Смекни!
smekni.com

Политическая мысль нового времени 2 (стр. 2 из 3)

Подобная война порождала много опасностей для людей, поскольку каждый человек мог свободно использовать свою силу и свои права против других. Она не могла окончиться ничьей победой и не способствовала сохранению человеческого рода. И Гоббс заключает: для преодоления взаимной вражды людей, обретения мира и спокойствия было необходимо,
чтобы каждый член общества перенес свою личную власть и силу на какое-нибудь одно лицо - единичное или коллективное. В этом случае данный человек или собрание будет представлять каждого члена общества и каждый должен подчинить свою волю его воле и суждению [1, с. 1 12].

Так, по Гоббсу, из договора «всех со всеми» появляется «великий Левиафан» (всемогущее чудовище); имя его — государство. Люди передают ему свои права, несут перед ним определенные обязанности. Он же в своем государственном лице представляет всех граждан данной страны и действует от их имени.

По словам Гоббса, государство представляет собой «соединение всех в одно лицо». Этим «лицом» может быть либо монарх, либо представительный орган аристократической или демократической республики — соответствующее государственное собрание. Соответственно им признавались три формы государства: монархия, где верховная власть принадлежит одному человеку, аристократия — верховная власть принадлежит собранию известного числа граждан и демократия - верховная власть принадлежит собранию всех граждан без исключения [1, с. 121].

Государственная власть характеризуется как абсолютная и безусловная, ей обязаны полностью и беспрекословно подчиняться все граждане данной страны. Со своей стороны она использует свою силу и авторитет для создания необходимых условий нормального существования своих граждан, обеспечения их внутренней и внешней безопасности.
По убеждению Гоббса, эти задачи лучше всего может решать абсолютная монархия. Т Гоббса называли самым крупным защитником монархического абсолютизма в Англии. Он утверждал , что монархия лучше других форм правления способна защитить права и свободы граждан, особенно по сравнению с демократией, с «ее многоголовой тиранией» [3, с. 51]

Гоббс подробно характеризует различные стороны функционирования государства, образованного на основе общественного договора: сочетание в нем свободы граждан и их добровольного подчинения воле государства, существование гражданских союзов, законодательной деятельности государства, соотношение гражданских законов и естественного права.
Он указывает на причины упадка и разрушения государств. Это прежде всего: «дурное устройство» государства, проявляющееся в деятельности «дурных» учреждений — бесполезных, порождающих противоречия и вражду в обществе; всякого рода ограничения верховной власти, что пагубно сказывается на государственном управлении делами общества; безденежье; казнокрадство; сила корпораций; многолюдные города, которыми сложно управлять и которые стремятся ко все большей самостоятельности; деятельность неверных властям популярных людей, увлекающих за собой многих граждан, и т.д. [1, с. 198, 199]. Основной же причиной разрушения государства Гоббс считал мятеж.

Соотечественник Т. Гоббса английский философ и политический деятель Джон Локк (1632—1704) выступил как основоположник
идей буржуазного либерализма, обосновывая необходимость свободы личности как главного принципа функционирования гражданского общества и государства.

Идеи либерализма выражали прежде всего интересы английской буржуазии, которая в 1688 г. пошла на исторический компромисс с феодальной аристократией своей страны. В обмен на установление власти монарха буржуазия добилась законодательного закрепления свободы своей предпринимательской, политической и иной деятельности. Таков был главный итог так называемой «славной революции». в Англии в конце XVIIв. В стране установилось буржуазное конституционно-монархическое государство. Локк теоретически обосновал его целесообразность, подчеркивал при этом необходимость либерализации деятельности государственных тутов, расширения конституционных прав и свобод граждан. Свои политические взгляды он изложил в работах «Письмо о веротерпимости», «О государственном правлении» и др.[3, с. 52]

Методологической основой либерализации Локка явились теории естественного права и общественного договора, которых придерживался и Гоббс. Однако толкование основных положений этих теорий у Локка было существенно иным. Прежде всего Локк иначе толковал естественное состояние общества. Он не считал, подобно Гоббсу, что в данном состоянии все люди злонамеренны и коварны. Он исходил из того, что в своем естественном состоянии люди, будучи равными, не используют друг друга в своих корыстных целях. Поэтому следствием естественного равенства и естественной свободы людей является не «война всех против всех», а сотрудничество, в основе которого лежит признание каждым человеком естественного права других людей. При этом «нет никак превосходства и юрисдикций одного над другим» [4, с. 8]. В естественном состоянии «всякая власть и всякое право являю взаимными, никто не имеет больше другого» [4, с. 6]. И поскольку все люди равны и независимы, то «ни один из них не должен наносить ущерб здоровью, свободе или собственности другого». [4, с. 7]. Локк полагал, что в естественном состоянии людям принадлежат естественные права, такие как жизнь, свобода и собственность, пользование которыми «весьма ненадежно» и «весьма небезопасно». Поэтому основная проблема, которая начинает волновать людей, это проблема «взаимного сохранения своих жизней, свобод и владений».
Жизнь, свобода и собственность — это и есть, в трактовке Локка, триада естественных прав человека, которая является одновременно и триадой неотчуждаемых прав. В отличие от Гоббса, который полагал, что индивиды, заключая общественный договор, отказываются от с их естественных прав в пользу суверена, Локк иначе. Государство, по мнению Локка, преодолевает недостатки естественного состояния, обеспечивая индивидам возможность реализовать свои естественные права. Одновременно, государство должно признать неотчуждаемый характер этих прав.
В подтверждение тому, что естественные права человека не подлежат отчуждению в пользу государства, Локк использует доказательство от противного.

В качестве гарантий неотчуждаемых прав человека, по мнению Локка, выступают:

1) разделение властей;

2) ограничение объема законодательной власти;

3) признание за народом права на сопротивление законодательной власти.

По мнению Локка, естественное (догосударственное) состояние имеет три недостатка:

1) «нет установленного, определенного, известного закона, который был бы признан и допущен по общему согласию в качестве нормы справедливости и несправедливости»;

2) «нет знающего и беспристрастного судьи»;

3) «не достает часто силы, которая могла бы подкрепить и подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в исполнение».

Эти недостатки не позволяют индивидам беспрепятственно осуществлять на практике триаду естественных прав на жизнь, свободу и собственность. Только государство, по мнению Локка, позволяет людям преодолеть все недостатки естественного состояния и добиться беспрепятственного пользования триадой своих естественных прав.

Государство было создано путем общественного договора. «Люди вступают в соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общества».[5, с.125-126] К тому же государству дается право применять силу для исполнения принимаемых законов. Но и само государство обязано следовать «Его Величеству Закону», ибо не должно поглощать права и свободы граждан. Локк неоднократно высказывал идею верховенства Закона в политической жизни общества и государства, которая впоследствии была сформулирована как идея правового государства.

Локк выделял такие формы государства, как демократия (власть большинства), олигархия (власть нескольких избранных лиц и их наследников или преемников) и монархия (власть одного лица). Но он выступал против абсолютной монархии, сторонником которой был Гоббс, обосновывал преимущества конституционной парламентской монархии сочетающей, по его мнению, черты традиционной монархии и республики (конституционные ограничения власти монарха, функционирование
парламента, обеспечение конституционных прав граждан и т.д.). Немаловажное значение придавал Локк осуществлению
принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Высшей из них является законодательная власть, которая определяет, «как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов» [4,, 83]. Исполнительная власть обязана исполнять законы. Она является «подчиненной и подотчетной законодательной власти и может быть по желанию изменена и смещена [4, с. 87]. Федеративная власть должна заниматься внешними сношениями данного государства и обеспечением его внешней безопасности. Важно отметить, что, по Локку источником политической власти в стране и ее верховным сувереном является не правительство, а нация, народ. И народ может сместить правительство, если оно не обеспечивает должного исполнения законов и его конституционных прав.

В учении Локка о политической жизни общества, осуществлении в нем властных отношений, функционировании государства доминируют идея свободы и решение связанных с ней проблем. Не только «в естественном», но и «в общественном» стоянии «свобода является основанием всего остального» [4, с. 14], — утверждал он.