Смекни!
smekni.com

по Национальной политике и межнациональные отношения (стр. 4 из 5)

2) институциализация культурно-просветительной деятельности в виде партий или движений;

3) расширение социальной баз этих движений, обычно за счет политизации их деятельности (проведение массовых демонстраций, митингов, издание оппозиционных газет, пропагандистской литературы и пр.);

4) дальнейшая идеологизация изначальных установок движения, закрепляемых в виде клишированных стереотипов сознания, служащих мотивировкой для экстремистских действий.

Конечно, типологизация межэтнических (или этнических) конфликтов в научной литературе по своей сути интересна, но в тоже время достаточно условна, поскольку нередко в одном конфликте соединяются несколько разных целей и содержаний. Например, в Карабахском конфликте были воедино связаны и территориальные споры, и споры за повышение статуса автономии, и борьба за независимость. Ингушско-осетинский конфликт – это конфликт и территориальный, и межреспубликанский, и межобщинный (на территории Северной Осетии). Поэтому многие исследователи говорят о «кластерах» конфликтов. Такое понимание вышеназванных конфликтов дает основание для их регулирования. Сам процесс регулирования конфликтов связан с формой, длительностью, масштабами их проявления. Самый простой принцип определения формы межэтнического (или этнического) конфликта – это отнесени его к ненасильственным или насильственным. Но те и другие бывают разными. Центр этнополитических и региональных исследований среди насильственных конфликтов на территории Российской Федерации и стран Ближнего зарубежья выделяет следующие: региональные войны (пять из них длительные – не менее нескольких месяцев), т.е. вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения. Это Карабахский, Абхазский, Чеченский, Южноосетинский, Приднестровский конфликты; краткосрочные вооруженные столкновения, продолжавшиеся несколько дней (около 20 дней) и сопровождавшиеся жертвами. К ним относятся, в частности, столкновения в Фергане, Оше, осетино-ингушское, а также в Сумгаите. Такие столкновения в философии и этносоциологи называют «конфликтами-бунтами», «конфликтами-погромами», «конфликтами неуправляемых эмоций». Другие конфликты относятся к невооруженным. Их в Центре этнополитических и региональных исследований насчитывают на постсоветском пространстве более 100. Среди них достаточно четко, на наш взгляд, выделяются институциональные формы этнического конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие идеологемы конфликтующих сторон. Не всегда такая форма конфликтов сопровождается межобщинными конфликтами. Например, во время острого институционального, конституционного конфликта Татарстана с федеральным Центром РФ, при несомненном росте межэтнической напряженности внутри республики, конфликт между татарами и русскими не наблюдалось, что и было зафиксировано этносоциологическими и этнополитологическими исследованиями в 1994 и 1995 гг. Еще одна форма – манифестирующие проявления конфликтов, к числу которых следует отнести митинги, демонстрации, голодовки, акции «гражданского неповиновения». Наконец, как уже говорилось, существует идеологическая форма конфликтов, когда разгорается «конфликт идей». Каждая из указанных форм этнических (или межэтнических) конфликтов отличается «действующими лицами» или основными субъектами конфликта. При доминирующей институциональной форме главными действующими лицами являются властные структуры, политические партии, организаторы общественных движений, обычно действующие через институты власти. При манифестирующей форме конфликта субъектом выступают уже значительные массы людей. Поэтому данную форму называют еще конфликтами «массовых действий». Конечно, понятие «массовые действия» относительное, тем не менее в зонах конфликтов всегда четко различаются действия отдельных этнических групп и массовые выступления. Это проявлялось в последнее время в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии на выборах при формировании властных структур и распределении материальных и природных ресурсов в условиях рыночных экономических отношений и демократизации общественных отношений. И, наконец, участниками идеологических по форме этнических конфликтов являются этнократия и группы этнической элиты – политической, научной, художественно-творческой. Их идеи транслируются работниками средств массовой информации и сферы образования. В традиционных и переходных обществах, например, на Северном Кавказе, роль «трансляторов идей» выполняют также старейшины, «авторитетные люди» в регионе. Особую роль в развитии межэтнических конфликтов, в том числе в придании им массовой формы, играют средства массовой информации. Любая искаженная информация, неуместные определения, эпитеты быстро накаляют страсти. Одно только употребление слова «бандиты» применительно к чеченцам в целом усиливало у них раздражение, враждебное отношение к другим гражданам. Использование образа «наши войска», «наши мальчики» создавало у них представление о том, что чеченцы – «не наши». Изоляция от информационных каналов федеральной армии и передача сообщений только с чеченской стороны также искажали картину конфликта. В зонах этнополитических, идеологических и институциональных конфликтов (в частности, на Северном Кавказе, в Татарстане, Саха (Якутии), Туве) распространено устойчивое мнение о необъективности отражения ситуации в республиках центральными средствами массовой информации, и это создает напряжение в межэтнических отношениях титульных национальностей и другой части населения. Если все формы ненасильственных этнических конфликтов имеют последствием психологические напряжения, обострения в этнических группах, то насильственные этнические конфликты сопровождаются жертвами, потоком беженцев, принудительными депортациями (когда люди не только сами бегут от войны, но их и изгоняют), вынужденными переселениями. Так, за годы армяно-азербайджанского конфликта имели место не только массовые жертвы, но не менее 160 тыс. азербайджанцев было изгнано из Армении, и не менее 250 тыс. армян – из Азербайджана, а общее число беженцев из этих республик по разным оценкам составляет от 500 до 700 тыс. человек. Число беженцев и вынужденно уехавших из-за конфликта в Южной Осетии (осетин и грузин) оценивается примерно в 100 тыс. человек. Не менее 600 человек погибло и свыше 50 тыс. стали беженцами и вынужденными переселенцами в результате осетино-ингушского вооруженного конфликта. Громадные человеческие жертвы принес «чеченский конфликт». По данным Федеральной миграционной службы, количество только зарегистрированных с 8 декабря 1994 года по апрель 1995 года беженцев из Чечни составило 302,8 тыс. человек [24]. Здесь мы не приводим данные второй «чеченской войны». Они пока еще требует определенного уточнения. Заключая сказанное по данной проблеме, важно отметить, что конфликты как феномен протекают в двух диалектически взаимосвязанных формах: противоречивых психологических состояниях и открытых противоречивых действиях сторон на индивидуальном и групповом уровнях. Что касается межэтнических конфликтов, то на их развитие влияют не только причины, приводящие к ним, но и следующие обстоятельства: во-первых, то, насколько широко они разрастаются, какое охватывают пространство; во-вторых, какова их этносоциальная обусловленность и специфика проявления. Здесь имеют значение также интенсивность и время развития этнического конфликта, поскольку, например, чем затяжнее конфликт, тем сложнее выходить из него. Конечно, немалую роль играет в этническом конфликте то, какого типа субъекты вовлечены в конфликт. Как показали последние события на постсоветском пространстве, это могут быть и достаточно массовые этнонациональные движения типа тех, что наблюдались в республиках Прибалтики, Армении, Грузии, и религиозно-политический экстремизм, активно проявившийся на Северном Кавказе в форме терроризма. Он нередко использует в своей практике «исламское прикрытие», хотя не имеет ничего общего с традиционным исламом как религией.