Смекни!
smekni.com

Классификация этносов (стр. 3 из 3)

Язык — один из важнейших признаков этноса, и при этнолингвис­тической классификации выделяются группы народов, либо свя­занные единством происхождения, либо имевшие длительные культурные контакты. По своей форме этнолингвистическая классификация очень близка к генеалогической классификации языков. Этнологи почти без изменений используют выработан­ную лингвистами систему для группировки народов мира.

Хозяйственно-культурная классификация

Давно было замечено, что народы, находящиеся на более или менее одинаковом уровне социально-экономического развития, имеют как сходство, так и различия в культуре. Вместе с тем обращает на себя внимание как значительное сходство в культуре многих народов, говорящих на различных языках, так и, напротив, боль­шое культурное разнообразие среди народов, говорящих на родственных языках. Далеко не всегда это сходство или различие может быть объяснено уровнем социально-экономического раз­вития. Именно в связи с этим были выделены хозяйственно-культурные типы.

Под хозяйственно-культурными типами понимают опреде­ленные комплексы особенностей хозяйства и культуры, ко­торые складываются исторически у различных народов, на­ходящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географичес­ких условиях.

Концепция хозяйственно-культурной классификации была разра­ботана российскими этнологами и используется в основном для изучения этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры. Определяющими признаками хозяйственно-культурного типа являются характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельно­сти людей. Различия между хозяйственно-культурными ти­пами касаются, в первую очередь, основных занятий боль­шинства населения — промыслов, сельского хозяйства, ре­месел, а также орудий труда, пищи, жилища, средств передвижения, утвари, одежды и других элементов матери­альной культуры. В области духовной культуры различия между хозяйственно-культурными типами проявляются, главным образом, в тех обычаях и обрядах, особенностях изобразительного искусства, верований, культов и фолькло­ра, которые наиболее ярко отражают формы труда и быта при тех или иных ландшафтно-климатических условиях.

Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общест­ва. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур и не выходит за пределы Средних веков. Все хозяйственно-культурные типы, сложившиеся до эпохи капитализма, могут быть разделены на три основные группы, которые отличаются друг от друга все бо­лее высокой производительностью труда. К первой группе от­носятся типы с преобладающей экономической ролью охоты, со­бирательства и отчасти рыболовства, ко второй — мотыжного (ручного) земледелия и животноводства; к третьей — плужного (пашенного) земледелия с использование тягловой силы домаш­них животных при сельскохозяйственных работах. При капита­лизме хозяйственно-культурные типы предыдущих эпох посте­пенно разрушаются, видоизменяются и входят (преимущественно в сфере сельского хозяйства) в состав новых зональных экономи­ческих и культурно-бытовых комплексов.

У современных народов, находящихся на различных уровнях обще­ственно-экономического развития, можно встретить хозяйствен­но-культурные типы всех трех групп. Следует, однако, иметь в виду, что эти типы в одних случаях продолжают играть ведущую или, по крайней мере, заметную роль в экономике и быту, в дру­гих же случаях сохраняются только в виде пережитков.

На территории России в определенных зонально-природных усло­виях у некоторых народов сохраняются хозяйственно-культурные типы всех трех групп. К ним относятся: арктические охотни­ки на морского зверя, охотники и оленеводы тундры, охотники и рыболовы лесной зоны, оседлые приморские рыболовы, земле­дельцы лесной зоны (наиболее распространенный хозяйствен­но-культурный тип), земледельцы степи и лесостепи, кочевые скотоводы степей (ныне перешедшие на полуоседлость и осед­лость), горные земледельцы и скотоводы.

Этнические границы обычно не совпадают с границами хо­зяйственно-культурных типов; крупные этносы такие гра­ницы делят на части, мелкие — объединяют. Тем не менее можно заметить, что, например, традиционная культура восточ­ных славян и большинства народов индоевропейской семьи свя­зана преимущественно с земледелием, а у большинства тюркских типов и монголо-язычных народов — со скотоводством. Гораздо чаще совпадают границы хозяйственно-культурных типов с при-родно-ландшафтными областями. Так, по существу, для всех на­родов тундровой зоны (ненцев, нганасан, долган и др.) традици­онно оленеводство (для нганасан — охота на диких оленей); для народов крупных рек таежной зоны (хантов, нанайцев, кетов и др.) — рыболовство и т. д.

Наряду с хозяйственно-культурными типами существует клас­сификация народов по историко-этнографическим (или ис­торико-культурным) областям — частям ойкумены, у населе­ния которых в силу общности социально-экономического разви­тия, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые или этнографические особенности. Наиболее ярко они проявляются в материальной культуре, но от­ражаются также и в некоторых областях духовной культуры, свя­занных с хозяйством и бытом.

В рамках такого подхода можно выделить историко-этнографичес-кие области разного уровня — историко-этнографические про­винции, области, подобласти и местные историко-этнографичес­кие районы. Например, в России выделяются такие крупные ис­торико-этнографические провинции: Европейская часть, Кавказ, Поволжье и Приуралье, Сибирь, Север, Дальний Восток. В каждую историко-этнографическую провинцию входит несколько облас­тей. В Сибири, например, выделяются такие области, как запад­носибирская, восточно-сибирская, южно-сибирская. Обычно структура историко-этнографических областей используется для выделения групп народов при их описании: «народы Повол­жья», «народы Северного Кавказа», «народы Севера», «народы Сибири».

Выводы

В мире сегодня живут несколько тысяч различных народов, в со­вокупности образующих человечество. Они значительно отли­чаются друг от друга по уровню общественного развития, культуре, расовому облику, наконец, по своей численности. Эта многоликость возникла в результате длительного самостоятельного развития народов, их существования в различных природно-географических, хозяйственных и социальных усло­виях.

Вместе с тем этнические границы никогда не были особенно жест­кими, «непроницаемыми». На протяжении всей своей истории народы постоянно контактировали друг с другом, обменивались своими культурными достижениями, смешивались между собой. Все это вместе с принадлежностью к единому биологическому виду обусловливает наличие у всех людей земли и многих общих черт.Для того, чтобы разобраться в этом многообразии и в то же время выявить черты, которые связывают различные народы друг с другом, необходимо классифицировать их.

Мы рассмотрели основные из уже применяющихся или предложенных систем и принципов классификации этнических общностей. Могут быть, вероятно, предложены и другие системы, естественно связанные с понятием этнической общности или созданные относительно произвольно; существовавшие в прошлом и существующие ныне этнические общности настолько разнообразны, что, по-видимому, даже для абстрактных схем можно подобрать какие-то "типичные" примеры. Теоретическая и практическая ценность каждой из таких классификаций должна проверяться детальным научным анализом.

При этом перед исследователями, желающими применить сложные принципы классификации этнических общностей, "разложить по полочкам" сильно размытые или вообще недостаточно определенные до сих пор этнические понятия и термины, как было показано выше, стоит еще немало трудных задач и "камней преткновения".

Список использованной литературы:

1. Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество — это народы. — М.: Мысль, 1990. – С. 150-165.

2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. — М.: Наука, 1973. – С. 233-239.

3. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. — Л.: Из-во ЛГУ, 1991. – С. 124-145.

4. Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М.: Советская энциклопедия, 1988. – С. 156-163.

5. Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник. / Под ред. Росенко М.Н. – СПб.: Изд-во "Петрополис", 1999. С. 133-146.

6. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М.: Высшая школа, 1978. – С. 134-145.

7. Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. — М.: Прогресс, 1985. – С. 26-45.

8. Этнология/ Под ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. - М.:, 1994. – С.56-77.