения долж­ны подчиняться закону, который является основой свободы и порядка. Формы правления, считал мыслитель, зависят от того, кому принадлежит власть законодателя. Отсю­да - демократия, олигархия, наследственная или вы­борная монархия. Локк был сторонником конституци­онной монархии. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
13. Шарль Монтескье о разделении властей. Теория разделения властей Монтескье. Основная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью. Взаимное сдерживание властей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Ш.Л. Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. Ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Ш.Л. Монтескье, законодательная власть. Дадим слово самому Ш.Л. Монтескье для изложении своей теории разделения властей: "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, со4ставленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц" Монтескье о происхождении, сущности и формах государства. Среди произведений видного французского просветителя, юриста и политического мыслителя Ш.Л. Монтескье (1689-1755) можно упомянуть "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734), "О духе законов" (1748), "Защиту "О духе законов" (1750). Главная тема всей политико-правовой теории Ш.Л. Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности. Объединение людей в обществе необходимо, только в общественном состоянии они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними в естественном состоянии равенство, начинаются войны двоякого рода – между отдельными лицами и между народами. "Появление этих двух видов войны, - писал Ш.Л. Монтескье, - побуждает установить законы между людьми" Далее Ш.Л. Монтескье отмечает: "Общество не может существовать без правительства. "Соединение всех отдельных сил, - как прекрасно говорит Гравина, - образует то, что называется политическим состоянием (государством)" Позитивные законы обязательно должны соответствовать естественному праву. Решающее влияние на законы, согласно Ш.Л. Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия – это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. К основным законам монархии Ш.Л. Монтескье относит законы, определяющие "существование посредствующих каналов, по которым движется власть" (в частности, власть дворянства). Без таких каналов монархия вырождается в деспотию, где, собственно, нет законов, их место занимают произвол и прихоть деспота.
14. Теория Жан-Жака Руссо о праве и морали. Жан-Жак Руссо (1712-1778) был основателем но­вого направления политической мысли - буржуазно­го радикализма, который отвечал интересам мелко­буржуазных слоев города и деревни. Руссо придерживался теории естественного со­стояния. В соответствии с ней в условиях естествен­ного состояния не было частной собственности, люди были независимыми, а поэтому свободными. По мере своего развития люди постепенно устанав­ливают общественные связи. Период перехода от состояния дикости к состоянию общения, когда нера­венство сводилось лишь к различиям возраста и фи­зической силы, Руссо считал самой счастливой эпо­хой. Дальнейшее развитие человечества, связанное в первую очередь с возникновением частной собст­венности на землю, привело к имущественному не­равенству и как следствие этого - к борьбе богатых и бедных. У имущих появляется потребность в защите частной собственности. Для ее реализации им удает­ся склонить людей к договору о создании государст­ва, которое якобы необходимо для защиты общества от раздоров. В действительности же государство привело не только к закреплению социально-эконо­мического, но и политического неравенства людей: они стали делиться не только на богатых и бедных, но также на правящих и подвластных. На смену есте­ственному состоянию приходит гражданское общест­во. В интересах богатых утверждаются законы. Они уничтожили естественную свободу людей, закрепили частную собственность. Переход к свободе и равенству, пишет Руссо в сво­ем главном труде «Об общественном договоре, или Принципы политического права», предполагает за­ключение такого общественного договора, в соответ­ствии с которым каждый человек должен отказаться от принадлежащих ему прав на защиту своей лично­сти и имущества в пользу сообщества. Но взамен это­го он приобретает «свободу гражданскую и право соб­ ственности на все то, чем обладает». На основе об­щественного договора создается ассоциация свобод­ных и равных индивидов, образующих республику. По условиям общественного договора суверенитет, т.е. верховная власть, принадлежит народу. Сувере­нитет народа заключается в его законодательной власти. Он неотчуждаем и неделим. Поэтому нет на­добности в представительных органах. По его мне­нию, исполнительная власть должна создаваться не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредника между ним и под­данными. Если законодательная власть как суверен­ная должна осуществляться только самим народом, то исполнительная власть, в зависимости от того, кому она вручена, может быть монархией, аристокра­тией, демократией. Руссо о происхождении и основаниях неравенства между людьми. Происхождение и основания неравенства между людьми описаны Ж.-Ж. Руссо в "Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми" В естественном состоянии, по Ж.-Ж. Руссо, все равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Социальное неравенство возникает с появлением частной собственности, начинается перманентная борьба между бедными и богатыми. В итоге бедные вынуждены были согласиться на создание государства, которое, тем не менее, закрепило социальное неравенство. Созданные путем договора государство и законы "наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету"
15. Эммануил Кант о нравственности, праве и государстве. Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724-1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма. Кантовское учение о государстве и праве – итог решения мыслителем указанной задачи. Политико-юридические взгляды И. Канта содержатся преимущественно в трудах: "Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения", "К вечному миру", "Метафизические начала учения о праве" И. Кант: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью. Кант: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства" Или, иными словами, поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели и никогда только как к средству. Кант о соотношении права и морали. Истинное призвание права (по И. Канту) – надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида. Учение Канта о праве. И. Кант многократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать с ним свои акции. Отступление от этого положения может стоить государству чрезвычайно дорого. Государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Его мероприятия могут перестать находить в них внутренний отклик и поддержку. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства. И.Кант различает в праве три категории: естественное право, которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы; положительное (позитивное) право, источни ком которого является воля законодателя; справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченное принуждением. Естественное право, в свою очередь, распадается на две ветви: частное право (регулирует отношения индивидов как собственников) и публичное право (определяет взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политического целого). Учение Канта о происхождении и сущности государства. Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным, что достигается через его наделение принудительной силой. Сообщить праву столь нужное ему свойство способно лишь государство – исконный и первичный носитель принуждения. По И. Канту, оказывается, что государственность вызывают к жизни и ее бытии оправдывают в конце концов требования категорического императива. Необходимость государства (объединения "множества людей, подчиненных правовым законам") И. Кант связывает отнюдь не с практическими, чувственно осязаемыми индивидуальными, групповыми и общими потребностями членов общества, а с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру. Отсюда ясно, почему на государстве нет бремени забот о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворении их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвещении и т.д. Благо государства составляет, по И. Канту, вовсе не решение названных и других аналогичных им задач. Под этим благом "не следует понимать благо граждан и их счастье, ибо счастье может быть (как утверждает Руссо) скорее и лучше достигнуто в естественном состоянии или при деспотическом правительстве. Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорического императива" -------------------------
15 (2). Эммануил Кант о нравственности, праве и государстве. Вопрос о происхождении государства И. Кант трактует прочти по Ж.-Ж. Руссо, замечая при этом, что его (Канта) изыскания рациональны, априорны и что он имеет ввиду не какое-либо определенное государство, а государство идеальное, каким оно должно быть согласно чистым принципам права. Отправной пункт кантовского анализа – гипотеза естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это первоначальное состояние и перейти к жизни в гражданском обществе. Переход к последнему не носит характера случайности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть общественный договор. Кантовское толкование природы этого договора тесно сопряжено с идеями об автономии воли, об индивидах как моральных субъектах и т.п. Первое же главное условие заключаемого договора – обязательство любой создаваемой организации внешнего принуждения (монархической ли государственности, политически объединившегося ли народа) признавать в каждом индивиде лицо, которое без всякого принуждения осознает долг "не делать другого средством для достижения своих целей" и способно данный долг исполнить. Общественный договор, по И. Канту, заключают между собой морально развитые люди. Поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними как с существами, которые не ведают морального закона и не могут сами (якобы по причине нравственной неразвитости) выбрать правильную линию поведения. И. Кант резко возражает против малейшего уподобления власти государства родительской опеке над детьми: "Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно полезно или вредно… такое правление есть величайший деспотизм…" Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим императивом, все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже в качестве членов государства. Индивиды не жертвуют частью принадлежащей им свободы во имя более надежного пользования остальной ее частью. Просто люди отказываются от свободы необузданной и беспорядочной, дабы найти подлинную свободу во всем ее объеме в правовом состоянии. Теория вечного мира Канта. С передовых, прогрессивных позиций анализировал И. Кант стержневые проблемы внешней политики. Он клеймит захватническую, грабительскую войну, резко осуждает подготовку к ней: "Самые большие бедствия, потрясающие цивилизованные народы, - последствия войны, и именно последствия не столько какой-нибудь настоящей или прошедшей войны, сколько постоянной и все растущей подготовки к будущей войне" Автор труда "К вечному миру" ратовал за соблюдение международных договоров, невмешательство во внутренние дела государств, за развитие между ними торговых и культурных связей. И. Кант выдвигает проект установления вечного мира. Его можно достичь, правда, в отдаленнейшем будущем, созданием всеохватывающего союза самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу. По убеждению философа, образование такого космополитического союза в конце концов неминуемо. Залогом тому должны стать просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителей, а также экономические, коммерческие потребности наций------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
16. Гегель – политика и свобода. Учение Гегеля о праве. Гегель (1770-1831) Проблемы государства и права находились в центре внимания Г.В.Ф. Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. "Философия духа", "Философия права" (1820), "Философия истории". Право, по Г.В.Ф. Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Г.В.Ф. Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна. Понятие "право" употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: право как свобода ("идея права"); право как определенная ступень и форма свободы ("особое право"); право как закон ("позитивное право"). Идея права. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, "свобода" и "право" выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения "свободы" и "права" опосредуются через диалектику свободной воли. Гегель о соотношении гражданского общества и государства. Г.В.Ф. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом при этом по существу имеется ввиду современное Г.В.Ф. Гегелю буржуазное западноевропейское общество. Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Г.В.Ф. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества, по Г.В.Ф. Гегелю, являются: система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. Гражданское общество в освещении Г.В.Ф. Гегеля- это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. В структуре гражданского общества Г.В.Ф. Гегель выделяет три сословия: субстанциональное (землевладельцы – дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники). В ходе освещения социально-экономической проблематики Г.В.Ф. Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество не во состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет ввиду пауперизированную часть населения. Для решения таких социальных задач уже необходимо государство. Общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: общество – это "внешнее государство", "государство нужды и рассудка", а подлинное государство - разумно. Поэтому в философско-логическом плане общество расценивается Г.В.Ф. Гегелем как момент государство, как то, что "снимается" в государстве. Развитие гражданского общества уже предполагает, по Г.В.Ф. Гегелю, наличие государства как его основания. "Поэтому в действительности, - подчеркивает Г.В.Ф. Гегель, - государство есть вообще скорее первое, лишь внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента" В государстве, наконец, достигается тождество особенно и всеобщего, нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
16 (2). Гегель – политика и свобода. Учение Гегеля о государстве. Государство представляет собой, по Г.В.Ф. Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. "То, что есть государство, - пишет Г.В.Ф. Гегель, - это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю" Хотя Г.В.Ф. Гегель и признает возможность плохого государства, которое лишь существует, но не действительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью, однако оно остается вне рамок его философии права, исходящей из идеи государства, т.е. действительного разумного государства. Гегелевская идея государства т.о. представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достигнутость такой ситуации правового государства. Государственное как нравственное целое в трактовке Г.В.Ф. Гегеля – не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Г.В.Ф. Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой стороны, государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, но об органически целостной свободе – свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни. Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как "политическое государство" и т.д. – являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства. В философии права Г.В.Ф. Гегеля античная мысль о полисном правлении (о полисе- государстве как высшей и совершенно форме общения) синтезируется с доктриной "господства права"; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства. Идея государства, по Г.В.Ф. Гегелю, проявляется трояко: как непосредственная действительность в виде индивидуального государства, речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве; в отношениях между государствами как внешнее государственное право; во всемирной истории. Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Г.В.Ф. Гегелю, являются: законодательная власть, правительственная (исполнительная) власть и власть государя. Самой разумной формой государства Г.В.Ф. Гегель считал конституционную монархию. В этой связи Г.В.Ф. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Высший момент идеи государства, по Г.В.Ф. Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. В межгосударственных отношениях государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности, т.е. оказываются как бы в естественном состоянии. Сконструированное Г.В.Ф. Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, т.е. правовое государство. С точки зрения всемирно-исторического прогресса такое государство трактуется Г.В.Ф. Гегелем как наиболее полная и адекватная объективация свободы в государственно-правовых формах наличного бытия. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
17. «Отцы-основатели» США. Франклин. Адамс. Джеферсон. Серисон. Гейн. Гамильтон. Политические взгляды Б. Франклина. Бенджамин Франклин (1706-1790) стал всемирно известным благодаря своим научным трудам по электричеству, а также подвижничеству на ниве про­светительства и дипломатии. Франклину принадле­жит одна из версий плана конфедерации штатов. Он был активным участником составления Статей кон­федерации 1781 г., а также Декларации независимо­сти и проекта федеральной Конституции. Франклин был сторонником радикальных полити­ческих преобразований. На протяжении полувековой общественной деятельности в роли публициста, чле­на выборных собраний или дипломата он неизменно отстаивал идею независимого и гармоничного разви­тия своей страны как «страны труда», в которой от­сутствует резкая поляризация между богатыми и бедными, между роскошью одних и аскетизмом дру­гих, где люди живут в состоянии «счастливой уме­ренности», где простота республиканских нравов оп­ределяет все материальные предпочтения и полити­ческие навыки. При известии о начале революционных действий во Франции Франклин высказывал большое беспо­койство в связи с тем, что «огонь свободы может не только очищать, но и разрушать». Стоить отметить, что Б. Франклин был одним из первых сторонников естественно-правовой концепции в Америке. Естественно-правовая аргументация, т.е. апелляция к «естественным и неотчуждаемым пра­вам человека» вне зависимости от его государствен­ной принадлежности, усилилась в Америке с 1744 г., когда стало очевидным нежелание английского пар­ламента пойти на уступки. В политических памфлетах Томаса Джефферсона, Александра Гамильтона и др. политические требования поселенцев-колонистов по­лучили главным образом естественно-правовое обос­нование. Незадолго до объявления Декларации неза­висимости США (4 июля 1776 г.) мысль о неотчуждае­мых и естественных правах получила признание не только в публицистике, но также и в политических и конституционных документах. Характерно, что усилиями Франклина и некоторых других деятелей американской революции идейное наследие греко-римской мысли было привлечено к за­щите американского республиканизма, который нуж­дался не только в учреждениях и правилах деятельно­сти, но и в особой политической философии. Именно Франклин стал одним из учредителей и первым прези­дентом «Общества политических изысканий», задачей которого провозглашалось развитие знания о государ­ственном управлении и совершенствование политиче­ской науки в их взаимосвязи и взаимодействии. Некоторые исследователи считают его родона­чальником характерного утилитаризма. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
17 (2). «Отцы-основатели» США. Франклин. Адамс. Джеферсон. Серисон. Гейн. Гамильтон. Политические взгляды Т. Джефферсона. Самое известное произведение Т. Джефферсона (1743-1826) - Декларация независимости США (1776). В его политических предпочтениях наблюда­ется известная эволюция от радикальных, нередко утопических программ до умеренных либеральных принципов. Уже в первой своей значительной работе «Общий обзор прав Британской Америки» (1774), опублико­ванной в виде анонимной брошюры как обращение к английскому королю, молодой философ и публицист обосновывал тезис о необходимости вернуть народу «права, полученные по законам природы». Характер­но, что обращение к королю за содействием писа­лось «языком правды» и было «лишено выражений раболепия». Существенно также и то, что сам король характеризовался «не больше как главный чиновник своего народа, назначенный законом и наделенный известной властью, чтобы помочь работе сложной государственной машины, поставленной для того, чтобы приносить пользу народу, и, следовательно, подверженный контролю со стороны народа». В «Заметках о штате Виргиния» Джефферсон вы­сказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Его не оставляет надежда на то, что чело­вечество вскоре «научится извлекать пользу из вся­кого права и власти, которыми оно владеет или мо­жет принять на себя». Собирая народные деньги и оберегая свободу народа, не следует в то же время доверять их тем, кто заполняет учреждения законо­дательной, исполнительной и судебной власти, осо­бенно в тех случаях, когда они не испытывают ника­ких ограничений. Вместе с тем Джефферсон убеж­ден, что в скором времени «коррупция в этой стране, как и в той, откуда мы происходим, охватит прави­тельство и распространится на основную массу на­рода; когда правительство купит голоса народа и за­ставит его заплатить полной ценой. Защищая право на свободу вероисповедания, Джефферсон относил это право к разряду естественных прав и потому непереуступаемых никакому правительству. Республиканские принципы в организации и дея­тельности государства, по его мнению, должны про­низывать последовательно все уровни - организа­цию и деятельность федерации, штата, а также ок­руга, района и отдельного прихода. Полемизируя с Юмом относительно происхождения всякой спра­ведливой власти и ее носителей (большинство, меньшинство, отдельные личности), Джефферсон твердо держался принципа правления большинст­ва, полагая, что лекарством от зла, приносимого де­мократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедли­востей в целом меньше, чем от правящего мень­шинства. Александр Гамильтон . Он выражал интересы крупной торгово-промышл. буржуазии и плантаторов-рабовладельцев. Сторонник сильной центральной власти, которая необходима для обуздания трудящихся, народа. Выступал за ограничение их прав. Вначале был за установление констит. монархии, но после того, как это требование не было поддержано на конституционном конвенте, стал настаивать на республике, но с пожизненной президент. властью и неогранич.полномочиями президента. Позиция сильной презид. власти была воспринята Конституцией США, как и позиция невключения в конституцию Билля о правах. Свою позицию обосновывал естественным делением людей на высших и низших, богатых и бедных. Масса бедняков – непостоянна и неразумна. Выступал с идеей независимости судебной власти (отражена в Конституции). ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
18. Иеремия Бентам (1748-1832) - родоначальник теории утилитаризма. Основные постулаты: получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности; главный критерий - полезность; нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья наибольшим количеством людей; установление гармонии индивидуальных и общественных интересов. Работы: "Принципы законодательства", "Фрагмент о правительстве" и др. Бентам считается представителем либерализма, но в фокусе его внимания не свобода человека, а интересы и безопасность личности. Человек должен сам заботиться о себе, не полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Он сам должен определять, в чем заключается его интерес, его польза. Но Бентам не приемлет прав личности; неотъемлемых прав человека нет; реализация прав человека приведет только к анархии. Бентам не разделял право и закон, т.к. подобное разделение делало бы право антизаконным. Вместо того, чтобы обсуждать законы по их последствиям, фанатики (представители школы естественного права) обсуждают их на соответствие мнимому естественному праву. Также Бентам не признавал теорию общественного договора. В вопросах организации гос.власти он стоял на демократических позициях: осуждал монархию и наследственную аристократию, являлся сторонником республики и разделения властей. Ветви власти должны кооперироваться, не должны быть безусловно независимы. Демократизации подлежит не только гос.власть, но и вся полит.система общества. Назначение правительства - гарантировать безопасность и собственность подданных; правительство не имеет права определять, что является счастьем для каждого отдельного человека ("Каждый закон есть нарушение свободы"). --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
19. Д. Милль. Милль (1806—1873) так же, как и Бентам, шел по пути сочетания либерализма, индивидуализма и утилитаризма. Но он пошел дальше, сделав ряд более радикальных выводов и обобщений социалистического характера. Так, он решительно критикует систему частной собственности и наемного труда, порождающую неравенство и зависимость труда от капитала, допускает возможность нарушения права частной собственности во имя общего блага, выступает за социальное равенство и социальную справедливость. Социализм для Милля — далекий идеал общества без классов, общества гармонии и сотрудничества на основе кооперации, путь к которому лежит через отказ от узкоклассовых интересов в пользу надклассовых общечеловеческих интересов и ценностей, смягчение социального неравенства и усиление тенденции к социальному равенству. Он выступал против революционного насилия, призывал не к уничтожению системы частной собственности, а к ее улучшению, особенно в вопросах распределения этой собственности, ее наследования и т.д. Милль, как и его либеральные предшественники, был против неограниченной политической власти, в том числе и демократии, ибо это создает угрозу свободе личности. Вопросы соотношения свободы и демократии и у него находятся в центре внимания. Свободу он понимал широко, как автономность личности во всем, что не причиняет обществу вреда. Индивидуальность для Милля — свойство меньшинства, элиты, источник всякого прогресса, основа борьбы против установления господства «коллективной посредственности». Он в целом убежден, что демократия — лучшая форма государства, и потому, в частности, что предоставление избирательных прав простым рабочим и жен-щинам послужит справедливости и повышению их умственной культуры. Вместе с тем Милль видит такие опасности демократии, как снижение качества власти и тирания большинства. Он активно выступал за принцип пропорционального представительства избирателей и разрабатывал его систему, которая обеспечивала бы права меньшинства, свободу инакомыслия и борьбы мнений.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
20. Нравственные и политические идеи Фридриха Ницше. Государство, право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Ницше (1844-1900), служебные орудия, средства культуры, кото­рые, в свою очередь, есть проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил и воль. Воля к накоплению силы и увели­чению власти трактуется им как специфическое свой­ство всех явлений, в том числе социальных и политико-правовых. В свете этого все учение Ницше предстает как морфология воли к власти. Перечисляя свои «принципиальные нововведе­ния», Ницше, в частности, отмечал: «На место "мо­ральных ценностей" - исключительно натуралисти­ческие ценности. Вместо "социологии" - учение о формах и образцах господства. Вместо "общества" -культурный комплекс как предмет его главного инте­реса. Вместо "теории познания" - перспективное уче­ние об аффектах. Вместо "метафизики" и религии -учение о вечном возвращении». Ценность, согласно Ницше, - это наивысшее количе­ство власти, которое человек в состоянии себе усвоить. Человечество же лишь средство, но не цель. Именно немногочисленные великие личности являются, по Ниц­ше, единственным смыслом, целью и оправданием про­исходящего и всей борьбы различных воль за власть. Всю социально-политическую историю Ницше ха­рактеризует как борьбу двух воль к власти - воли сильных и воли слабых. Отвергая различные концепции происхождения и роли государства, Ницше считал, что государство яв­ляется средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе кото­рого происходит рождение привилегированного куль­турного человека, господствующего над остальной массой. Ницше различает два основных типа государствен­ности - аристократический и демократический. Ари­стократические государства он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Де­мократия характеризуется им как упадочная форма государства. В качестве «самой величественной формы организации» характеризует Ницше Римскую империю. Ницше - противник идей народного суве­ренитета. Ницше развивает аристократическую концепцию права. Право - нечто вторичное, производное от воли к власти, ее рефлекс. Отвергает идеи свободы и равенства в человеческих отношениях, обосновы­вает правомерность привилегий, преимуществ и не­равенства. Неравенство прав Ницше рассматривал как условие того, что права вообще существуют. Ницше восхвалял войну и отвергал мир. Война для государства такая же необходимость, как раб для об­щества. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
21. Труд киевского митрополита Иллариона «О законе и благодати». Генезис русской политической мысли связан с возник-ем и развитием Древнерус.гос-ва. В XI-XII вв. - культурный расцвет: принятие христианства, распростран-е письменности обусловили появление различных исторических и правовых произведений. Первый русский политический трактат "Слово о Законе и Благодати" был написан в XI веке киевским митрополитом Иларионом. Начинается произведение с выяснения взаимодействия закона и истины. Закон рассматривается как проведение чужой воли (бога или государя). Истина связана с достижением христианином высокого нравств. статуса, связанного с постижением новозаветного учения и воплощением его требований в своем поведении и деят-сти. Закон и истина не противопоставляются друг другу. Тот, кто живет согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в законах. Т.е. закон призван регулировать поступки людей на той стадии их развития, когда они еще не достигли совершенства. Закон лишь приготовляет людей к Благодати, к замене закона истиной. Иларион утверждает идею о равноправии всех народов (перед богом), избранничество одного народа прошло. Источник власти - божественная воля. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
22. Теократическая теория «Москва- 3-й Рим». Роль, сыгранная Москвой в изгнании татаро-монголов, усилила стремление русских земель к объединению вокруг нее. Москва – центр освободительной борьбы – становится силой, обеспечивающей объединение этих земель в единое государство. Однако в связи с этим встала сложная внутриполитическая проблема – преодоления сопротивления “княжат” и набравшего в условиях раздробленности силу боярства. Кроме того, двойной гнет, легший на закрепощенное крестьянство (татаро-монгольский и княжеско-боярский), не ослаб – то, что шло захватчикам, стало достоянием собственных поработителей. Усиление власти великих князей московских, успехи политики объединения русских земель и борьбы против считавших себя наследниками Золотой Орды казанских ханов отразились в принятии Иваном III титула “самодержец Всея Руси”, а затем присоединении и титула “государь Всея Руси”, власть которого имеет божественное происхождение – “поставление имеем от бога”. Столь очевидное признание решительно возросшей роли Москвы, возглавившей Русское государство как государство независимое, получило обоснование в ряде произведений политической литературы: “Повесть о Флорентийском соборе” итд. Эти произведения были связаны общей идеей величия власти московских государей, являвшихся якобы наследниками римского императора Августа и получивших знаки царского достоинства (скипетр, державу и корону) от византийского императора Константина Мономаха. Эта идея нашла развитие и завершение в теории “Москва – третий Рим”, обоснованной псковским монахом Филофеем в начале XVI в. По этой теории история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, возвеличение и дальнейшая судьба направлялись волей бога. Первое из них (Рим) пало из-за ереси. Второе (Византия) было завоевано турками из-за греко-католической унии 1439 г., заключенной на Флорентийском соборе. Третьим Римом после этого стала Москва – хранительница православия. Она будет им до предначертанного богом конца света, “а четвертому не быти”, и московский государь – “высокопрестольный”, “вседержавный”, “богоизбранный” наследник власти великих государств. В теории “Москва – третий Рим” можно усмотреть определенный внешнеполитический аспект: Московское государство не только великое, независимое государство, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедующих православную веру. Однако такой аспект не соответствовал условиям времени. Поэтому больший резонанс имел внутриполитический аспект, возвышающий власть московских государей над удельными князьями. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
23. Политические и правовые взгляды императрицы Екатерины II. Просвященный абсолютизм: -монарх д.б. высоко образован; -монарх должен трудится на благо подданых отличие от деспотизма: монарх ограничен законами, т.е. должен их соблюдать. Виды нор.-правовых актов: 1.Законы: регурилируют осн. Общественные отношения; не изменяются. 2.Временные установления: это нормативные акты, которые регулируют временные отношения, могут изменятся. 3.Указы: это акты частного характера, издаютмя для решения временных моментов. Люди д. Иметь доступ к законам. В гос-ве д.б. хранилище законов. Пределы полномочий судей: 1.не могут трактовать законы 2. в решении суда з-н должен цитироваться. Деление общества на классы считает разумным. Лучший класс- дворянтсво. 2-е сословие- средние люди. Это горожане, которые занимаются искусством, наукой и т.п., это мещане, но это НЕ КРЕСТЬЯНЕ! 3 класс-крестьяне- ремеслинники. Их нельзя ущемлять. Это простые люди, им д. Даваться все условия для труда. Суд. Процесс и уг. Право: ЕК. Стремилась к тому чтобы сделать наказание разумным. Оно д.б. дифференцированно. Смертная казнь недопустима. Искл.- если человек находится уже в тюрьме и может начать бунт- опасность для гос-ва. Преступление д.б. доказано. Презумпция невиновности. Выступает за запрещение пыток. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
24. Русский анархизм 2-й половины 19-го – начала 20-го веков (Бакунин, Кропоткин). Анархисты: Бакунин, Кропоткин. Бакунин (1814-1876) – мыслитель обосновавший необходимость установления ультрареволюционного социализма, основатель коллективного анархизма. Суть учения: социальное общество должно быть построено без участия государства и права. Б. пытался доказать, что общество социальное как общество, обеспечивающее свободу индивида, не должно иметь государственности, законов. Положительный закон в отличие от закона природы является внешне навязанным => деспотическим => не должно быть ни государства, ни законов. Политическое законодательство враждебно природе. Подчинение политическим законам способствует олигархии. Законодательство не только порабощает, но и развращает самого законодателя. Путь к анархическому обществу Б. связывал с классовой борьбой. Соотношение социализма и свободы: свобода без социализма – привилегия, социализм без свободы – рабство и скотство. Осуществление социалистической революции он связывал с разрушением всех институтов и учреждений государства. Народ – реальная сила, фактор перехода к социализму => надо возбуждать революционную страсть. Кропоткин П.А. (1842-1921). Известный анархист. Историческое развитие государства сопряжено с возникновением земельной собственности и стремлением сохранить одним классом господства. Не должно быть государства, т.к. оно – правительственная организация, предназначенная для рабства. Лавров (1823-1900). Исходил из того, что социалисты должны не уповать на стихийное движение народа, а готовить его к этому движению и подготовке переворота. Социалист должен быть сам готов к политической деятельности, уметь завоёвывать доверие народа, должен способствовать объяснению полезности революции. Государство – враг социализма. --------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------