Смекни!
smekni.com

Анархизм о государстве и власти (стр. 2 из 3)

Два последующих принципа взаимосвязаны. Взаимопомощь — это синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие — это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий. Разнообразие — залог наиболее полноценной жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Фордистско-тейлористская организация производства, стандартизация массового производства, унификация отчуждает людей друг от друга, способствует раздроблению общества на эгоистов, озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим. Данные тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды, экологии. С другой стороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвейерезации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм выглядят, по крайней мере в странах уже прошедших процесс индустриализации, отходящими в прошлое. Можно сказать, что разнообразие — это более экологичная форма организации, так как подразумевает индивидуализированный подход к производству и потреблению, и, кроме того, анархисты полагают, что общественные организации более эффективно удовлетворяют интересы людей тогда, когда те имеют возможность формировать их по своему усмотрению. Когда человеческая жизнь основывается на разнообразии, люди взаимодействуют более естественно и непосредственно. Кроме того, разнообразие приводит к тому, что отдельных людей становится все сложнее контролировать. С другой стороны нельзя идеализировать понятие разнообразие, так как оно возможно и в капиталистическом обществе (и не только в той форме, в которой рассматривал этот вопрос Элвин Тоффлер), что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз наоборот облегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствует всё более стремительному исчерпанию природных ресурсов.

Анархизм возможен только при так называемой «пространственной неопределённости», то есть когда невозможен тотальный контроль «сверху». К сожалению, развитие современных технологий только усиливают данный контроль, вроде бы не давая возможности такому строю, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределённость: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современных условиях все равно возможен.

Равенство — означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники.

Братство подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности одних не могут быть важнее и/или ценнее интересов и потребностей других людей.

Развитие анархизма в России

Процесс складывания анархистских концепций в России занял не один десяток лет и имел в нашей тогдашней действительности свои особенности. В 40-50-е гг. XIX в. элементы анархистских идей прослеживаются у А.И.Герцена, петрашевцев, других радикально настроенных представителей освободительной мысли. В последующие два десятилетия идеология анархизма приобретала все больше сторонников, но как массовое революционное движение анархизм оформился и начал играть определенную роль в системе общественно-политических взглядов народников в 70-х гг. XIX в., под влиянием идей выдающегося мыслителя и революционера, потомка древнего дворянского рода Михаила Александровича Бакунина (1814-1876). В историю анархизма Бакунин вошел как автор концепции насильственного революционного переустройства мира.

Дальнейшее развитие анархистской доктрины связано с именем князья Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1924). В своих работах конца 70-х - начала 90-х гг. XIX в. ("Речи бунтовщика", "Завоевание хлеба", "Анархия, ее философия, ее идеал", "Государство и его роль в истории" и др.) он изложил концепцию анархо-коммунизма (безгосударственного коммунизма). Система Кропоткина привлекала внимание современников своей глубоко гуманистической направленностью, попытками синтеза и гармонии мира, стремлением объяснить все явления в области общественной мысли объективными законами природы. Под анархией он понимал "миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений", охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ.

В начале XX в. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм, вечный спутник революций и социальных потрясений, вновь заявил о себе как об общественно-политическом движении, объединяющем лево-радикально, демократически настроенные слои общества.

Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов под названием "Группа русских анархистов за границей", издавшая воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия (Л.В.Иконникова). Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу анархистов-коммунистов "Хлеб и Воля", принесшую известность российскому анарходвижению.

В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в г.Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г.Нежине Черниговской губернии в среде учащейся молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских групп на территории страны шел по восходящей линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах Северо-Запада, Юго-Запада и Юга страны.

Вскоре усилиями первых российских пропагандистов анархизма сформировались три крупных центра анарходвижения - Белосток, Екатеринослав и Одесса. Свою ведущую роль организации этих городов подтвердили и в революции 1907-07 гг., став центрами движения.

В годы революции существенно возросла численность анархических организаций. В 1905 г. их насчитывалось уже 125 (в 110 населенных пунктах), в 1906 г. - 221 (в 155 городах) и в 1907 г., считавшемся "вершиной" движения, в стране уже действовало 225 формирований в 180 городах и населенных пунктах. За эти же годы в состав анархистских организаций по стране входило около 7 тысяч человек.

Социальную основу анархистского движения составляли преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы, часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочего класса, недовольные существующими порядками, но слабо представлявшие пути и средства борьбы с ними.

Существование большого количества фракций среди российских анархистов подчеркивало неоднородность движения, его аморфность, отсутствие глубокого понимания сути анархизма. Каждый анархист видел в себе личность, способную самостоятельно решить различные теоретические и практические вопросы.

В годы первой российской революции в анархизме явственно определились три основных направления: анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и анархо-индивидуализм с наличием у каждого у них более мелких фракций. Названные направления были достаточно обособленны друг от друга. Помимо различий программных и тактических они имели собственные печатные органы, определенные сферы социального влияния, регионы действий.

Поэтому при знакомстве с историей анархизма поражает обилие всевозможных фракций и направлений. Но в практической деятельности сторонники анархии были на редкость единодушны и в борьбе за свои идеи отдавали предпочтение террору и экспроприациям.

В 1910-1913 гг. на волне общего революционного подъема в отдельных городах страны создаются подпольные революционные кружки для изучения социалистической (в т.ч. и анархистской) литературы. Анархистское движение постепенно выходило из кризиса и потрясений. Стали появляться новые формирования, полиция все чаще находила следы пропагандистско-издательской деятельности анархистов на российских фабриках и заводах.

Во время Февральской революции 1917 г. на арену политической борьбы вновь вышли анархо-коммунисты, индивидуалисты и сторонники анархо-синдикализма. Но их действия закончились поражением и частичным разгромом анархистских организаций.

Таким образом, накануне октября 1917 г. анархисты были по-прежнему разобщены, хотя и имели на своей стороне приверженцев из 40 организаций, разбросанных по стране.