Смекни!
smekni.com

Учение о государстве в работе Т.Гоббса Левиафан (стр. 3 из 3)

Соответственно, по Гоббсу религия - не как вера, а как вероисповедание - тоже всецело зависит от государства. Согласно Гоббсу религия - это суеверие, признанное государством. Притязание церкви диктовать свою волю государству Гоббс считает вредным, ведущим к анархии и возвращению общества в первоначальное состояние войны против всех.

Заключение

Подводя итог разговору о, вероятно, главном по значимости для политической науки труде Томаса Гоббса, нельзя не подчеркнуть, что именно в «Левиафане» была впервые в систематическом виде разработана светская теория политической власти, государства и права.

В трудах любого исследователя политических процессов всегда ставятся два главных вопроса: один - о лучшей форме государства, другой - о его власти. Лучшей формой государства, согласно Гоббсу, является монархия, однако важнейшая часть его доктрины заключается в утверждении того, что власть государства должна быть ничем не ограниченной, абсолютной.

Нельзя не прислушаться к мнению Бертрана Рассела, который, анализируя работу Гоббса, подчеркивает, что основание, выдвигаемое мыслителем в защиту государства, а именно, что это лишь единственная альтернатива анархии, в основном правильно. Однако государство, по справедливому замечанию Рассела, может быть настолько плохим, что временная анархия кажется предпочтительнее его сохранения, Больше того, тенденция всякого правительства к тирании не может быть распознана, если у правительства не будет страха перед восстанием. Правительства были бы хуже, чем они есть, если бы подданные полностью приобрели покорность, которую проповедовал Гоббс.

Это правильно и в сфере политики, где правительства будут пытаться, насколько это в их силах, сделать себя лично несменяемыми, это правильно и в сфере экономической, где они будут пытаться обогатить себя и своих друзей за счет общества, это правильно и в сфере интеллектуальной, где они будут подавлять каждое новое открытие или доктрину, которые, возможно, угрожают их власти. Таковы резоны размышлять не только об опасности анархии, но также и об опасности несправедливости и косности, которые связаны с всемогуществом правительства.

Заслуги Гоббса наиболее ясно выступают при сопоставлении его с более ранними политическими теоретиками. Он совершенно свободен от суеверий; он не спорит о том, что случилось с Адамом и Евой во время грехопадения. Он ясен и логичен; его этика, правильная она или неправильная, совершенно понятна и не использует каких-либо сомнительных концепций. За исключением Макиавелли, он является первым действительно современным писателем по политической теории. Там, где он не прав, он не прав из-за слишком большой упрощенности, а не потому, что основа его мыслей нереалистична и фантастична.

Однако бесспорным является и тот факт, что ряд посылов Гоббса заслуживает жесткой критики. Во-первых, он всегда рассматривает национальные интересы как целое и молчаливо допускает, что основные интересы всех граждан одинаковы. Он не понимает значения противоречий между различными классами, которые у Маркса уже выступают главной причиной социальных перемен. Это связано с признанием Гоббсом того, что интересы монарха в целом совпадают с интересами его подданных. Во время войны действительно имеется единство интересов, особенно если война жестокая, но в мирное время противоречия между интересами одного класса и интересами другого класса могут быть очень большими. Совсем не обязательно, чтобы в такой ситуации всегда было правильным считать, что лучшим путем предотвращения анархии является проповедь абсолютной власти правителя: некоторые уступки по пути разделения власти, возможно, являются единственным путем предотвращения гражданской войны. Это должно было быть очевидным Гоббсу уже из современной ему истории Англии.

Другой момент, который говорит о весьма ограниченном характере доктрины Гоббса, заключается в рассмотрении отношений между различными государствами. Содержание «Левиафана» не дает никакого основания для предположения между государствами каких-либо отношений, за исключением отношений войн и захватов, сопровождаемых редкими передышками. В соответствии с его взглядами это проистекает из отсутствия международного правительства, так как отношения между государствами находятся все еще в естественном состоянии, которое является отношением войны всех против всех. До тех пор пока существует международная анархия, далеко не очевидно, чтобы увеличение производительности в отдельном государстве было в интересах человечества, так как это увеличивает жестокость и разрушительность воин. Каждый аргумент, который он приводит в пользу правительства, насколько он правилен вообще, правилен и в отношении международного правительства.

Безусловно, есть много спорных, неоднозначных моментов в мировоззрении Гоббса, однако вряд ли можно найти другого такого теоретика государства, права, морали, который пользовался на протяжении XVII - XVIII вв. (да и более позднего периода) таким же вниманием как Томас Гоббс. Можно почти с уверенностью сказать, что практически все концепции государства и права Европы того времени складывались в значительной степени под знаком проблем, которые поднял этот великий английский мыслитель.

Список литературы

1. Антология мировой политической мысли. В 5 т. М., 1997.

2. Гоббс Т. Сочинения: в 2-х томах. М.: Мысль, 1989.

3. Мееровский Б.В. Гоббс. М.: Мысль, 1975.

4. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 2000.

5. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1997

6. История политических учений / Под общ. ред. О.В. Мартышина. Вып. 2. М., 1996; Вып. 3. М., 2000.

7. Рассел Б. История западной философии. Культинформпресс, 1999 г.

8. Яхьяев М.Я. Мыслители нового времени – Махачкала, 2001 г.

9. Философия: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2000.

10. Большая советская энциклопедия. – М., 1979.

11. Философский энциклопедический словарь.- М., 1989 г.

12. Социологическая энциклопедия – М., 2004.