Смекни!
smekni.com

Политическая элита и лидерство (стр. 3 из 3)

2. Многоролевое лидерство (лидер ориентируется не только на свое окружение, но и на чиновников исполнительной иерархии, на широкие массы. Его задача – сохранять равновесие различных политических сил и ветвей власти).

3. Корпоративное лидерство (лидер озвучивает то, что наработано его "пирамидой"), рис. 2.

Рис. 2

У политического лидера выделяют следующие функции:

l) интегративную (объединение интересов различных слоев общества в единую программу);

2) координационную (между ветвями власти и общественным мнением);

3) прагматическую (цели и задачи общества реализуются в конкретных программных действиях).

По видам деятельности лидерство различают формальное и неформальное. Формальное связано с управленческим статусом, с руководящей должностью. Неформальное – с влиянием, незаурядными качествами личности, что и делает ее лидером. В стабильных функциональных группах, входящих в социальные системы, лидер назначается, и тогда он становится руководителем. Но в силу определенных причин назначенный руководитель не выполняет всего набора функций, и тогда эти функции передаются другой личности, не назначаемой, но избираемой группой, неформальному лидеру. Лидерство – социальная роль, которую исполняет определенный субъект. Значит, лидер как конкретный человек в данной роли появляется лишь тогда, когда появляется потребность в такой роли. Нужно также помнить о том, что роль может оставаться, а лидеры могут меняться. Поэтому при анализе конкретного лидерства необходимо анализировать не только лидера-личность, но и содержание лидерской роли в конкретной обстановке.

Большое значение для эффективной роли лидера имеет авторитет. В самом общем виде авторитет – это социальная оценка субъекта деятельности группой людей или в целом обществом, в котором он действует. Сущность оценки заключается в определении соответствия субъекта требованиям деятельности и условиям ее происхождения, т.е. соответствия лидера ожиданиям людей, что должно проявиться в его политической деятельности. Истинный авторитет политического лидера создается прежде всего защитой социальных интересов, ценностных ориентации группы, общества в целом.

Знание истинных и ложных авторитетов необходимо для любого политического лидера, оно позволяет оценить сильные и слабые стороны лидера, возможность его воздействия на политические процессы.

Содержание роли лидера меняется в зависимости от социальных ситуаций, и само развитие общества порождает новый набор его функций. Рассматривая конкретную ситуацию социального развития, выделяют следующие ситуации: традиционную, революционно-кризисную и экстремальную, в которых роль лидера имеет свои особенности (типология лидерства).

В традиционной ситуации лидерство основано на вере в святость традиций, в законность существующего порядка, в его "разумность".

Социальная сущность кризисной ситуации состоит прежде всего в том, что перестают действовать функциональные общественные структуры, появляются люди, которые стремятся их дестабилизировать, заменить новыми. Может возникать в равной степени и "двоевластие", и "безвластие". В этот момент теряются привычные ориентиры (например, партия была много лет правящей, и вдруг эта ее роль перестает быть). Неизбежно наступает растерянность в действии и поведении людей, некоторый хаос, который, в свою очередь, порождает повышенную внушаемость, поиски ответов на многие возникшие вопросы. И, как правило, изменение ситуации приводит к изменению содержания, роли и форм проявления лидерства, приводит к уходу старых лидеров. И бывает, что в этот момент нет никаких социальных препятствий для того, чтобы лидером стал любой человек, часто и не отвечающий функциональной сущности лидера, но обладающий некоторыми его качествами.

В условиях особо резкого развития ситуации может появиться харизматический лидер. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, сверхъестественные способности лидера. Понятие "харизма" означает "божья благодать". Способности лидера рассматриваются массами как исходящие из божества, они обладают как бы магической силой. Для этого типа лидерства характерна фанатичная преданность основной массы последователей. Всякое сомнение в качествах лидера рассматривается как святотатство. Конечно, харизматический лидер способен порой не только поступками, но и силой морального воздействия, самим своим существованием преодолеть разобщенность общества. Но нельзя не видеть и негативных аспектов, когда харизматический лидер окружается ореолом незаменимого (именно такая ситуация породила харизматического вождя, культ личности Сталина).

В конце ХХ в. стало очевидным, что Запад и Восток в последнее время столкнулись с процессом "харизматизации" политического лидера. Кризисные ситуации во многих странах порождают в сознании масс надежду на некое чудо, способное разом решить все проблемы. Знание и обоснованные ориентации начинают заменяться верой. Кризис социализма в конце 80-х гг. вызвал к жизни целую плеяду лидеров подобного типа.

Со стабилизацией социальной системы, когда устанавливается какой-то порядок, новые правовые нормы, лидер кризисной ситуации уже не способен выполнять новую роль и вынужден уйти. На смену, как правило, или часто приходит бюрократическое лидерство. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности, а с помощью законных бюрократических структур.

Для лидера требуется хорошее знание людей, умение подбирать толковых помощников, которые могли бы стать дополнением к личности лидера по своим качествам, были бы способны спорить и дискутировать, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Важнейшей проблемой политического лидерства является такое политическое явление как "имидж", т.е. образ политического лидера, образ руководителя страны, депутата и т.д.

Чем выше по положению руководитель, лидер, тем меньше он непосредственно общается с людьми, которые все более имеют дело с образом этого лидера. В ходе политической практики в массовом сознании формируется "имидж", образ политического деятеля, который может соответствовать реальному лицу. Результат сравнения реального лица и образа определяет отношение к политическому деятелю широких слоев населения (поддержка, доверие и т.д.).


Заключение

Политическая элита слаба и в духовной сфере, не только отсутствием четкой идеологической ориентации, но и нравственными ценностями, отсутствием четкой долговременной программы переустройства, демократизации общества. Стремление перенести на российскую почву западные ценности приводит к обратному результату: свобода понимается как безответственность и вседозволенность, конкуренция – как право сильного, индивидуализм – как эгоизм и т.д. Стремление сформировать идеологическую позицию, единую национальную идею упирается в лозунг деидеологизации, который был весьма популярен в борьбе с КПСС, со старым строем. Таким образом, новая российская элита пока не выработала целостную систему идей, которые были бы способны объединить все слои населения в борьбе за правовое демократическое общество.

Итак, важнейшим фактором развития общества являются политические отношения, где проявляются более емко социальные интересы классов, социальных групп, индивидов. Основой этих отношений является власть. Регулируя взаимоотношения различных социальных слоев общества, политика сохраняет тем самым целостность общества. От того, какие социальные группы и их лидеры участвуют в политическом процессе, как распределяются политические силы в нем, какова политическая элита, зависят поступательные процессы развития общества. Власть и политика реализуются исключительно через интересы различных социальных групп, во главе которых стоят лидеры. Лидер может быть определен как субъект власти во всех видах социального взаимодействия, он как бы олицетворяет собой те или иные групповые ориентации и направления, персонифицируя политические процессы. В политической жизни нашей страны в настоящее время необычайно возрос спрос на людей, способных профессионально исполнять роль и функции политических лидеров, без которых невозможно развитие общества.


Список литературы

1. Политология: личность, власть, демократия. Учебник из серии гуманитарного образования. 1996

2. Рощин С.К. “Психология и журналистика”, М., 1995