Смекни!
smekni.com

Демократический политический режим 7 (стр. 2 из 3)

Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структу­ру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматрива­ется ли он как совокупность самостоятельных, свободных инди­видов, как взаимодействие различных групп, преследующих в по­литике свои собственные, специфические интересы, или же, как единое, гомогенное целое, субъект, у которого доминируют об­щие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистичес­кие (групповые) и коллективистские.

В первом случае непосредственным источником власти счи­тается личность, во втором — группа, в третьем — весь народ (нация, класс). Расхождения в понимании народовластия имеют фундаментальное значение при построении реальных политичес­ких систем. Они определяют, например, глубокие, принципиаль­ные различия между классической либеральной, современной за­падной и социалистической демократиями. [8, с. 174-175]

2.Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективной демократии

Модель волнового распространения демократии в современном мире наиболее полно она очерчена, как известно, Сэмюэлем Хантингтоном в книге «Третья волна», опубликованной в 1991 году

В истории Нового времени, по Хантингтону, имели место три волны демократизации. Первая, или, как он ее называет, «длинная волна», охватывает период с 1828 по 1926 год. Вторая, или «короткая волна» - с 1943 по 1962 год. Третья волна, считает американский исследователь, началась «после падения португальской диктатуры в 1974 году», когда «демократические режимы пришли на смену авторитарным почти в тридцати странах Европы, Азии и Латинской Америки. В некоторых странах произошла значительная либерализация авторитарных режимов. В других движения, выступающие за демократию, обрели силу и реальность»

Примечательно, что «за каждой из первых двух волн демократизации следовал откат, во время которого некоторые. Однако даже при самом мощном откате полного возвращения мира на исходные позиции не происходило, так что в итоге наступление и отступление развивались (что и отмечается рядом исследователей) по формуле «два шага вперед – шаг назад». [9, с. 26-32]

Экономические условия — это создание в обществе достаточно развитой рыночной экономики, которая предполагает:

• товарный способ производства, основанный на индустриальных и постиндустриальных технологиях;

• стабильные, прозрачные законы и правовые акты, регулирующие рыночные отношения в стране;

• равные для всех условия предпринимательской и финансовой деятельности;

• свободную конкуренцию различных форм собственности и недопущение создания монополий;

• защиту государством участников рынка от недобросовестной конкуренции и произвола чиновников;

• защиту отечественного рынка от внешней «интервенции».

Политические условия — это создание правового демократического государства, которое предполагает:

• наличие развитого гражданского общества;

• правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод;

• всеобщность прав и их распространение на всех граждан, все организации и институты;

• взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом;

• суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер;

• реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Все названные выше условия демократизации общества тесно взаимосвязаны и существуют как единая система отношений. Попытки сделать страну демократической и развитой в сжатые сроки, как правило, терпят неудачу. Наглядным примером такой попытки демократизации является Россия 90-х гг. XX в. Итоги этой демократизации весьма трагичны [10, с. 133-134]

Современное общество возникает в ХVIII – ХХ веках. В нем индивид автономен, превалирует рациональная организация, высокий уровень развития науки и техники, высокая социальная мобильность населения. Первичная модернизация произошла в З.Европе и США, начавшись с религиозной реформации и Просвещения, установилась новая политическая система (парламентаризм, принцип разделения властей на три ветви, складывание партийных систем). В странах вторичной модернизации (Россия, Латинская Америка) эта естественная логика развития событий нарушена. В современной России царит коррупция, слабая легитимность власти, низкая эффективность государственного управления, нет настоящей рыночной экономики и только складывается гражданское общество. Но существуют уже многопартийность, парламентаризм, президентство, Конституционный суд, альтернативные выборы. То есть модернизация идет, но идет «вдогонку». [11, с. 117-118]

Подтверждение действительной эффективности основных демократических институтов является наиболее трудной проблемой, как в теоретическом, так и в практическом плане. Это относится, прежде всего, к России с ее малым опытом функционирования институтов демократии, но, разумеется, не только к ней: не менее остро эта проблема стоит в странах Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, включая такие крупные государства, как Китай, Пакистан, Индонезия, Иран.

3.Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии

Либеральная

Коллективистская

Плюралистическая

Представители

Некоторые из основополагающих принципов были заложены в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье. [13, с.131] Ж.- Ж. Руссо, К.Маркс, Б.И. Ленин, немецкий философ права К.Шмитт — автор учения о «гомогенном обществе» и «тотальном государстве». [5, .130] Представителями плюралистической теории являют­ся Г. Ласки, Д. Труман, Е. Фраенкель, Р. Даль. [5, с.131]

Отличительные черты

1. Соблюдение прав личности и предпочтение индивидуальности, что гарантировано конституцией и судом. 2. Узкополитический характер демократии, ибо свобода понимается, как отсутствие принуждения. 3. Парламентаризм (представительство). 4. Государство стоит на охране общественного порядка и безопасности, не вмешивается в дела гражданского общества. 5. Разделение властей, действие системы сдержек и противовесов. 6. Ограничение власти большинства над меньшинством, так как меньшинство вправе иметь свое мнение. [4, с.111] 1.Отсутствие противоречий внутри народа; 2.Коллективистское понимание свободы; 3.Тоталитарный характер власти, беззащитность личности и меньшинств; 4.Устранение самой проблемы прав человека; 5.Всеобщая политическая мобилизация, прямое участие в управлении; 6.Декларирование социалистической демократии. [4, с.113] 1.Центральный элемент системы – заинтересованная группа; 2.Общая воля осуществляется через конфликтное взаимодействие групп; 3.Динамикой демократической власти является соперничество и баланс групповых интересов; 4.Наличие сдержек и противовесов в социальной сфере; 5.Государство поддерживает социальную справедливость; 6.Распыление или диффузия власти. [4,с.114]

Слабые стороны

1.Социально-классовая ограниченность, так как она не распространяется на все население; 2.Формальность и декларативность ее для бедных, так как царит имущественная поляризация, что создает практические трудности; 3.Ограниченность сферы политического участия личности и появление представительной политической элиты, отчуждение граждан от общества и появление политической апатии; 3.Принижение роли государства в управлении обществом, ведь демократическое государство – не «ночной сторож», оно должно регулировать конфликты, экономику, социальные процессы; 4.Придание излишнего значения индивидуализму ведет к росту эгоизма, подрывает основы общества, игнорирует коллективную природу человека. [4, с.111] Уроки коллективистских экспериментов показали несостоятельность и несовместимость с подлинной демократией коллективной демократии. На деле общая воля народа оказалась вымыслом и мифом, правила такими странами лишь группа людей (в СССР – партийная и советская номенклатура). [4, с.113] Слабости плюралистической демократии состоят в том, что сама модель ее консервативна, так как трудно достичь согласия всех групп, кроме того, это не власть большинства, и она игнорирует неравенство в имущественном положении людей. [4, с.114] Так же не принимает во внимание того факта, что в современ­ных странах Запада к заинтересованным группам (которые она считает субъектом политики) относится не более 1/3 населения, а степень влияния различных групп на власть и жизнь общества не­одинакова: среди них есть более сильные и более слабые. [5, с.132]

Заключение

Демократический режим это государственный строй, основанный на развитом гражданском обществе. Его сущность реализация народовластия в различных формах, обеспечение прав и свобод человека, господство закона.

Исторический генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса.

Опыт истории учит, что демократия благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях в периоды войн, острых кризисов и т.п. Переход к ней требует постепенности, длительного промежутка времени.

Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и демократические ценностные ориентации граждан, уважения ее достоинства, фундаментальных прав и свобод, независимости мышления. Он нуждается в свободе информации и плюрализма общественной жизни в целом. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.