Смекни!
smekni.com

Политические учения 2 (стр. 7 из 8)

Наконец, имеет значение и то, что Драгоманов представил первый в истории России проект федеративного переустройства государства, отдельные аспекты которого прочно вошли в общественное политическое сознание и были реализованы на практике (например, двухпалатный парламент в современной России).

14 ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ XX в.

· Элитистские теории государства

Термин «элита» в социологическом словаре обозначает группу людей, включающую лучших представителей своей социальной группы. Такова предпринимательская, спортивная, интеллектуальная, политическая элита. Юридическая и политическая наука оперирует понятием «политическая элита», которым обозначают группу людей, обладающих способностью к руководству поведением других людей. Представители Гаэтано Моска, Вильфредо Парето, Роберт Михельс.

Элитистские теории государства и политики в XX в. оказались в достаточной степени практичными, что связано с неуклонным превращением политики в особую, высокопрофессиональную область человеческой деятельности. Немаловажно и то, что элитизм обладает универсальностью: элитистская концепция приложима к любому типу государства на любом этапе его существования. Но с этим достоинством связан и недостаток элитизма, а именно антиисторизм и известный фатализм в оценке перспектив развития государства.

· Концепции политического плюрализма

Общей посылкой в концепциях плюралистической демократии выступает признание факта исчезновения классов (в марксистском смысле этого слова) в современном обществе. Вместо классов эксплуататоров и эксплуатируемых сформировались различные по профессиональному и материальному положению, возрасту, религиозным убеждениям, идеологической ориентации, партийной принадлежности общественные группы (слои, страты). Разногласия и даже конфликты между ними неизбежны, но современное общество располагает мирными средствами разрешения этих противоречий.

На политическом уровне социальная стратификация выражается в плюрализме - многопартийности и множественности центров принятия политических решений. Концепция плюралистической демократии Гарольда Ласки. Он сформулировал такие понятия, как плюралистическая теория государства и политический плюрализм, которые были восприняты последующими сторонниками концепции и употребляются ныне в качестве ее наименований.

Теория политического плюрализма переживали свой расцвет в послевоенный период. Крушение нацистского и фашистского режимов позволяло ярче продемонстрировать преимущества многопартийной политической системы и идейного плюрализма.

В последние десятилетия XX в. западные политологи начинают распространять принципы плюрализма на исполнительную ветвь власти и всю политическую систему в целом. В отношении исполнительной власти последовательная плюралистическая демократия предполагает создание коалиционного правительства с участием представителей от различных политических партий, в том числе и таких, которые находятся в оппозиции по отношению друг к другу. Что касается политической системы, то распространение на нее принципа плюрализма является способом перехода от состязательной к консенсусной (социопримирительной) политической системе.

· Новая либеральная концепция государства

В прошлом веке большинство представителей либерализма было устремлено на поиск путей приспособления классического наследия к постоянно меняющимся условиям. В частности, весомым компонентом современного либерализма стала критика тоталитаризма.

Среди наиболее ярких представителей либерализма XX века - Фридрих Август фон Хайек (1899-1992), выдающийся австрийский экономист и социальный философ, Нобелевский лауреат в области экономики. На основе своей экономической концепции Хайек построил обширную социально-философскую доктрину, в которой поднимались проблемы методологии научного познания, организации современного общества, развития культуры.

Социально-политическая концепция Фридриха фон Хайека неоднозначна. Не вызывает сомнения его критика тоталитаризма, как и установленное им сходство коммунизма и иных разновидностей тоталитарных теорий - фашизма и нацизма. Оригинальна его трактовка правового государства, в котором приоритет отдается частному праву, а не конституционным установлениям, что было традиционно для сторонников этой теории. Но трудно назвать плодотворной его идею полного отказа от социальной функции государства, в XX веке ставшей обязательным признаком правового государства.

Следует отметить, что многие сторонники либерализма в прошлом веке, в отличие от Хайека, признали необходимость определенного, хотя и жестко ограниченного вмешательства государства в социально-экономическую сферу деятельности человека.

· Технократические доктрины государства

Бурное развитие науки и техники, информационных технологий в XX в. не могло не оказать влияние на теоретические представления о государстве, праве, политике. Неудивительно, что весьма популярными в прошлом веке стали технократические доктрины.

Под технократией понимают власть, сосредоточенную в руках профессионалов специалистов, использующих результаты научно-технической революции с целью оптимизации принимаемых решений. Первоначально идеи технократии были выдвинуты американским социологом и экономистом Т. Вебленом (1857-1929) в расчете на привлечение специалистов - технических руководителей к активизации государственного регулирования и контроля.

Концепция менеджериалъного государства Джеймса Бернхема. Один из первых технократических проектов был представлен в книге американского социолога Джеймса Бернхема «Революция менеджеров» (1941 г.).

Технократические доктрины привлекают своей ориентированностью на поиск научно обоснованных решений современных проблем, попытками найти достойный ответ на научно-технический вызов времени. Они достаточно верно оценивают изменения, происшедшие в управленческой структуре современного западного государства.

В то же время вызывают большие сомнения утверждения сторонников технократии о демократическом формировании нового правящего класса. Критерием доступа в технократическую элиту является знание, но ведь у состоятельных людей намного больше возможностей получить полноценное, востребованное временем образование. Нельзя не отметить и утилитаристскую односторонность концепций технократии, их нацеленность исключительно на экономический успех. Между тем в современном мире есть и иные системы ценностей - экологические, духовные, религиозные - которым нет места в царстве технократии.

· Теория “демократического социализма”

Теория “демократического социализма”, окончательно сформировавшаяся после второй мировой войны, стала официальной теорией многих социалистических и социал-демократических партий мира.

Идейные истоки ее лежат в политических взглядах Э. Бернштейна с его диллемой “реформа или революция”, а также К. Каутского, акцентировавшего внимание на проблеме “демократия и диктатура”. Несомненно и влияние идей солидаризма и институционализма, породивших идеологию плюралистической демократии.

Основные постулаты “демократического социализма”, изложенные во Франкфуртской декларации 1951 г., отражают многие реалии современного мира, существенно осложнившиеся политические системы в развитых странах. Наряду с защитой демократии и признанием ведущей роли ее институтов в современном мире (демократия как необходимое условие существования современного мира и развития социализма) видна и абсолютизация ее значения (демократия как практически единственное средство социалистических преобразований в обществе). Франкфуртская декларация в силу достаточно общих характеристик целей современного социалистического движения отразила идеи и левой и правой ориентации в “демократическом социализме” (левые не отрекаются полностью от марксизма, признавая его в основе гуманным, свободным и демократическим социализмом, правые отрицают всякое значение его, ориентируясь, например, на христианский социализм). Именно это сделало Декларацию приемлемой и для тех и для других. Поэтому ее основные положения и легли без существенных изменений в основу последующих программ социал-демократических партий мира. Среди наиболее существенных новых акцентов, появившихся после ее принятия, необходимо отметить характерное для нашего времени внимание к созданию условий для всестороннего развития, самоутверждения и самоосуществления каждого человека, его права занять в обществе место свободно мыслящего индивида.

15 Общественно-политическая мысль Беларуси

В конце IX в. Киевская Русь распалась на удельные земли, среди которых большой вес имели Полоцкое и Туровское княжество. Уже в XII в. появились первые социально-политические мыслители Беларуси.

Евфросиния Полоцкая, выдающаяся просветительница белорусского народа, призывает в церковно-певческом каноне XII в. к миру и согласию, пламенный протест против братоубийственных войн, необходимость объединения восточных земель перед внешней угрозой.