Революция сверху

Pеволюция сверху  — социально-политический феномен. По одним данным, термин введён испанским писателем Хоакином Коста[1], по другим — Марксом и Энгельсом.[2]

Pеволюция сверху — социально-политический феномен. По одним данным, термин введён испанским писателем Хоакином Коста[1], по другим — Марксом и Энгельсом.[2]

В марксизме

Понятие «революции сверху» подвергалось разработке в марксистско-ленинской историографии.

По мнению одних советских исследователей, революцию сверху надо отнести к наиболее радикальному типу реформ, другие полагают, что она находится на грани двух общесоциологических понятий: революции и реформы[3].

В связи с процессами буржуазно-демократического преобразования в странах Центральной и Восточной Европы после поражения революций 1848—1849 гг., Маркс и Энгельс полагали, что объективные задачи этих революций, нерешенные ввиду слабости революционных классов, были в последующие два-три десятилетия решены победителями — правящими кругами ряда стран путем проведения крупных политических и социальных реформ. Ф. Энгельс, в частности, указывал, что вслед за периодом революций снизу последовал период революций сверху.

Классическим примером революции сверху в марксизме считаются реформы О. Бисмарка, осуществленные в 60-начале 70-х гг. XIX в. и позволившие решить задачи национального объединения Германии и общественного переворота. С марксистской точки зрения, объективно возможными в середине XIX века и в последующие два десятилетия были два пути национального объединения Германии: первый — революционный, созидающий великогерманскую демократическую республику, и второй — объединение ее под эгидой «реакционных» монархий Пруссии или Австрии. К. Маркс и Ф. Энгельс поддерживали лидеров германской социал-демократии А. Бебеля и В. Либкнехта на революционном пути, однако в итоге возобладал реформистский подход Бисмарка — с точки зрения основоположников марксизма, причиной этого стала слабость немецкого пролетариата[4]. Бисмарк использовал при этом радикальные, по сути революционные, средства для реформистского в целом решения этих задач. Энгельс назвал его «королевски-прусским революционером»[5]

Литература

· Эйдельман Н. Я. «Революция сверху» в РоссииМ., 1989.

· Размежевания и сдвиги в социал-реформизме. М., 1983,

· Волобуев П. В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. — М.: Политиздат, 1987, 312 стр

· Драбкин Я. С. Нерешенные проблемы изучения социальных революций.— Историческая наука и некоторые проблемы современности. М" 1969, с. 222;

· Агаев С. Л. «Революция сверху»: генезис и пути развития.—Вопросы философии, 1976, № 11

· Маркс К., Энгельс Ф. Второе издание. Соч., т. 17,т. 21, т. 22,т. 35.

· Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей первая половина XIX в.

Список литературы:

1. Stanley G. Payne, The Franco Regime, p. 10

2. Волобуев П. В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. — М.: Политиздат, 1987

3. Размежевания и сдвиги в социал-реформизме. М., 1983, с. 14

4. Маркс К., Энгельс Ф. Второе издание. Соч., т. 17

5. Энгельс Ф. РОЛЬ НАСИЛИЯ В ИСТОРИИ.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Революция_сверху

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ