Политические элиты, понятие и типология

1) . Роль элит в политической жизни общества. Политическая практика всех стран показывает, что процесс распределения и реализации власти не предполагает равного участия в ней всех граждан. Всегда и везде власть осуществляет довольно узкий круг людей – меньшинство.

1) Политические элиты, понятие и типология. Роль элит в политической жизни общества.

Политическая практика всех стран показывает, что процесс распределения и реализации власти не предполагает равного участия в ней всех граждан. Всегда и везде власть осуществляет довольно узкий круг людей – меньшинство.

Понятие элита относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, которые имеют значительный вес по сравнению с окружением. Элита – это «избранные» той или иной сферы социальной жизни. Элита подразумевает исключительность, и в переводе с французского означает лучший, отборный, избранный.

Политическая элита – это организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на вес без исключения функции и политические действия данного общества. [4. с.287]

Предпосылки для возникновения элит можно подразделить на три уровня. Первый уровень составляют общесоциальные причины: разделение общественного труда и социальная стратификация общества. Функционирование общества возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа занимается либо производством материальных благ, либо созданием духовных ценностей, либо управлением. На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление, ибо только через эти функции обеспечивается единство социального организма, создается необходимая предпосылка для успешного выполнения других функций. Немаловажную роль играет обладание собственностью на средства производства.

Также неравенство может вытекать из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль. В частности, роль компетентного руководителя требует высоких интеллектуальных и волевых качеств, обширных знаний и навыков управленческой деятельности. Но люди от природы наделены не одинаковыми способностями. Таким образом, природное дарование, психологическое неравенство людей является второй важнейшей предпосылкой деления общества на элиту и массу.

Наряду с общесоциальными и психологическими факторами возникновение и существование правящих элит обусловлено организационными факторами. Существование государства как организации приводит к возникновению иерархии власти. Система власти в организациях имеет вид пирамиды, на вершине которой располагается управляющая система, а внизу у основания различные ступени управляющих подсистем. На базе этой иерархии возникает своеобразная лестница должностных зависимостей, предполагающая подчиненность низших звеньев высшим должностным структурам и лицам. Таким образом, сам принцип организации делит государство, партию, профсоюз и т.д. на руководящее меньшинство и руководимое большинство.

И наконец, имеются чисто политические факторы возникновения политической элиты, вытекающие из особенностей функционирования политической сферы общества. Политика не является сферой всеобщего интереса, Для большинства людей включение в политику побочное дело. Активной политической деятельностью, как правило, занимается меньшинство. Следовательно, политическая пассивность широких масс населения, главные жизненные интересы которых лежат вне политики, является важным фактором существования политической элиты. Власть народа и управление народом разделены.[6. с.226]

Политические элиты могут приходить к власти в результате выборов, выиграв политическую борьбу у других организованных меньшинств, претендующих на роль политической контролирующей группы. В этом случае взаимодействие элиты и массы носит легальный и легитимный характер. Однако политическая элита может прийти к власти революционным путем или посредством государственного переворота. В такой ситуации новая политическая элита стремится обрести необходимую легитимность неформальным признанием со стороны неоганизованного большинства. В любом случае отношение элиты с массами строится на принципах лидерства и авторитетного руководства, а не слепого подчинения.[4.с.289]

Взгляды, разделявшие общество на низших и высших, аристократию и простой люд появились еще во времена разложения родового строя. Изучением этих процессов занимались Конфуций, Платон, Маккиавели, Ницше. Признание существования правящих элит является общим для абсолютного большинства политологов XX века. Родоначальниками и наиболее яркими представителями являлись В. Парето (1848-1923), Г.Моска (1858-1941) и Р. Михельс (1876-1936).

У В.Парето элита – это отдельные лица, которые обладают способностями и в силу этого приобретают власть. Когда особые качества утрачиваются, то наступает неравновесие между заслугами, способностями и властью, порождающие круговорот: элиты старые вытесняются контрэлитами, т.е. элитами «по способностям». Однако затем снова начинается процесс замыкания элиты в себе, вызревание внизу контрэлиты, и весь цикл повторяется. В своем труде «Подъем и падение элит» Парето писал, что человеческая история – это история постоянной смены элит, одни возвышались, а другие приходили в упадок. Циркуляция – это процесс перехода людей из политической элиты в неэлиту и обратно.

Другой итальянский теоретик Г. Моска считал, что существует два класса: класс управляющих (меньшинство) и класс управляемых (большинство). Первый (политический класс) – всегда относительно малочислен, монополизирует власть и осуществляет все политический функции, второй управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства, необходимые для жизнеспособности политического организма. Власть от меньшинства всегда переходит к большинству, но иногда и наоборот. В тоже время Моска переоценивает роль политической элиты. У него политика приобретает главенствующее положение над экономикой и всеми другими сферами общества. Он недооценивает активность самих масс в управлении обществом.

Р. Михельс считал, что элита зависит от организованности. Во-первых, способность к организации укрепляет и гарантирует власть. Во-вторых, структура организации неизбежно способствует формированию элиты. Но постепенно и неизбежно руководящее ядро и аппарат указанных организаций выходят из-под контроля рядовых членов и подчиняют политику собственным интересам, заботятся о сохранении своего привилегированного положения. Они превращаются из слуг народа в господ над ним, что ведет к закреплению постов, несменяемых лидеров, к вождизму, вырождению правящих групп в олигархические объединения, Демократия превращается в олигархию.

Сама элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую (участвующую в управлении) и оппозиционную , контрэлиту (не участвующую в управлении). Также существует высшая элита, принимающая значимые для всего государства решения. В нее входят ведущие политические руководители и их ближайшее окружение – человек 100-200, которые персонально известны и именно они принимают решения за миллионы людей. За ней идет средняя элита (выступающая барометром общественного мнения и включающая 5 % населения) – это губернаторы, депутаты парламента, лидеры политических партий и общественных движений, административная (состоящая из служащих-управленцев).

Политические элиты бывают «открытого» и «закрытого» типов. Элиты «открытого» типа рекрутируют в свой состав представителей из различных социальных слоев, хотя кандидаты в элиту проходят длительный отбор через устоявшиеся структуры воспроизводства элиты. Тем самым устраняется возможность массового проникновения в элиту людей некомпетентных, политически неподготовленных, авантюристов. Элиты «открытого» типа присущи либерально-демократическим политическим системам. Политические элиты «закрытого» типа формируются из ограниченного, замкнутого круга представителей. Это, например, политическая элита феодального общества – родовая аристократия. К элитам «закрытого» типа относится и советская номенклатура. В современных условиях элиты «закрытого» типа отличаются большей склонностью к упадку, они достаточно быстро теряют необходимые элите политические качества.[4. с. 293]

Политическая элита – это вершина властной пирамиды. Но в обществе существуют и другие элиты, которые имеют чрезвычайно высокую степень властного влияния.

Одно из главных мест занимает экономическая элита , которая во многом определяет принятие политических решений. В экономическую или деловую элиту входят лица, которые сосредоточили в своих руках материальные и финансовые ресурсы: владельцы крупных корпораций, банков и их менеджеры, руководители предприятий финансового, промышленного и аграрного секторов. Они решают такие важные проблемы, как формирование госбюджета; обеспечение занятости, выплаты зарплаты; уровень жизни.

Административная или бюрократическая элита – это часть правящей элиты, монополизирующая в своих руках технико-организационные средства власти. В персональном составе это высокообразованные специалисты в области государственного управления, политики по профессии. Задача бюрократической элиты – служить только государственным интересам, быть беспристрастной, не ввязываться в политический баталии, выполнять точно и добросовестно приказ, сохранять нейтралитет в схватке политических элит. Но на практике бюрократическая элита активно вмешивается в политику, влияет на принятие государственных решений и имеет тенденцию выходить из-под политического контроля.

Важная роль в жизни общества принадлежит военной элите , которая обладает огромным влиянием на политику. Ее роль зависит от политических связей и степени милитаризации общества. В военную элиту входят высшие военные руководители страны, генералитет, руководители министерства внутренних дел, государственной безопасности, спецслужб.

Значительный слой образует духовная, культурно-идеологическая элита. В нее обычно включают профессиональных идеологов, лиц, направляющих деятельность средств массовой информации, работников культуры и искусства, верхушку духовенства ( особенно если церковь вмешивается в политику). Эта группа отличается значительной самостоятельностью, она может выступать и как оппозиция политической элите. Отношения с идеологической элитой у политической элиты бывают весьма напряженные. Однако эффективное управление современным обществом невозможно без целенаправленного формирования его идейной жизни. Идеологии превратились во «внутреннюю религию» государства. Поэтому политическая элита заинтересована в поддержке идеологической элиты, ищет с ней компромиссы.

Таким образом, политическая элита – это часть структуры элит, хотя и важнейшая, но только часть. Во властвующую элиту входят элитные группы, которые оказывают существенное влияние на принятие политических решений: это представители деловой, бюрократической, военной и идеологической элит.

Важнейшей функцией элит является актуализация интересов данного класса, слоя с помощью политической власти, формирование воли класса и непосредственное руководство претворением этой воли в жизнь. Защищая определенные классовые интересы, элита относительную самостоятельность, потому что она носитель непосредственных властных полномочий. В особых случаях элита может принимать решения, против которых выступает большинство ее класса, так как, обладая необходимой политической компетенцией, она лучше понимает и совокупные интересы класса, и общегосударственные интересы.

Политическая элита вырабатывает государственную политику, формирует политическую стратегию и стремиться к ее успешной реализации. Для элиты важно интегрировать различные интересы ви волеизъявления в единую результирующую волю и тем самым расширить свою социальную базу. Итоговые решения политической элиты – это результат согласования и корректировки курсов, учет пестрой палитры социальных позиций на общегосударственном уровне. В конечном итоге власть элиты сильна и стабильна, если ее решения рациональны, их реализация эффективна, а в обществе достигнут баланс социальных интересов.

Существенным моментом в деятельности элиты является защита ценностей, идеалов, характерных для данного общества, и обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства. [2. с. 132]

Из вышесказанного следует, что политическая элита должна обладать уверенностью в себе, быть способной к решительным и, возможно, болезненным для общества мерам, но ее автономность при принятии решений не абсолютна. Элита проверяется с двух сторон: со стороны социально-господствующих сил и общества. И только в той степени, в какой элита в состоянии обеспечить баланс конфликтных интересов и проводить эффективную политику, она может длительное время оставаться у власти.

1) Зарождение и эволюция политической мысли в Беларуси.

В развитии политической мысли Беларуси можно выделить следующие основные этапы:

· Зарождение политической мысли в древней Беларуси (период раннего средневековья, ХI-ХIIIвв).

· Политические идеи эпохи Возрождения и Реформации (ХVIв.)

· Политические воззрения периода контрреформации и феодально-католической реакции ( конец ХVI – середина ХVIIIвв.)

· Политическая мысль эпохи просвещения.

· Революционно- демократические идеи ХIХ в.

· Политическая мысль начала ХХ в.

· Современный этап развития политических идей в Беларуси.

При характеристике первого этапа следует иметь в виду, что первые письменные памятники политического характера Беларуси были посвящены утверждению христианской религии и укреплению феодальной власти. Принятие христианства на Руси (988-989 гг.) было прогрессивным явлением, способствовавшим развитию экономических и культурных связей с Византией и другими европейскими странами. Происходит становление определенной системы философской и общественно-политической мысли. Сохранились такие памятники письменности, как «Супральская рукопись» (XIв.), «Туровское Евангелие».

Значительную роль в распространении письменности и просвещения сыграла Ефросинья Полоцкая (около 1120-1173). Она являлась приверженцем введения христианских принципов в государственную власть, поддерживала введение в Киевской Руси государственной помощи обездоленным (бедным, больным и старым). Княжна Прадслава выражала протест против братоубийственны усобиц, считала необходимостью единение восточно-славянских княжеств перед лицом внешней угрозы.

С Полоцком связана деятельность и одного из самых славных белорусских князей – Всеслава Брачиславовича (1044-1101), которого некоторые исследователи считают основателем белорусской государственности. Он - один из героев «Слова о полку Игореве», Упоминается в былинах, за решительность, ум и энергию прозван в народе Чародеем.

Выдающимся деятелем древнебелорусской культуры был Кирилл Туровский (1130-1182). Он прославился как проповедник, блестящий оратор, мастер риторики. Современники называли его Туровским Златословом. Ему принадлежит восемь слов (речей) три притчи («Повесть о беспечном царе и его мудром советнике», «О слепце и хромце», «Сказание о черноризском чине»), ряд посланий, канонов и т.д. Они проникнуты гуманизмом, патриотизмом, идеей сильной централизованной власти, которая покончила бы с междуусобными войнами удельных княжеств.

Особое внимание следует уделить изучению политической мысли Беларуси эпохи Возрождения и Реформации – своеобразного золотого века в истории белорусской культуры. Одна из особенностей белорусского Возрождения состояла в том, что гуманизм и реформация переплелись между собой и развивались одновременно.

В эпоху Возрождения белорусская земля дала миру ряд ярких мыслителей. В первую очередь это Франциск Скорина (около 1490-1551). Его влияние на философию, общественно-политическую мысль и культуру было столь велико, что это время называют эпохой Скорины. Франциск Скорина – ученый, писатель, переводчик, доктор философии и медицины – вошел в историю прежде всего как гуманист и просветитель, основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания. Источником для изучения общественно-политических взглядов Ф.Скорины являются его предисловия и послесловия к изданным библейским книгам, в которых белорусский гуманист высказывал свои мысли по наиболее актуальным проблемам общественной жизни своего времени.[1. с.51]

Политическим идеалом Скорины являлась монархия во главе просвещенным монархом. Правитель, по его мнению должен осуществлять власть в строгом соответствии с законами, внимательно следить за исполнением правосудия. Политические идеи Ф.Скорины оказали влияние на содержание первого Статута Литовского (1529 г.), в разработке которого он, как считает ряд исследователей, принимал участие. И хотя в предисловиях Скорины подробно разработанного проекта идеального общественно-политического строя, однако настойчивая пропаганда им «добрых обычаев», прославление мудрых и образованных античных деятелей, законности и разума дают основание утверждать, что тогдашнее феодальное общество во многом не соответствовало его идеалам.

Следует отметить и тот факт, что Скорина являлся сторонником идеи «вечного мира», он желал, чтоб «понеже был мир и покой по вся времена».[3 c.45]

К числу видных белорусских гуманистов XVIв. относится и Николай Гусовский (около 1480 – после 1533). Наиболее значительным его произведением является «Песнь о зубре» (1522 г.) . Поэт выступал выразителем передовых общественно-политических взглядов того времени, популяризатором истории и культуры Беларуси. В поэме выражен призыв к единению и дружбе разных по вере и культуре европейских народов, идея патриотизма и антивоенный пафос. Н.Гусовский первый в славянской литературе увидел и отразил начало кризиса социально-политического строя Великого княжества Литовского, с возмущением писал о бедствиях простого народа, разбое и волюнтаризме угнетателей, защищал преимущественно раннебуржуазные идеалы.

Началом Реформации на белорусских землях считается 1535 г., когда Слуцкий князь Ю.Семянович дал разрешение на постройку в городе лютеранской церкви. Однако лютеранство не получило широкого распространения среди населения Великого княжества Литовского. Значительное влияние здесь имел кальвинизм. Первая кальвинистская община была создана в 1555 г. в Вильно Николаем Радивилом Черным.

Крупнейшими идеологами белорусских кальвинистов являются Андрей Волан (1530-1610) и Лев Сапега (1557-1633). Большая часть их произведений посвящена полемике по религиозным вопросам. А.Волан дал светскую трактовку «естественного права», выступал за равенство всех сословий перед законом, считал что законы являются гарантией свободы, а правопорядок в стране зависит, в свою очередь, от мудрой с справедливой власти. Он не был защитником имущественного равенства людей, хотя осуждал неумеренные аппетиты феодалов Речи Посполитой, призывал их думать не только о себе, но и обо все народе.

В публикациях Л.Сапеги подчеркивалось, что вся власть неизбежно выродится в тиранию, если она не будет опираться на право, жестоко ограничивать свою деятельность законами. Он любил повторять известный афоризм Цицерона: «Чтобы быть свободными, мы должны являться рабами закона». Идея правового государства нашла отражение в IIIСтатуте Великого княжества Литовского 1588 г., составителем которого был Л.Сапега.

Значительный вклад в белорусскую политическую науку внес Сымон Будный (около 1530-1593).В своем главном политическом произведении «О светской власти» (1583) С.Будный выступил с острой критикой существующего государственного строя, потребовал ограничения магнатского своеволия, равенства всех сословий перед законом, справедливости, правосудия, обосновал свой политический идеал – монархию, ограниченную сословным представительством и законом. Интересными являются размышления о проблемах мира и войны – он подразделял их на справедливые, ведущиеся ради обороны Родины, и несправедливые (завоевательные).

В последней четверти XVI в. в Беларуси началась контрреформация - восстановление позиций католической церкви. Ее идейно-теоретическим центром являлась открытая в 1579 г. Виленская иезуитская академия. Политическая идеология католицизма получила наибольшее отражение в работах ее первого ректора П.Скарги, видного оратора, теолога и публициста.

Брестская церковная уния (1596 г.) дала мощный импульс равитию общественно- политической мысли Беларуси. В развернувшейся политической полемике выступали, с одной стороны, сторонники унии (М.Смотрицкий, И.Потий), а с другой – ее противники (Л.Карпович, И.Борецкий).

С оригинальным политико-правовыми идеями того времени выступал Казимир Лыщинский (1634-1689) – выразитель интересов радикальных слоев граждан и прогрессивной интеллигенции, один из первых представителей утопического социализма в Беларуси. На место богословской теологии он поставил строго причинное объяснение мира. Лыщинский мечтал о сильном государстве с просвещенным монархом, всеобщем равенстве, братстве, обществе без начальников, равном суде для всех.

Особое место в общественно - политической мысли XVI-XVIII вв. занимала проблема освобождения Беларуси от польского гнета и соединения ее с Россией. Виднейшими представителями этого движения были Афанасий Филиппович (1597-1648) и Симеон Полоцкий (1629-1680). Социально – политическим идеалом С.Полоцкого было установление в обществе «вечного мира», достижение всеобщего благосостояния, без расколов и мятежей. Свои общественно – политические взгляды он высказывал ярко, образно. С.Полоцкий проявил себя также как талантливый политик, к мнению которого прислушивались государственные деятели России, где он жил с 1654 г.

Приступая к рассмотрению политической мысли эпохи Посвещения, следует отметить влияние Виленской иезуитской академии, которая с 1780 г. получает название Главной школы Великого княжества Литовского. Заметный след в политической мысли оставили профессора школы И.Стройновский и К.Богуславский . Стоя на просветительских позициях, они последовательно обосновывали зависимость счастья народов и разумного общественного устройства от уровня распространения знаний о природе и обществе. Являлись противниками крепостничества. Эта прогрессивная позиция сказалась на постановке ими многих социологических проблем, например, о соотношении народовластия и правительства, законодательной и исполнительной власти, войне и мире.

Главным направлением общественно- политической мысли Беларуси начала XIX в. были поиски независимости. В условиях российского самодержавия они приобрели нелегальный характер и нашли воплощение, прежде всего, в деятельности и творчестве тайных студенческих обществ Виленского университета – филоматов ( в пер. с греческого – любители знаний) и филаретов (любители добродетели). Во главе их стояли А.Мицкевич, Я.Чечет , и др. Вначале общества ограничивали свою деятельность просветительскими целями, но постепенно стали разрабатывать и политическую программу, важнейшим пунктом которой было требование национальной независимости, отмены крепостного права, несовместимого с естественным правом и разумом человека.

Следующий этап развития общественно-политической мысли Беларуси – революционно-демократический. Он начался после поражения восстания 1830-1831 гг. Передовые белорусские мыслители поняли, что без участия в национально-освободительном движении широких народных масс, прежде всего крестьянства, рассчитывать на успех в борьбе с царизмом невозможно.

В 30-е годы широкое распространение получают идеи социалистов-утопистов. Представителем этого движения был Франц Савич (1815-1845) – руководитель и идеолог Виленского тайного «Демократического общества»(1836-1838). Он являлся убежденным республиканцем. Сторонником вооруженного восстания крестьянства, отстаивал идею революционного союза славянских народов в борьбе против самодержавия.

Наиболее полная и основательная программа преобразования общественно- политического строя, решения национального и социального вопросов была создана выдающимся политическим мыслителем, публицистом, руководителем восстания 1863-1864 гг. в Беларуси и Литве Кастусем (Константином) Калиновским . Для его мировоззрения характерными являются идеи революционного демократизма и утопического социализма, которые он изложил на страницах «Мужицкой правды» - одной из первых в мире газет для крестьян. Калиновский изобличал сущность крепостничества, показывал паразитизм помещиков, критиковал огромный и продажный бюрократический аппарат, сравнивая его с саранчой. Как революционный демократ Калиновский освобождение крестьян с всех трудящихся связывал с переходом государственной власти в руки народа. Высшая цель государства – забота об интересах народа. К.Калиновский был сторонником идеи парламентаризма, которая должна обеспечить демократический режим функционирования новой власти в будущем белорусском государстве. Политическим идеалом Калиновского была демократическая республика. Он хотел создать в Беларуси общество с всеобщим равенством прав, выступал за решительную отмену в нем всех привилегий и ограничений, предлагал оценивать человека по его реальным делам и заслугам. В новом обществе он мечтал раздать всю поземельную собственность крестьянам, «чтобы мужики барщины не служили и никому в казну оброка не платили, и чтобы навеки народ был свободный и счастливый».[1.с.60]

Вместе с тем, он настойчиво пропагандировал идею дружбы народов, разделял идею Герцена о создании федерации свободных славянских народов после того, как они завоюют государственную независимость.

Революционно-демократические тенденции были поддержаны в 80-е гг. группой «Гомон», которая издала несколько номеров нелегальной газеты с одноименным названием. На ее страницах гомоновцы теоретически обосновали существование белорусской нации. Ее право на самоопределение; будущее белорусского народа они связывали с победой народной революции в России, с переходом власти в руки Учередительного собрания и образованием федерации свободных и равноправных республик.

В конце 70-х – начале 80-х гг. в Беларусь начинают проникать идеи русского народничества. В произведениях Франтишка Богушевича народническая идея о правах человека и гражданина становится идеей национального возрождения белорусского народа, идеей особой, славянской, отличной от русской нации, со всей «бацькавай спрадвечнай, ад Бога даннай мовы».

Лучшие традиции общественно- политической мысли Беларуси предшествующих веков были положены в основу деятельности первой самостоятельной белорусской политической организации – Белорусской революционной громады, возникшей в 1902 г. на базе культурно-просветительных кружков Петербурга, Вильны, Минска, Гродно. Организация требовала национальных свобод для белорусов, земли для крестьян, фабрик и заводов для рабочих, остро выступала против самодержавной власти, за демократизацию строя.

Развития национального самосознания белорусского народа стимулировало провозглашение в марте 1918 г. Белорусской Народной Республики и создание 1 января 1919 г. Белорусской Советской Социалистической Республики. В 20-е годы активно велась работа по национально-культурному возрождению, усилившаяся с началом в 1924 г. политики «белорусизации» общественной жизни. Общественно- политическая мысль Белоруссии периода белорусизации нашла выражение в работах председателя ЦИК БССР А.Червякова (1924-1937), председателя СНК БССР Н.Голодеда (1927-1937).

С выходом в свет в 1938 г. сталинского «Краткого курса истории ВКП(б) были искоренены всякие попытки творческого мышления, утвердилась тоталитарная идеология, догматизм, схоластика. Хотя БССР в 1945 г. стала одним из членов ООН, полного государственного суверенитета в составе СССР республика не имела. Государственное устройство республики фактически не отличалось от любой другой, было органическим придатком центральной командно-административной системы.

И все же в 60-70-е годы, несмотря на жесткий диктат центра, на консерватизм системы, в республике сложилась обстановка творчества и поиска. Заслуга в этом руководителе республики и, в особенности, Петра Машерова. Как положительный факт следует отметить и то, что в республике активно шла работа по изучению истории общественно- политической мысли Беларуси.

Современный этап развития политических идей в Беларуси начался во второй половине 80-х годов. Переход к плюрализму, свободе мысли, исчезновение монополии на идеологию определили новое состояние обществоведения.

Современная политическая мысль находит выражение в программных документах политических партий и общественно- политических движений республики, число которых постоянно растет. Под влиянием национального движения 27 июля 1990 г. принята Декларация о государственном суверенитете, а на внеочередной сессии 25 августа 1991 г. ей придан статус конституционного акта. Сессия приняла также законы о новом названии республики, о новом государственном флаге и государственном гербе. В декабре 1991 г. прекратил существование СССР и Республика Беларусь вошла в Содружество независимых государств, создание которого провозглашено в Вискулях под Брестом.

15 марта 1994 г. Верховный Совет Республика Беларусь принял новый основной закон – конституцию независимого государства. В соответствии с Конституцией, наша страна – унитарное демократическое социальное правовое государство. Провозглашено, что республика обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику , защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй. Новый основной закон закрепляет приоритет прав личности, решает вопросы государственного строительства, учреждает Конституционный суд. Главой государства и исполнительной власти является президент, а высшим законодательным органом – Верховный Совет.

В последние годы усилилось внимание ученых-обществоведов к исследованию проблем политической тематики. Появились первые публикации по таким новым областям политической науки, как политическая психология, этнопсихология, геополитика. За последнее время в республике созданы АН Беларуси, Институт государственного строительства, Независимый институт социально-экономических и политических исследований, институт независимых исследований Национального центра стратегических инициатив «Восток-Запад» и другие политологические центры. Широко используются социологические исследования, опросы общественного мнения об отношении к политической реформе, о популярности политических партий, отдельных политиков.

Таким образом, политическая мысль Беларуси имеет довольно богатую историю. Большое влияние во все времена на нее оказывали экономическая и духовная жизнь людей. Изучение политической мысли Беларуси призвано сформировать национальное самосознание, гордость за свой народ, а также ярчайших его представителей, создававших на протяжении веков подлинные духовные ценности.

Использованная литература.

1) Дубовик А.К и др. Политология. Модульная структура курса.-Мн.:БГПА, 1996.-ч 1.

2) Политология: Учебное пособие для студентов вузов/Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей и др.-Мн.: ТетраСистемс, 1996.

3) Политология: Учеб.-практ. пособие/А.Н. Егоров, В.П. Осмоловский.-Мн.: БГЭУ, 2003

4) Политология: Учебник для вузов/ С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; под ред. С.В. Решетникова.-Мн.: ТетраСистемс, 2000

5) Политология. Модульная структура курса: Учебно-методическое пособие/ А.К. Дубовик и др.; под общ. Ред. Е.П.Сапелкина.-Мн.:БГПА, 1996.

6) Политология: Учебное пособие для вузов/А.А. Рагудин.-М.:Центр, 2000.