Смекни!
smekni.com

Динамика развития геополитического пространства мира (стр. 6 из 7)

4. Противостояние Север-Юг. Под данными понятиями тоже есть свое концептуальное, а не только географическое значение. Север – это богатые страны преимущественно западного типа с низким показателем рождаемости, большой продолжительностью жизни и высоким её уровнем. Юг – это бедные, но многочисленные по населению районы земного шара, где уровень жизни крайне низок. В виду такой диспропорции народы юга стремятся переселиться в богатые северные районы, что выражается в бесконтрольной миграции алжирцев во Францию, латиноамериканцев в США, индусов в Великобританию, китайцев в Россию и Канаду, турков в Германию и Болгарию. Для многих стран такое положение дел является реальной проблемой, а следовательно и угрозой их моноэтничности и культурной чистоте. Работа миграционных служб и выработка антимиграционного законодательства часто не приносят абсолютного эффекта, поэтому давление южных земель на северные в демографическом плане также одна из проблем глобального характера, рождающих противоречия мирового масштаба. В геополитическом плане, для многих стран встает вопрос о том, что выбрать – целостность территории (так как компактно проживающие мигранты начинают требовать сперва особых прав автономии, а затем независимости), или национальную целостность в этническом или культурном плане, что ведет к отказу от территорий с проживающим автономным населением.

3.2. Прогнозы геополитического развития России в будущем

Россия геополитически уникальная страна, наследница великих геополитических устремлений народов и территорий прошлого. Многие политические структуры были поглощены Россией и стали частью геополитических векторов, передали на более высокий уровень свое видение экспансии в направлении внутрь России и вне России. Сложились крупные геополитические зоны влияния там, куда Россия наступала и там, где Россия отступала. На данный момент Российская Федерация расположена севернее и восточнее своих предшественников – СССР и Российской Империи. Самое важное то, что в отличие от многих других стран континента Россия занимает наиболее важную часть – так называемый «Хартлэнд» (англ.-heartland), сердцевину земли и географическую ось истории. До тех пор, пока какая-либо страна владеет этими территориями, она выступает от имени объединителя Евразии – геополитически законченной территории, «большого пространства». Россия не целиком расположена на территориях Хартленда. Земли западнее реки Лена уже располагаются в зонах «береговой линии», а сама территория Хартленда не целиком входит в территорию России: Казахстан, Монголия и ряд других малых стран, граничащих с Россией, расположены на его территории. В данный исторический период сердцевина Хартленда все еще принадлежит России, что позволяет взять на себя особую геополитическую миссию, несопоставимую, однако, с миссией СССР. Наиболее верными союзниками России, однако, являются страны со сходными установками территорий Хартленда – Казахстан, Узбекистан, Монголия, Таджикистан, Беларусь. А те страны, что принимают правила и основы общества противоположного лагеря – стран Моря, внешнего полумесяца – обрекают себя на рост энтропических изменений в обществе и саморазрушение (Грузия, Молдавия, Украина). Усугубляющим фактором положения России является то, что она зажата между основными центрами силы и геополитическими центрами мира: Европой, Ближним Востоком и Китаем, что позволяет враждебным силам моделировать и провоцировать конфликты на протяженности всей границы России. Вторжение в Афганистан было реакцией на угрозы разместить там ракеты враждебным лагерем, война в Чечне – попытка экспансии радикального ислама и пантюркизма. Между Россией и практически всеми этими центрами идет зона «великого лимитрофа» - пояса стран с нестабильной политической ситуацией, связанной с иными странами экономикой, отсутствием геополитической, цивилизационной и исторической миссии, зона потенциальных беспорядков и хаоса. Многие страны могут в ближайшие сто лет исчезнуть с карты мира (есть угроза распада Украины на западную и восточную, страны Восточной Европы ассимилируются в Евросоюзе, Таджикистан стремительно вымирает от активного употребления наркотиков, идущих из соседнего Афганистана), и т.п.

На территории лимитрофа постоянно происходят территориальные конфликты, рост антироссийских настроений, активизация исламских фундаменталистов, рост преступности, «цветные перевороты», которые вопреки логике принято называть революциями. Постоянная ротация элит и смена политического курса являются нормальным для стран лимитрофа. Это часть Восточной Европы, которая уже не советский блок, но еще и не Европа, это Кавказские республики, Средняя Азия. Все вместе это один большой пояс, буферная зона между Россией, Европой и Ближним Востоком. Задача многих стран, не заинтересованных в усилении России предпочитают создавать «санитарный кордон» из стран лимитрофа, что выражается в общем антироссийском характере их объединения. Например, структура ГУАМ (Грузия, Узбекистан – последнее время совсем геополитически дезориентированный, Украина, Азербайджан, Молдавия), а также выстраиваемый на его базе Союз стран Балтийско-Черноморо-Каспийского бассейна, имеющий окончательный завершенный вид санитарного кордона, если бы не Белоруссия, «разрывающая» этот кордон посередине.

Внешняя политика России в последнее время нацелена на разрыв санитарного кордона и перевода его потенциала из отрицательного по отношению к нашей стране в нейтральное русло, а также на сближение с Китайским центром силы, усиление взаимодействия на базе ШОС – структуры, призванной обеспечить совместный геополитический контроль России и Китая в Средней Азии, где обе страны имеют свои интересы.

Важным является и геокультурное измерение Российского государства. Россия – это отдельная цивилизация, сложившаяся на основании православной религии. Наряду с другими цивилизациями: католическо-протестанстской (западной), конфуцианской, мусульманской, синтоистско-японской, католико-латиноамериканской, африканской Россия несет свою геокультурную миссию, которая, согласно религиозной трактовке, должна проявится в полной мере в Последние времена.

Российская культура и российское общество формировалось на формате взаимодействия славянских и тюркских народов. Это сложный синтез с элементами заимствований и трансформаций, а также собственным пониманием культурного кода (именно из-за этого произошла Великая Схизма и разделение церквей на западную и восточную в 15 веке.

Хотя до сих пор нет точного определения цивилизации, а равно и соотношений «цивилизация – религия», «цивилизация – культура» и «цивилизация – этнос», теория С.Хантингтона о столкновении цивилизаций до сих пор считается актуальной, так как культурологические платформы, как и платформы тектонические постоянно движутся и либо накладываются друг на друга, создавая разломы, либо расползаются в стороны, создавая разломы и культурологический вакуум. Этот вакуум и наложения происходят в зоне лимитрофа, откуда и культурное измерение нестабильности. Страны лимитрофа находятся по всему периметру Российской федерации кроме тех мест, где она является геополитически законченной, а также между Россией и Китаем, где решены все территориальные споры. А значит конфликты на религиозной, этнической, политической, социальной почве происходят по периметру России, создавая угрозу национальной безопасности.

Если нарисовать круг, в него вписать квадрат, а в квадрат вписать Россию, то места, где квадрат соприкасается с кругом, будут находиться в тех уголках России, через которые она осуществляет экономическое взаимодействие с другими геополитическими игроками. В этом еще одна особенность современного транзитного и импортно-экспортного положения России.

Таких областей четыре: северо-западная, разделенная Карелией на две части – Петербургскую и Мурманскую (ориентированы на Северную и Западную Европу, в частности Германию, Францию, Норвегию), юго-западная, Кавказская (ориентирована на Грузию, Армению, Азербайджан и далее в Иран), юго-восточная, разделенная на три части Охотским морем и проливом Лаперуза на Петропавловско-Камчатскую, Сахалинскую и Континентальную (ориентирована на Японию, береговую густонаселенную территорию Китая, страны азиатско-тихоокеанского региона) и северо-восточную, наименее активную, с центром в Анадыре (ориентирована на США и Канаду). Именно эти области обеспечивают наиболее интенсивный товарооборот с экономическими партнерами России.

Кроме этого существует мощная железнодорожная сеть (однако явно недостаточная для современных торговых операций), расположенная в зоне расселения славянского населения – европейская часть древней Руси и южные территории Сибири и Дальнего Востока, то есть, в сердцевине хартленда. Её наличие имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности страны и экономической роли, которую может взять на себя страна, если сможет изыскать средств на модернизацию экономики, армии и банковской системы.