Смекни!
smekni.com

Политико-правовые воззрения Даниила Заточника в Слове - Молении (стр. 2 из 4)

Эти принципы юридического осмысления основополагающей терминологии сохранялись практически весь средневековый период, а в ряде аспектов их наличие ощущается и в более поздние времена, ибо они представляют собой определенную специфику отечественной юридической культуры.

Князь Владимир обращал внимание своих потомков и на необходимость образования, ссылаясь при этом в качестве примера на своего отца Всеволода, который «сидя дома выучил пять языков и была ему за это честь от других земель».

Весьма своеобразно разрешал Мономах вопрос о взаимоотношениях с церковью. Он призывал чтить ее, любить «епископов, попов и игуменов» и «по силе заботиться о них», но, по-видимому, осуждал участившееся тогда пострижение в монахи здоровых и молодых людей, написав удивительные для того времени обращенные к ним слова: «ни одиночеством, ни чернечеством, ни голодом, которые иные добрые терпят, но малым добрым делом лучше всего достичь милость Божию».

Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона

Во времена великих княжений Владимира I (980—1015) и Ярослава Мудрого (1019—1054) Киевская Русь переживала период государственного и культурного расцвета, сопровождавшегося укреплением великокняжеской власти, расширением подвластной ей территории, кодификацией правового материала (Церковные Уставы, Русская Правда), принятием христианства, созданием национальной письменности, на базе которой появились разнообразные политические и правовые произведения, выполненные в разнообразных жанровых формах.

«Слово о Законе и Благодати» - первый русский политико-правовой трактат, созданный Киевским митрополитом Иларионом в середине XI столетия.

Иларион был лицом, близким к великому князю Ярославу Мудрому, разделявшим его реформаторские планы и, видимо, даже участвовавшим в их реализации. Сохранились письменные свидетельства того, что Церковный Устав «князь великий Ярослав, сын Владимиров сгадал вместе со своими митрополитом Иларионом». Вполне возможно, что Иларион участвовал и в составлении Русской Правды. Все эти обстоятельства и обусловили нетрадиционные действия Ярослава, нарушившего установленные правила поставления митрополитов «из греков» и по благославлению патриархата, ибо он самовольно «поставих... Лариона митрополитом, русина родом, в Святой Софии, собрав епископы»1. Летопись характеризует Илариона, как человека образованного, благой и постной жизни («муж благ, постен и книжен»).

Современная историография выделяет в тексте «Слова...» четыре произведения: собственно Слово о Законе и Благодати, Молитву, Толкование символа веры и Запись, сделанную Иларионом по поводу его поставления митрополитом в Киеве и сохранившую его личную подпись1. Переписчики впоследствии объединили все произведения, приписываемые Илариону, поскольку по тематике и способам ее разрешения они были близки и озаглавили творение Илариона'как «Слово о Законе и Благодати».

Иларион затронул большой круг проблем политико-правового характера; его интересовали вопросы, связанные с происхождением, сущностью, организацией, целями и задачами верховной власти. Он первым в отечественной истории учений о государстве и праве поднял тему о взаимоотношениях отдельного человека и государства. Особенно его интересовало соотношение таких категорий, как право и нравственность.

Источником верховной власти митрополит считает божественную волю. Великого князя он называет «причастником и наследником небесного царства», получающим властные полномочия по наследственной преемственности. Так, Владимир «славен происхождением», а Ярослав «наместник Владимиру». Тот, кто «от славных родится», «от детские младости» готовится всей системой воспитания и образования к выполнению своего высшего долга перед Богом и людьми. Иларион, подобно Платону, придает большое значение воспитанию и образованию правителя.

Власть и государство, в понимании Илариона, едины «как троица едина в трех лицах», притом «нераздельна и неслиянна». Триединство у Илариона образуют власть, государство и церковь.

Князь ответствен за управление людьми и страной, которых Бог вверил его попечению («за труд паствы людей его»). Он обязан выполнять свой долг не поддаваясь соблазнам, всечасно заботясь о своих подданных и быть обращенным к ним «богатством добрых дел».

Что же касается формы правления, то очевидно прослеживается его приверженность к монархической, по принципу организации власти, опирающейся в своей деятельности на «мудрый совет». В «Молитве» Иларион просил Бога «умудрить бояр», так как в окружении правителя он хотел бы видеть умных

советников.

Для характеристики государственного устройства Иларион применяет формулу «единодержец земли своей», которую следует понимать как представление о единой суверенной власти в пределах всей подвластной великому князю территории.

Одно из центральных мест в «Слове о Законе и Благодати» занимает образ христианского носителя верховной власти. Князь должен быть мужественным, умным («острым умом»), милосердным и законопослушным. Ответственность русских князей за управление государством повышается еще и тем, что великий князь киевский владычествует «не в худе бо и неведомой земле... но в русской, яже ведома и слышима есть всеми четырьмя концами Земли».

Особой похвалой отмечены законодательная деятельность Владимира I и Ярослава Мудрого и реализация ими власти в пределах закона («землю свою пасуще правдою»).

Божественный промысел позаботится о мире, а князья должны предотвращать воины («ратные прогони, мир утверди, страны укороти», а некоторым даже и «отгрози»).

Понятие «грозы», которое Иларион первым вводит в политическую теорию, в качестве характеристики одного из аспектов деятельности верховной власти, снабжено определенным содержанием и обозначает могущество верховной власти, способной «отгрозить» врагам родной земли в целях сохранения мира.

В обязанности князя входит и организация хорошего управления («глады угобзи... бояри умудри, грады разсели... церковь взрасти, достояние свое соблюди»).

Однако при всем многообразии затронутых Иларионом тем главная часть трактата посвящена выяснению такой проблемы, как соотношение права и нравственности. Для ее разрешения он использует термины «Закон», «Правда», «Благодать» и «Истина».

В силу характерной для Средних веков нерасчлененности теологических и юридических категорий Закон понимался как Божественное веление, сформулированное харизматической личностью (Законы Моисея, Мохаммеда и т.д.). Иларион употребляет этот термин в теологическом и юридическом знамени и, понимая под ним жесткое предписание, обязательность исполнения которого гарантируется принудительной силой. Закону подчинены внешние поступки людей, причем на той ступени их развития, когда они еще не достигли совершенства и могут погубить друг друга. Так, Моисей первым обратил к законопослушной жизни «племя Авраамово», дав им законы, начертанные на скрижалях, которые запретили им убивать, воровать, лгать, прелюбодействовать и т.д.

По мысли Илариона, подзаконное состояние не предоставляет людям свободы в выборе своих действий, поскольку они принуждены под страхом наказания исполнять волю Бога, государя, господина. Иларион рассматривал Закон как «предтечу и слугу Истины и Благодати».

Понятие Истины и Благодати Иларион связывает с учением Христа. Иисус выступает в качестве носителя Истины, воплощенной в его Новом учении и запечатленной в Евангелиях; люди восприняли это учение и, реализуя его заветы в своем поведении и действиях, вступили на путь истины.

Заповеди Моисея сохраняют человеку жизнь, спасая его земное, бренное существование, учение Христа спасает душу, приводя людей к совершенству и делая их достойными запечатленного в них образа Божия, и тем самым обеспечивают им вечную жизнь.

В Иисусе Христе Истина и Благодать совмещены, ибо в нем они присутствуют изначально. Человеку Благодать дается при крещении без каких-либо заслуг с его стороны, и отнес «зависит начало веры», но сохранить ее можно только в том случае, если люди будут следовать заветам Христа. Иисус по своей природе не может лишиться Благодати, а человек может в том случае, если «не будет подвигаться во всех добродетелях внутренне и внешне».

Благодать, таким образом, одновременно и дар, и путь к постижению Истины. Познавать учение Христа и выполнять его нравственные заповеди человек может только сознательно и свободно.

В этом плане Иларион рассматривает и сопоставляет Закон и Истину. Истина у него не антитеза Закону, ибо такой антитезы нет и у самого Христа, который утверждал, что он пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, но исполнить лего. У Илариона Закон лишь ступень к познанию Истины. В этом сопоставлении дается изначальное в юридической науке понимание соотношения закона и нравственности с глубокой аргументацией предпочтительности нравственных критериев при определении поведения человека в обществе.

Недостаточность законов Моисея Иларион находит еще и в том, что они своими действиями охватывают узкий круг людей — только племя Авраамово» — и не распространяются на другие народы, в то время как превосходство учения Христа (Истины) заключается в распространении его на все края земные и на всех живущих в них людей, независимо от их национальности (эллины, иудеи или иные народы).

Человек, поступающий по учению Христа, перестает нуждаться в регулятивной деятельности Закона, ибо сохраняет Благодать, всегда поступая так, как того требуют правила христианской добродетели.