Смекни!
smekni.com

Политика и нравственность 2 (стр. 2 из 4)

ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

С возрастанием в международных делах роли морально-этического фактора, духовной и политической активизации самых широких слоев мировой общественности возникает настоятельная необходимость уяснить действие самого механизма формирования международной нравственности, равно как и его обратного воздействия на политику. И в этой связи требуют углубленного прочтения слова Ф. Энгельса из письма Францу Мерингу о необходимости в полной мере учитывать политические, правовые и прочие идеологические представления людей, включая возможность их самостоятельного воздействия на историческое развитие, окружающую среду. Веру же в нравственные, то есть общественные, идеалы он в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» прямо относил к тем «идеальным силам», которые побуждают человека к деятельности. Для понимания путей воздействия нравственности на социальные явления не менее важно и то, что нравственные нормы как явления. В этом смысле представляются весьма перспективными трактовка учения В. И. Вернадского о ноосфере как особом состоянии биосферы и человеческого общества, предложенная академиком Н. Н. Моисеевым, а также его соображения об использовании русского философского наследия XIX века, включая идею Н. Ф. Федорова об «общем деле», для поисков цельной основы взаимодействия человека и природы на новом витке их совместного развития общественной жизни, в отличие от законов природы, проявляют себя не автоматически, а лишь как тенденции (объективные или субъективные) поведения людей. В этом смысле нравственное — это всегда действительное, а следовательно, и разумное. Реальности наших дней, в первую очередь глобальный характер проблем, вставших сегодня перед миром, требуют по-новому подойти и к таким вопросам, как взаимосвязь в международных рамках нравственности с правами человека, гуманизмом, справедливостью и демократией, диалектикой общечеловеческих и классовых ценностей. Мы уже сегодня являемся свидетелями того, что представления мирового общественного мнения о таких, к примеру, проблемах, как выживание человечества, угроза экологической катастрофы и др., неожиданно быстро приобретают характер своего рода моральных требований, начинающих определять поведение множества людей. Для понимания методологии этого, безусловно, перспективного процесса, отражающего в том числе и стихийную инициативу «глубинки» мирового сообщества, представляется очень важной ленинская мысль из статьи «О кооперации». Анализируя становление кооперативного движения, В. И. Ленин подчеркивал: «...многое из того, что было фантастического, даже романтического, даже пошлого в мечтаниях старых кооператоров, становится самой неподкрашенной действительностью». Эта мысль В. И. Ленина, свидетельствующая о присущем ему умении чутко реагировать на общественные процессы, особенно важна сейчас, в условиях активизирующегося диалога самых различных людей, представляющих разные нации, культуры и интеллектуальные традиции, стоящих на различных идеологических позициях, но объединенных заботой о сохранении цивилизации в ядерный век. То, что еще вчера выглядело как утопия, мечтания филантропов, оторванные от «реальной» жизни прогнозы ученых, лежащие далеко в стороне от наезженного тракта международной жизни, на наших глазах облекается в плоть конкретных выступлений общественности, начинает влиять на формирование нового морального облика мира. Тем более, что требования морали в современной мировой политике только опосредованно связаны с официальной внешнеполитической деятельностью государств или международных организаций. Эффективность морально-нравственных норм в наибольшей степени обеспечивается через развитую систему форм и методов духовного воздействия и общественных оценок. Этот механизм нравственного регулирования, с другой стороны, развивается вместе с ходом объективных процессов, идущих в мире, прежде всего в неразрывной связи с утверждением в самых различных политических и общественных кругах нового политического мышления с его общечеловеческими критериями, ориентацией на разум, гуманизм, открытость, человеческое достоинство. Окружающий нас мир многообразен, его общественную мозаику формируют силы самых разных политических, социальных, философских и религиозных убеждений. Поэтому нужен верный как политический, так и нравственный, духовный компас, чтобы, преодолев привычные схемы и стереотипы мышления, выйти на свободный от конфронтации диалог в целях выработки новой философии жизни, философии действий ради сохранения неповторимой земной цивилизации. Процесс формирования ненасильственного, безъядерного мира, устранения существующих сегодня недоверия, напряженности и враждебности в немалой степени будет зависеть от широты участия в нем самых различных общественных и политических сил. Общая тревога в связи с ядерной угрозой — это то, что объединяет всех людей, независимо от того, какую идеологию они разделяют и какую веру исповедуют. И нравственные нормы, которые лежат в основе цивилизованных отношений между людьми, забота о сохранении самого рода людского у атеистов и верующих, в том числе у марксистов и христиан, во многом перекликаются. Различия же, как представляется, не столько в самих идеалах, сколько в их философском и гносеологическом происхождении. Однако такие различия, вполне естественные и объяснимые, не могут и не должны служить препятствием для совместных действий, направленных против военной угрозы, на укрепление потенциала мира, разума и доброй воли, защиту общечеловеческих духовных ценностей. В преобразовании современных международных реалий в суждения морально-нравственного, духовного порядка особая роль, естественно, принадлежит международной научной и творческой интеллигенции, ее союзам и организациям. Именно эта часть мирового общественного мнения, даже будучи разделенной в идеологическом и социально-политическом отношении, наиболее полно и четко, в эмоционально доходчивой форме воспринимает то общее, что характерно сегодня для мирового сознания, цивилизации в целом,— их обусловленность решением проблемы выживания, предотвращения ядерной или экологической катастрофы, Отсюда уникальность и незаменимость того вклада, который научная и творческая интеллигенция, в первую очередь высшие интеллектуальные авторитеты мира, может внести в формирование взглядов и вкусов, нравственных представлений как нынешнего, так и будущих поколений, а в конечном счете в обогащение духовного и этического потенциала мировой политики. Осознание мировой художественной и научной интеллигенцией новой нравственности, духовной и социальной роли гуманитарных и естественных наук, литературы и искусства смело, в новых нетрадиционных формах проявляется в деятельности таких осуществленных в нашей стране крупных международных общественных инициатив, как создание фонда «За выживание и развитие человечества», «Иссык-Кульского форума». Только неправительственных международных общественных организаций научного, культурного и гуманитарного характера сегодня в мире около 1,5 тысячи. И каждая из них может по-своему помочь утверждению нового политического мышления, новой морали, отвечающей устремлениям человечества, такой нравственной атмосферы, при которой гонка вооружений, конфронтация, нагнетание военной опасности, милитаризация общества и общественного сознания будут восприниматься как вызов самой нашей цивилизации, как покушение на основное право человека — право на жизнь. Пробуждение нравственных представлений об ответственности людей, каждого отдельного человека за прошлое, настоящее и будущее Земли тесно связано с активизацией широкого движения в защиту культурного достояния человечества, которому угрожает не только ядерный конфликт, но и так называемая «массовая культура» с ее разгулом насилия и порнографии, потоком примитивных чувств и мелких мыслей. Новой, эффективной формой продвижения в сознании людей общечеловеческих ценностей, морально-нравственных начал может стать проведение в рамках деятельности ЮНЕСКО Всемирного десятилетия развития культуры (1988—1997 годы). Механизм Десятилетия, в котором примут участие более 150 различных стран, включая Советский Союз, другие социалистические государства, дает реальные возможности для утверждения в мире культуры и культурной самобытности, стремления народов предотвратить размывание их культурных и нравственных ценностей, для того, чтобы направить богатейший духовный потенциал современности на упрочение гуманитарного взаимодействия всех стран и народов. Под воздействием выработанных обществом нравственных представлений каждый отдельно взятый человек может определять и способ своего нравственного поведения. При всех особенностях сферы мировой политики этот вывод относится и к ней. Естественно, что способ нравственного поведения в данном случае еще больше зависит не только от личности, но и от общей ситуации в мире. В целом сейчас складывается более благоприятная политическая обстановка, выявилась перспектива изменений мирового развития в лучшую сторону. Это открывает возможности и для более полного нравственного самовыражения человека, и для лучшего восприятия людьми требований международной морали. Разумеется, это сложный и многоплановый процесс, главное же в нем — переход от собственных моральных суждений и оценок к соответствующему нравственному поведению, к конкретным действиям и поступкам. Такой переход во многом будет ускорен, если в сознании людей, в их поведенческой психологии окрепнут новые, на этот раз позитивные образы мышления и морали, основанные на глубоком отвращении к войне, проникнутые светлыми чувствами альтруизма, любви к человечеству, искренним историческим оптимизмом. Но автоматически становление новых норм нравственности, естественно, не может произойти. Если, как записано в Уставе ЮНЕСКО, мысли о войне возникают в умах людей, то укоренение в их сознании идей защиты мира должно постоянно поддерживаться и поощряться. Сказанное в полной мере относится и к необходимости избавляться от пагубных стереотипов, от тенденции рассматривать то или иное государство как потенциального противника, добиваться того, чтобы «образ врага» в международных отношениях окончательно уступил место «образу партнера». Тем самым создалась бы новая морально-психологическая атмосфера, благоприятная и для гармонического развития цивилизации, и для решения глобальной проблемы выживания человечества. Без мобилизации всех возможностей, всего потенциала духовного, нравственного потенциала человека этой задачи не решить. Далеко не случайно сразу по окончании второй мировой войны, когда еще не остыли руины разрушенных городов и деревень и не осел пепел Хиросимы и Нагасаки, в Устав ЮНЕСКО были вписаны слова, со временем приобретавшие все более пророческий смысл: «Мир, основанный лишь на экономических и политических соглашениях правительств, не сможет завоевать единодушной, прочной и искренней поддержки народов; он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». В формировании нравственной картины современного мира огромная роль принадлежит Советскому Союзу, курсу нашей страны на революционное очищение и возрождение, нашим внешнеполитическим инициативам по капитальному, в том числе морально-нравственному, оздоровлению мировой обстановки. В призывах и конкретных действиях советского руководства, направленных на построение безъядерного, подлинно безопасного мира, на создание прочной ткани широкого международного сотрудничества, политические и нравственные начала слиты в сплав такой высокой пробы, какой отличаются лишь документы, знаменующие собой переломные рубежи истории. В памяти людей такими остались воззвания Великой французской революции, ленинские декреты Октября. В основе новаторских советских инициатив — не отвлеченные мечты об общечеловеческом счастье и не утопические иллюзии о справедливости. Все они строятся на реальном гуманизме, научно выверенных перспективах общественного развития, на опыте социалистического развития Советской страны, а также на той революционной страсти, без которой, по словам Гегеля, ничто великое в мире не совершается. Главный вывод нового политического мышления — ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических, каких бы то ни было целей — представляет собой не только коренной разрыв со всеми бытовавшими ранее политическими и военно-стратегическими представлениями о войне и мире. Новое политическое мышление вскрывает и морально-этическую суть создавшегося ядерного тупика. Тем самым политическая характеристика во много крат усиливается нравственной: ядерное оружие аморально, бесчеловечно по своей сути. Его существованию нет оправданий—ни в религии, ни в общественно-политических учениях, ни в самой жизни. Подписание в Вашингтоне Договора по РСД — РМД, достигнутая в принципе договоренность о соглашении по стратегическим наступательным вооружениям и по Договору по ПРО, а также по другим разоруженческим направлениям не только кладут практическое начало строительству мира без ядерного оружия. Начался реальный процесс и морального, нравственного оздоровления мира. На утверждение морально-нравственных начал в мировой политике все активнее работает выдвинутая СССР концепция всеобъемлющей системы международной безопасности, выражающая в концентрированном виде наряду со сводом принципов нового политического мышления нормы поведения государств на международной арене. Огромный нравственный заряд несет уже тот факт, что задача сохранения цивилизации ставится в этой концепции выше блоковых, национальных и других интересов, политических, экономических и иных разногласий. Это означает превращение мирного сосуществования не только в универсальную норму международной жизни, но и в нравственное правило, которое, укрепившись в сознании людей, стало бы одним из регуляторов поведения человечества в целом. Тем самым было бы ускорено построение такого нового международного порядка, при котором господствовала бы не военная сила, а добрососедство и сотрудничество, происходил бы широкий обмен духовными ценностями п.а пользу всех народов. Древние формулы воинской доблести — вроде предупреждений загодя врагам «иду на вы» — в ядерно-космический век теряют свой первородный благородный смысл. Сегодня моральным является выбор в пользу сдержанности и самоограничения в вооружениях, отказа от попыток использовать вооруженные силы в наступательных целях. Быть может, стоило бы уже сейчас задуматься об особой роли нравственных тормозов в будущем безъядерном мире, в частности о создании и моральных преград на случай нарушения соглашений о ликвидации ядерного оружия, включая использование науки в целях, угрожающих человечеству. Нравственность всегда входила в круг понятий гуманизма с его уважением достоинства и прав человека, его ценности как личности, заботой о благе людей, их всестороннем развитии, созданием благоприятных для них условий общественной жизни. Выдвигаемые СССР конкретные предложения о развертывании широкого международного сотрудничества в гуманитарной и интеллектуальной областях продиктованы заботой о достижении великих целей — очищения разума и души человека от всех видов социального зла, защиты и развития подлинных достижений культуры, предотвращения ее деградации. А разве не упрочению нравственных начал в мире служат советские предложения о сотрудничестве в гуманитарной области, включая создание всемирной информационной программы под эгидой ООН в целях распространения идей мира, взаимного ознакомления народов с жизнью друг друга, освобождения потоков информации от всякого рода предвзятостей, предрассудков? Или предложение о создании под эгидой ООН всемирного консультативного совета, куда вошли бы крупные ученые, политические и общественные деятели, представители международных общественных организаций, деятели культуры, литературы, искусства, представители церкви? Конкретные политические и военно-технические параметры обсуждавшихся на вашингтонской встрече проблем еще больше оттенили обращения советского руководителя и президента США к мудрости поэтов и литераторов, размышлениям философов и ученых. Эта сверка с духовным, нравственным опытом народов органически вошла в ткань переговоров и бесед, а не служила неким традиционным украшением речей. Миру еще более открылись, духовные корни общих политических забот руководителей двух стран. И эти корни, при всех различиях обоих государств, оказались во многом сходными. Новое мышление помогло увидеть то, что раньше ускользало от нашего взгляда,— разные пути политического, социального и исторического развития народов не преуменьшают значение общечеловеческих ценностей, в том числе нравственных, а, напротив, на нынешнем, переломном рубеже они придают им особое, качественно новое звучание. Не будет преувеличением сказать, что становление новой нравственной атмосферы в мире во многом будет зависеть от Советского Союза и Соединенных Штатов, от той ответственности, политической и морально-нравственной, с которой они будут подходить к процессам современной эпохи, ко всем мировым реалиям, включая главную— право народов строить жизнь по-своему, без вмешательства извне. У нравственности, как известно, нет и не может быть двух измерений. Но верно и другое. Кому много дано, с того много и спросится. Сама логика развития событий в мире лучше любых философских построений подводит ныне СССР и США к осознанию того, что самая эффективная, самая действенная политика—это та, которая строится на нравственных устоях, в полной мере учитывает общечеловеческие интересы.