Смекни!
smekni.com

Правовое государство понятие и сущность 2 (стр. 2 из 5)

Понятно, что гражданам России и российскому государству на этом пути придется решать много проблем. И важнейшей из них является формирование зрелого гражданского общества.


ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД.

Права и свободы человека и гражданина – это возможные модели поведения, закрепленные законом и гарантированные государством как для граждан, так и для других лиц, находящихся на его территории.[6]

Понятие свобода многогранно. С правовой точки зрения свобода – это субъективная возможность отдельного человека совершать или не совершать конкретных действий, основываясь на конституции и законе. В этом значении свобода почти совпадает с понятием право человека, тем не менее законодательство использует оба этих термина. Лексические различия сложились исторически в 18-19 веках, оба понятия употребляются в международном праве, унификация законодательства в этой области привела к тому, что большинство стран употребляет именно их.[7]

При этом каждая категория – право и свобода - имеет определенную специфику. Права и свободы человека и гражданина, будучи элементами правового статуса личности, определяют сферу возможного поведения индивида. Следует сразу подчеркнуть, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны.

Свобода, выступающая в качестве элемента правового статуса личности, заключает в себе максимально широкий, принципиально неограниченный и не могущий быть ограниченным круг возможностей поведения. Она реализуется индивидом с использованием различных способов, исчерпывающий список которых невозможно составить. Практически это означает, что индивид обладает возможностью осуществлять свою свободу любыми не запрещенными законом способами, не все из которых могут быть с исчерпывающий список которых невозможно составить. Примерами таких конституционных свобод служат: свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ), свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ), свобода творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституция РФ) [8]

Право в отличие от свободы представляет собой более конкретную юридическую категорию, оно имеет более конкретный характер. Право реализуется в строго определённой форме, в рамках определённых правоотношений. Эти отличительные черты субъективных прав индивида как правовых регуляторов его поведения могут быть прослежены на примере избирательных прав, содержание и процедура реализации которых подробно регламентированы избирательным законодательством.


КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

В систему прав и свобод человека и гражданина входят отдельные элементы, которые содержат однородные права и свободы. Несомненно, что любая классификация условна, поскольку иногда очень трудно выделить ту грань, которая отделяет одно право от другого. Самое главное, что права нельзя ранжировать по важности и по ценности, например, «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина»[9] Для современных демократических государств характерно отношение к правам человека как к единому комплексу. Выделение же в его рамках определенной группы прав и свобод в качестве ведущих, основополагающих неизбежно ведёт к недооценке и умалению роли других прав. Свобода гражданина неделима, как неделима и вся система его основных прав, свобод и обязанностей.[10]

Но для удобства анализа и изучения права и свободы принято делить на группы. Существует несколько классификаций, например, такие как деление по поколениям, на основные (конституционные) и иные права, на права индивида и коллективные права и т. д.[11]

По времени возникновения прав существует классификация прав и свобод по поколениям. Существуют первое, второе и третье поколения прав.

1) Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных и политических нравах — праве на свободу мысли, совести и религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу на безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве па гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. «Эти права выражали так называемую "негативную" свободу- они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни.»[12]

2) Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав.

В конце XIX — начале XX в. новый либерализм, оцени неблагоприятную ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею социального реформирования общества, которое призвано было смягчить против стояние богатых и бедных. Можно отметить бисмарковскую социальную политику.[13]

Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав — права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права на участие в культурной жизни общества и др. — во Всеобщей декларации прав человека и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах явилось огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расширении каталога этих прав, их обогащении.

3) Третье поколение прав стало формироваться после второй мировой войны. Их природа до сегодняшнего дня является предметом дискуссий. По мнению К. Васкака, к третьему поколению прав относятся коллективные права. Культурные, национальные права (свобода национальной идентификации, запрет дискриминации по национальному признаку, право на доступ к культурным ценностям), а также экологические (право на благоприятную окружающую среду, на защиту от неблагоприятных техногенных воздействий и т. д.), и права в сфере информации.

Существует деление прав человека на основные и иные (производные). Считается, что основные права человека – это и есть конституционные права. Это вытекает из формулировки статьи 55 и статьи 17 Конституции РФ[14]. Основными чертами основных прав является их неотчуждаемость и естественность. В современном мире под основными правами следует понимать права, содержащиеся в конституциях государств и в международно-правовых актах, в частности во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

Основные права составляют стержень правового статуса индивида, эти права очень важны, они необходимы для нормальной жизнедеятельности, эти права способны порождать значительное количество других прав. Например, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.»[15] Это основное право порождает массу других прав. Например, право на участие в самоуправлении, право избирать и быть избранным, право обращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, связанному с деятельностью последнего и т. д. Целую систему прав заключенных в УК РФ, ГК РФ, УПК РФ и других нормативных актах порождает право закреплённое в Конституции РФ: « Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность»[16]

Основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституциях, важнейших международно-правовых актах по правам человека, являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав.

Вторая глава Конституции РФ « Права и свободы чека и гражданина» включает 48 статей, большая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определённую систему, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются[17]

В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать на следующие группы: личные, политические, экономические, социальные и культурные права. В Конституции РФ перечень прав и свобод зафиксирован таким образом: сначала личные, затем политические, потом социально–экономические права и свободы. Такая же последовательность существует и в Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД.

Личные права и свободы человека и гражданина.

К этой группе прав принадлежат фундаментальные права человека, которые неотделимы. Они являются важнейшими составляющими личности, в них идёт речь о жизни, свободе, достоинстве и т. д.

В Конституции РФ личные права и свободы открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, представлены в более значительной степени, чем в советских конституциях.

Личные права и свободы призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищённость от какого-либо незаконного внешнего воздействия.[18] Органическая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности. Эта категория прав гарантирует так называемую негативную свободу (от государственного и частного вмешательства). Поэтому законодательное закрепление личных прав – это признание социальной значимости личной свободы, возможности выбора различных форм самоопределения и самореализации человека в сфере личной жизни. «К личным правам и свободам относят: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу, физическую и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу мысли и совести; право определять и указывать национальную принадлежность; право на культурную самоидентификацию, свободу выбора языка общения и пользования родным языком.»[19] По существу, этот блок прав и свобод охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы всякого демократически организованного общества.