Смекни!
smekni.com

Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни (стр. 1 из 2)

Содержание

1. Происхождение политики3

2. Сущность политики4

3. Функции политике в обществе 8

4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни 10


1.Происхождение политики.
Термин «политика» (от греч. «полис», т. е. город - государство, и прилагательного от него - «политикос», означающего все то, что связано с жизнью полиса) в научный оборот вошел еще 2,5 тыс. лет назад под влиянием трактата античного ученого Аристотеля «Ла Политика», в котором исследовались проблемы государства и государственного правления. И вплоть до середины XIX века этим термином, как и Аристотель, определяли все то, что относится к государству: его устройству и предназначению, формам государственной власти, методам ее осуществления, государственным институтам, правящей элите.
Доминирующим в данном случае было представление о политике как явлении, связанном в основном с достижением и использованием государственной власти. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли, живший в конце XV - начале XVI вв., определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее». Через 400 лет другой корифей политической мысли - немецкий ученый Макс Вебер толковал политику почти в том же ключе: как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти»
Осмыслить происходящее в сфере политики люди пытались еще в глубокой древности: первичные знания о государстве и власти, политических институтах, явлениях и процессах появились примерно за пятьсот лет до нашей эры.
За прошедшие с тех пор 2,5 тысячелетия политология прошла длительный путь становления и развития, оформившись в конечном счете в автономную, востребованную обществом науку.
Объективной причиной зарождения и эволюции политического знания были общественные перемены. В их основе, как известно, лежат противоречия между классами и другими социальными группами, между личностью, обществом и государством.
Известно, что наиболее насыщенными, наиболее динамичными являются периоды перехода общества от одной социально-экономической формации к другой, отмеченные острыми политическими противоречиями, ликвидацией прежних и появлением новых политических институтов и отношений.
Естественно поэтому, что периодизация истории политологии в целом совпадает с периодизацией всемирной истории (прежде всего европейской) и состоит из четырех основных этапов: Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время. Каждый из этих этапов характеризуется той или иной степенью зрелости политического знания, и, соответственно, положением этой науки в структуре общественных дисциплин.
С позиций общественного развития эпоха Древнего мира (VIII в. до н. э. - V в. н. э.) в истории европейской цивилизации была отмечена завершением перехода от первобытнообщинных отношений к классовым и заменой родоплеменной формы управления обществом государственной.
В античном мире начальный этап становления науки о политике (точно так же, как и в Древнем Китае) пришелся на VI-IV вв. до н. э. Именно в этот период политические идеи обрели форму научных теорий с присущими последним признаками целостности и системности. В научный оборот были введены такие понятия, как политика, республика, монархия, аристократия, конституция, демократия, олигархия и многие другие, не потерявшие своего значения и в наше время.
Наиболее полное воплощение вопросы политической теории на античном этапе развития науки о политике нашли в трудах древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).
Аристотеля по праву называют отцом политологии. Однако в его трудах, как и в исследованиях других мыслителей Древнего мира, учение о политике еще не получило самостоятельного значения. Оно являлось органической частью философии и этики, где политические вопросы рассматривались в совокупности с проблемами морали и права.
Как известно, к эпохе Средневековья относится длительный этап европейской истории, начавшийся в конце V в., когда пала Римская империя, и завершившийся в конце XVI - начале XVII вв., отмеченных первыми буржуазными революциями, означавшими наступление Нового времени.
В историю Европы этот период вошел как темное, мрачное время, характеризующееся полным политическим и гражданским бесправием крепостных крестьян, темнотой и забитостью народа, преследованием деятелей науки и культуры.
В эпоху Возрождения, охватившую XIV-XVII вв., возникло мануфактурное производство, расширялась торговля, росли города. Необходимы были новые политические знания, принципиально отличавшиеся от теократического.
Революционные перемены в развитии политической мысли в эпоху Возрождения прежде всего были связаны с именем Никколо Макиавелли (1469-1527). Исследования Макиавелли и сделанные им открытия имели принципиальное значение для дальнейшего развития мировой политической мысли. И если Аристотеля называют отцом политического знания, то Макиавелли - основателем науки о политике.
Завершающий период оформления политологии в самостоятельную научную дисциплину пришелся на последний этап Нового времени (вторая половина XIX - начало XX вв.).
На фоне развития капиталистических отношений и порождаемого ими социального неравенства обострились межклассовые противоречия, следствием которых явился резкий рост политической активности масс.
Классики марксизма рассматривали политическую борьбу как борьбу классов, направленную на завоевание и удержание власти, а государство - как аппарат господства одного класса над другим.
Среди тех, кто на рубеже Х1Х-ХХ вв. разрабатывал политическую теорию с немарксистских позиций, более других выделялся немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920), подобно Макиавелли и Медисону являвшийся в политике не только теоретиком, но и практиком - он был влиятельным государственным деятелем Веймарской республики и одним из авторов ее Конституции.
В конце XIX - начале XX вв., т. е. в условиях серьезных перемен в подходе к политической проблематике, политическая мысль в России развивалась достаточно интенсивно, хотя еще находилась под влиянием западной, прежде всего германской науки.
Российские ученые активно обращались и к вопросам правового государства. Значительный вклад в российскую политологию на рубеже Х1Х-ХХ вв. внесли представители социалистического направления в российской политологии –М. Бакунин, В. Плеханов, В. Ленин.
Наша страна в советское время не знала ни многопартийной системы, ни альтернативных выборов, ни других реальных атрибутов демократии. Вплоть до 80-х гг. на политологии лежал идеологический запрет.

2. Сущность политики: основные теоретические подходы

Хотя сущность политики исследуется в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика, остается открытым. Существуют различные понимания политики:
1. Исторически первое определение политики как управления обществом актуально и в современной политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение всех проблем, за исключением нравственных (Д. Истон и Г. Алмонд), как авторитарное распределение ценностей (Д. Истон), как способ регулирования конфликтов.
2.Субстанциональный подход, указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властью. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии. М. Вебер, например, определяет политику как «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает».
3.Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика - это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В.И. Ленин). Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.
4.Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть2. Именно это определение политики мы в дальнейшем будем использовать как рабочее.
5.Телеологическийподход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить (что и делают сторонники этого подхода) в самых разнообразных отношениях, например между супругами, в отношениях преподавателя и студента.
Столь непохожие определения политики по-разному решают вопрос о значимости политики в жизни общества.
Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, в которой побеждает сильнейший, как господство одних над другими. Политика трактуется как поле столкновения интересов социальных групп и институтов по поводу власти, по поводу контроля над механизмом распределения общественных благ.
Рассматривая проявления политики, следует признать недопустимость абсолютизации любого из подходов. В политике присутствуют два начала.
Первое начало связано с тем, что общество постоянно воспроизводит социальное неравенство, т.к. большинство общественных благ являются дефицитными. Это порождает противоречия и конкуренцию социальных групп за овладение источниками благ. Широкую известность получила трактовка сущности политики как механизма распределения ценностей в обществе, которая была обоснована Г. Лассуэллом. Он определил политику как процесс определения того, «кто, что, когда и как получает». Подобное понимание политики дает объяснение стремлению индивидов и социальных групп к государственной власти. Именно обладание властью позволяет создать условия (например, принятие законов, установление определенного уровня налогов, социальных программ), обеспечивающие жизнедеятельность и присвоение ценностей определенными социальными группами. Таким образом, политика - это конфликт интересов.
Второе начало политики видится в поиске интегрирующей доминанты, без чего общество бы распалось. В этом проявляется потребность ограничить влияние на общество фактора случайности и непредсказуемости. Поэтому политика - это поиск равновесия и компромисса. Именно этот момент доминирует в стабильных демократическихсистемах.