Смекни!
smekni.com

Политика и личность 3 (стр. 3 из 3)

Стадии политической социализации личности.

В современной политологии утвердилась точка зрения, что политическая социализация личности — это непрерывный процесс ее развития, продолжающийся в течение всей жизни чело века и в разных социальных группах и общностях.
Можно выделить в нем разные стадии, играющие неодинаковую роль в политическом развитии личности. Однако при объяснении специфики этих стадий сегодня нет единой точки зрения,

Это обусловлено, на наш взгляд, двумя причинами. Первая связана с тем, что концепция политической социализации начала формироваться после создания теории общей социализации личности и на ее основе. Однако и по сей день существует несколько теорий общей социализации личности, наличие которых и затрудняет создание концепции политической социализации. Назовем лишь некоторые из теорий общей социализации личности.

Теория социализации личности Ч. Кули и Дж. Мида. Согласно последнему, процесс развития личности включает три стадии, связанные с принятием на себя роли других людей:
1) имитация — дети копируют поведение взрослых, пока не понимая его;
2) игровая стадия — дети осознают свое поведение как исполнение определенных ролей взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта и т.д.); 3) стадия коллективных игр — дети учатся осознавать ожидания не только близкого человека, но и всей группы, оценивают свое поведение по нормам и стандартам других людей.

Дайте сравнительный анализ предполагаемого отношения личности и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма.

Среди всех субъектов политики исходным, первичным субъектом выступает личность. В конечном счете именно она – творец политики. И сейчас мы рассмотрим предполагаемое отношение личности и политики в некоторых политических идеологиях.

Одна из самых первых политических идеологий, которую человеческое общество попыталось претворить в жизнь во время своего развития был социализм, сейчас мы его и рассмотрим.

Маркс определяет социализм, как обществено-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средство производства. Как политическая идеология социализм вдвигает в качестве цели и идеала установление общества, в котором соблюдаются два критерия:

- отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;

- утверждается социальное равенство и справедливость.

Отсутствие частной собственности на средство производства – способ достижения поставленной цели. Исходя из этого определения все средства производства находятся под общественным контролем и для эффективного ими управления и их использования каждая личность должна быть крайне политически активной. Если мы подразумеваем социальное равенство, то большинство органов управления должно быть коллегиальными, а в идеале вся политическая власть должна осуществляться посредством самоуправления трудящихся. Однако, как мы видим данные идеи крайне утопичны, и в большинстве известных нам в истории примеров построения социалистических государств, устанавливался так называемый плановый социализм, основанный на полном контроле государства над экономикой. Личности в этих государствах хотя формально и предоставлялся большой спектр политических прав и свобод, фактически же ими нельзя было воспользоваться. Как пример возьмем социалистический строй в Советском Союзе. По конституции 1936 г. в СССР провозглашалось, что социализм победил и в основном построен, предоставлялись обширные политические права и свободы равные для всех граждан, что давало возможность личности максимально взаимодействовать с государством, к сожалению, это было только на бумаге. В СССР по прежнему существовала административно-командная система, не было ни самоуправления трудящихся, ни «отмирания» государства, ни общественной (а не государственной) собственности на средства производства. Любое «инакомыслие» сурово каралось.

Вывод: политическая идеология социализма предоставляет возможность личности быть максимально активной и непосредственно влиять своими действиями на государство. Но на практике идея социализма утопична. И реализовать их в соответствии с догматами данной идеологии, практически не представляется возможным.

Далее речь пойдет об отношении личности и политики в политической идеологии либерализма. Либерализм – это идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка [5]. Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информации, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Наибольшее влияние на формирование либерализма оказали Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Смит, Ж.-Ж. Руссо. В основе либерализма лежит представление, что каждый человек лучше всего знает, что для него лучше. Ключевым моментом является общественный договор, согласно которому законы издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, и каждый гражданин подчиняется этим законам. Особый акцент делается на верховенстве закона, в частности, либерализм исходит из того, что государство обладает достаточной силой для его обеспечения. Современный политический либерализм также включает в себя условие всеобщего избирательного права, независимо от пола, расы или имущественного положения. Исходя из этого, личность может принимать любое удобную для неё модель поведения, ограничиваемую только законом, но, на данный момент, в обществе законодательство развивается казуальным методом, что создает обширную почву для злоупотреблений законодательством, которые искажают и извращают идеи либерализма.

Вывод: положительной чертой политической идеологии либерализма является то, что личность признается высшей ценностью государства и её возможности ограничиваются только законом (общепринятой и обязательной нормой поведения). Личности в такой политической системе предоставлено максимальное количество прав и свобод, однако, для успешной их реализации должна быть идеально составлена законодательная база, которая будет охватывать абсолютно все общественные отношения. Но, к сожалению, создание подобного свода законов в настоящие время практически не представляется возможным, в связи с высокой интенсивностью развития общества.

В заключение, мы рассмотрим отношение личности и политики в политической идеологии консерватизма. Консерватиизм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам [6]. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Эта идеология во многом противоположна либерализму, хотя она защищает частную собственность, как основу общественного устройства, вместе с тем всячески стремится к обеспечению его стабильности и незыблемости. Государство в консерватизме является результатом естественной эволюции жизни, поэтому личности не следует активно вмешиваться в политический процесс. Следовательно, консерватизм отрицает важность политической активности рядовой личности и в целом народных масс. Данная идеология не отрицает свободу личности как таковой, однако в политическом плане акцент делается на её подчиние власти, которая должна принадлежать политической элите.

Вывод: политическая идеология консерватизма не отрицает политических прав личности, хотя и не одобряет её активного участия в политической жизни. К положительным чертам можно отнести – стабильность и наличия возможности при желании, участие личности в политическом управлении государством. Однако, любая стабильность и слепая приверженность к традиционным традициям и порядкам, которые не приемлют проведению реформ, отвечающих вызовам нового времени, рискуют оказаться в изоляции от внешнего мира, в следствии которой возникнет коллапс государственной и политической системы общества.

Заключение

В первой части работы я рассмотрела типы личностей в политике и факторы их политического поведения .

Вторую часть своей работы я начала с политической социализации личности. Охарактеризовала ее агенты, основные типы и стадии.

В последней части контрольной работы я дала сравнительный анализ предполагаемого отношения личности и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма

Список использованной литературы

1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. – Ростов на/Д.: Феникс, 1996.

2. Категории политической науки. – М.: РОССПЭН, 2002.

3. Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. – СПб.: Изд-во Юрид. ин-та, 2002.

4. Политическая социология. – Ростов на/Д.: Феникс, 1997.

5. Политология: Лексикон. – М.: РОССПЭН, 2007.

6. Политология: Словарь-справочник. / М.А.Василик, М.С.Вершинин, Л.Д.Козырева. – М.: Гардарики, 2000.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2003.

8. Хейвуд Э. Политология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

9. Шестопал Е.Б. Политическая психология. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.

10. Щеглов И.А. Политическая социализация: теория и методология проблемы. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007.