Смекни!
smekni.com

Сталинизм происхождение и сущность (стр. 2 из 3)

Номенклатура использовала сталинизм для отчуждения трудящихся от собственности и власти, для эксплуатации. Идеалы равенства, справед­ливости, коллективизма, провозглашение построения «социализма», поня­тия «скромность» и «патриотизм» в их интерпретации чиновниками спо­собствовали «затягиванию поясов», некритическому восприятию государ-

1Цуладзе А. Политическая мифология, М; Эксмо, 2003. – С.496

8

ственной идеологам, формированию упрощенных потребностей, сосредо­точению бюджетных средств для решения макроэкономических, оборон­ных задач.

«Нотариально заверенные марксисты», изучавшие новейшую исто­рию СССР, заявляли о приверженности теории формаций, но не следовали ей на практике: не исследовали сущность производственных отношений -системообразующего элемента, отправной точки для анализа всей общест­венной системы. Они не могли констатировать изъятие прибавочной стои­мости государством, владевшим подавляющей частью средств производст­ва, тесно переплетенное с докапиталистическими отношениями - рабством в форме ГУЛАГа и вторичным закрепощением крестьянства. На иллюзию о социалистическом характере СССР работали введенные впервые в мире бесплатные медицина и образование. Для малоимущих граждан они стали социальными лифтами и спасением, для трудящихся западных стран по­трясением и идеалом. Сегодня с учетом мирового опыта можно охаракте­ризовать эти институты как доведенные до логического конца буржуазно-демократические преобразования. Социалистический характер они будут иметь только в совокупности с другими факторами, прежде всего преодо­лением отчуждения трудящихся от собственности и власти, высоким уров­нем культуры народа. Тогда же. возможно, будет преодолено их остаточ­ное финансирование. Происходила подмена всестороннего анализа реалий общества социальным морализированием, классовый протест интерпрети­ровался как возмущение по поводу состояния нравов. Недостатки мораль­ного сознания рассматривались как психологическая проблема, которую легко преодолеть на пути самосовершенствования и незначительной мо­дернизации надстроечных институтов. С этой целью власть поощряла дея­тельность аттестованных ею сатириков.

Политика группы Сталина приводила к многочисленным жертвам и обострению общественных противоречий. Естественно, в военное и после­военное время стал фактом рост религиозности населения. Власть задейст-


9

вовала возможности Русской православной церкви, иллюзорно-компенсаторную, регулятивную и интегрирующую фу икни и религии для удержания граждан в повиновении. И.В. Сталин поспособствовал возрож­дению РПЦ.

Советский строй формировал качества человека капиталистического общества: конкуренцию вместо сотрудничества; индивидуализм и лжекол­лективизм; зависть и стяжательство вместо стремления приумножать госу­дарственную собственность; авторитаризм вместо диалога; национализм и антисемитизм вместо интернационализма; гражданскую трусость и кон­формизм вместо установки на социальное творчество. Режим хищнически эксплуатировал патриотические и социалистические иллюзии граждан, что приводило к цинизму или апатии. Ученые, которые пытались развивать марксистские и иные взгляды, репрессировались государством. Объектив­но происходило формирование гносеологических предпосылок для усвое­ния обществоведами и гражданами либеральных форм цивилизационного подхода. В начале 60-х годов бюрократия осознала свой корпоративный интерес. Происходило ее обуржуазиванне; советский бюрократизм - одна из форм буржуазности. Западные идеологи с удивлением обнаружили, что возникшая в эпоху Брежнева элита оказалась весьма похожа на элиту за­падных стран.

Соответственно, официозное искусство в не меньшей степени, чем западное, «перерезало нравственные корни, прорастающие в структуру личности из глубины социально-классовых интересов и идеалов, и имело дело с нравственностью, лишенной ее действительных корней»1. Сталини­сты не могли заявить, что советское общество порождает антагонистиче­ские противоречия и личность буржуазного типа. «Отдельные недостатки» интерпретировались как результат влияния прошлого и западной пропа­ганды, действия врагов. Квинтэссенцию сталинского и голливудского по­нимания причин общественных конфликтов и развития в 1945 году дал

1 Цуладзе Л. Политическая мифология. - М.: Эксмо. 2003.-С. 199.

10

выдвиженец Сталина А.А. Фадеев во время дискуссии с С.Я. Маршаком о книге В.А. Каверина «Два капитана»: «Таких просто злодеев полно везде. Ничего нет в книге Каверина западноевропейского. Есть просто плохие и злые люди, и очень хорошо, что автор противопоставил прямодушие, пре­данность, долг - это настолько соответствует духу нашего общества и не является чужеродным в нашей Отечественной войне»1. Руководствуясь подобными установками, чиновники формировали, например, новую дет­скую литературу.

Прямодушие и долг, которыми был преисполнен до конца жизни Фадеев, после потери им мелкобуржуазной наивности способствовали превращению его в одного из первых советских диссидентов. Следствием работы проснувшейся во время «оттепели» мысли было предсмертное письмо, в котором он осудил «сатрапа Сталина», отсталые слои народа, чиновников. Фадеева мучило, что чиновники, пользуясь ложным понима- нием «партийности», превратили его и других граждански настроенных писателей в свой обслуживающий персонал - «мальчишек», орудие ис­требления ряда писателей и литературы. Это было разочарование в обще­стве, возникшем при участии писателя и совершенно не совпадающим с его коммунистическим идеалом, - чувство, которое испытывала часть ста­рых коммунистов. Мстительная номенклатура не только скрыла письмо, но и преподнесла самоубийство только как следствие алкоголизма.

Вынужденные считаться с изменением обстановки, чиновники раз­вивали идеологию. В неосталинизме уже не было тезиса о возрастании классовой борьбы по мере построения социализма, зато включено положе­ние о мирном сосуществовании государств с различным общественным строем, а затем и концепция «развитого социализма». Но сложившиеся в СССР производственные отношения, которые номенклатура не подвергала сомнению, - государственная эксплуатация трудящихся - не могли обес­печить в должной мере развитие экономики и социальной сферы в эпоху

1Вайскопф М. Писатели Сталин. - М.: Новое литературное обозрение, 2001., -С 56.

11

НТР, коренного изменения социальной структуры. Идеология неостали­низма теряла авторитет среди все более образованных и информированных граждан по мере сокращения национального дохода СССР, роста дефицита и теневой экономики.

На Западе для разоблачения «сталинизма» использовали возникшее в конце 20-х годов понятие «тоталитаризм». Новый ярлык обозначал «образ врага», антилиберальные течения, системы, что отразил Ф. Боркенау в 1939 году в работе «Тоталитарный враг». Истеблишмент англо-саксонские стран считал тоталитаризм либо порождением иных цивилизаций, либо следствием действий всемогущих (дьяволоподобных) личностей, которые увели свои общества с либерального пути. В «цивилизациях» врагов в наи­большей степени проявили себя ненавистные крупному капиталу тенден­ции, прежде всего государственное регулирование дезорганизованной войнами и революциями экономики. В 1952 году политологический форум в США определил «тоталитаризм» как «закрытую и неподвижную социо­культурную и политическую структуру, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра»1.

X. Арендт, К. Фридрих и 3. Бжезинский в 1950-х годах модернизи­ровали термин для глобальной дискредитации вражеской «цивилизации» и сплочения либеральных держав на антисоветской основе. В 1956 году двое последних разработали концепцию «тоталитарного синдрома» из шести признаков, которые, по их мнению, описывали состояние СССР и стран Восточной Европы. Констатация признаков сопровождалась признаниями, которые, фактически, подрывали концепцию: «Однако в настоящее время мы не в состоянии сколько-нибудь убедительно объяснить возникновение тоталитарных диктатур»2; Маркс, Энгельс, Гегель осудили бы тоталитар­ные государства. Соответственно, концепция тоталитаризма обслуживала

1 Монтефиоре С. Сталин. Двор Красного монарха. - М-: Олма-Пресс. 2006.-С. 352. 2Арендт X. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом. 1996. - С.123.

12

внутриполитические интересы праволиберальных сил западного мира в борьбе с государственными структурами их же стран за ту степень эконо­мической свободы, которую общество после мирового кризиса 1930-х го­дов уже не могло предоставить корпорациям. В духе теории заговора пра­вые силы переносили источник «тоталитарной заразы» в государства-соперники и обвиняли в «предательстве» своих внутриполитических оппо­нентов. «Тоталитаризмом» запугивали трудящихся Запада. Убедитель­ность постулатам правых придавал развязанный в СССР террор. Понятие «тоталитаризм» отражало опасения и левых либералов по поводу нараста­ния государственно-монополистических тенденций в самом западном ми­ре. Во второй половине XX века исследователи отмечали все больший изоморфизм так называемых коммунистических и либеральных госу­дарств. Со времен Ф. Рузвельта стало нормой государственное программи­рование экономических процессов. Подспорьем в укрощении социалисти­ческих врагов и левых либералов стал маккартизм: до полусмерти напугал интеллектуалов не только в США. Проводя в отношении ряда народов политику геноцида для ограбления их стран, западные лидеры лицемерно рыдали по поводу загубленных жизней в советском ГУЛАГе. Тот факт, что средства массовой информации на Западе принадлежали разным собствен­никам, не исключал насаждения ими исключительно либеральной идеоло­гии: большинство их руководителей были консерваторами. По крайней мере, они не были замечены в стремлении освещать достижения социали­стических сил исключительно из любви к принципу плюрализма.