Смекни!
smekni.com

Личность как субъект и объект политики 2 (стр. 1 из 3)


Введение

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе и главным образом на политическую власть .Какую бы значительную роль ни играли социальные группы ,массовые общественные движения ,политические партии ,в конечном счете ее главным субъектом выступает личность ,поскольку сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержанием и направленность политического процесса ,всей политической жизни общества .

Понятие «человеческое измерение политики» прочно вошло в политический лексикон конца XX в. Включенность граждан в общественно-политический процесс как сознательных его участников провозглашается повсеместно идеалом большинства политических доктрин, движений ,организаций. Разумеется ,конкретная политическая практика достаточно далека от этого идеала. Поэтому разработка вопросов, связанных с политической ролью личности, является важной для современной политической практики .Личностное измерение политики имеет исключительно важное значение при анализе текущих политических процессов ,конфликтов и ситуаций .Проблема личностного фактора в политики –это проблема соотношения личности и общества, личности и государства, процессов политической социализации личности и ее участия в политической жизни.


Глава1.ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

Проблема личности имеет в политической науке , по меньшей мере три главных аспекта:

1. Собственно человек с присущими ему индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными , эмоциональными, волевыми;

2. Личность как представитель группы :статусной, классовой ,социально-этнической ,элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена организации, парламентария ;

3. Личность как сознательный ,активный участник общественной и политической жизни человека, который обычно взаимодействует с властью и выступает субъектом и объектом воздействия политики.

Место человека в политической жизни в общем плане рассматривалось во многих политических учениях .Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них –учения Конфуция, Платона и Аристотеля.

Конфуций разработал патерналистскую концепцию государства , согласно которой государство представлялось как одна большая патриархальная семья, в которой вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, т.е пассивного, бессознательного участника политики.

В политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политической роли заведомо исключается и человек выступает лишь объектом власти.

В учении Аристотеля политическая жизнь общества рассматривалась в соотношении с природой человека . Аристотель считает индивида существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе .В государстве как высшей форме общения людей реализуется природа человека-индивид становится органической частью живого и целостного политического организма. Хотя Аристотель и выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином ,но в отличие от Платона он-противник огосударствления общества. В целом же Аристотель, как и его предшественники, не отделяет личность и общество от государства.

В политической концепции Макиавелли человек рассматривался как начало негативное, а отношение между людьми характеризовались формулой «человек человеку - волк». Люди объединяются в толпу темных и необразованных людей. По Макиавелли ,правитель должен считать всех людей злыми. Однако он был и теоретиком организационного поведения людей. С его именем связана теория элит, технология эффективного лидерства.

Роль личности в политике в общем плане рассматривалась во многих политических учениях .Однако преобладающим было рассмотрение роли выдающихся политиков в соотношении с деятельностью народных масс, классов или даже толпы. В политических учениях речь шла преимущественно о политической роли выдающихся личностей- государственных деятелей , руководителей политических движений , идеологов , вождей и т.е. тех, кто оказывал заметное влияние на политику и массы. Поэтому политика часто персонифицируется, получает имя того , кто ее определял или осуществлял. При этом менее всего оказался разработанным вопрос о роли в политике «рядовой» или «массовой» личности. И только во второй половине XXв. под влиянием крушения тоталитарных режимов и дальнейшей демократизации общественной жизни этому направлению в политических учениях стали уделять достаточно серьезное внимание.

Политика в любом проявлении так или иначе отражается в судьбах простых людей . В этом смысле можно говорить о том , что конечным объектом политики всегда выступает рядовой гражданин. Это обстоятельство обусловливает активную позицию рядового гражданина в политической жизни, т.е. чтобы он выступал в качестве субъекта политики.

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальны , социально- культурные и политико – правовые. Опыт показывает , что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его жизненных потребностей. Замечено , что чем богаче общество , тем более оно открыто демократическим формам функционирования . Уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека.

Необходимым условием обеспечения эффективных возможностей влияния личности на государство и его органы является политическая культура личности, в особенности такой фактор культуры , как образование . Известно ленинское высказывание о том , что неграмотный человек стоит вне политики. Это значит , что неграмотный человек вне лично осознанной политики , является объектом политических действий а не их субъектом. И наоборот , чем выше уровень образования человека , тем более он политически ориентирован и , главное, предрасположен к демократическим ориентациям , установкам и поступкам .

Существенной предпосылкой активного политического участия является также политико- правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим , доминирование в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти , участия членов общества на всех стадиях политического решения.

Таким образом, политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок , которые либо способствуют развитию политической активности , раскрытию потенциальных качеств человека как общественно- политического деятеля , формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества , либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

Тема2.ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Проблема личности как субъекта политической деятельности не сводится только к условиям , в которых осуществляются ее политические функции. Многое зависит от политической активности человека , от степени реализации им своей роли субъекта политики. В этом отношении обычно выделяют два аспекта – участие рядовых граждан в общественно- политической жизни и политическую деятельность лиц, для которых политика становится практически профессиональным занятием.

Для обозначения действия рядовых граждан в сфере политики применяется понятие «политическое участие». Под ним обычно подразумевается участие в политике автономных , частных граждан, не являющихся ни политическими лидерами , ни функционерами властных структур или политических партий. Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики , ее активное вовлечение в политический процесс.

Политическая активность граждан различна. В современных демократиях политическая активность граждан появляется главным образом участием в голосовании на выборах , референдумах , в различных формах давления на властные структуры при принятии и реализации тех или иных важных решений.

Важнейшим механизмом вовлечения граждан в политический процесс является деятельность политических партий , общественно- политических организаций и движений. Именно они выступают чаще всего инициатором и организаторами таких действий граждан , как участие в избирательных кампаниях, демонстрациях, митингах, сборе подписей под петициями и т.д. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов . Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности . Однако такая активность может носить деструктивный характер.

Участие граждан в политике является одним из центральных индикаторов качественных особенностей политических систем , степени их демократизма. В демократическом обществе это участие массовое, свободное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан . В авторитарном обществе часть населения полностью или частично отстраняется от участия в политике. Тоталитарное же , наоборот , стремится к мобилизационному вовлечению в ритуальные действия поддержки режима максимальной доли населения.

С точки зрения политической субъектности выделяется следующие основные типы личности:

a) личность с высокой политической активностью , участвующая в политической жизни. Активисты постоянно интересуются политическими проблемами и информированы о них . Это может быть гражданин- член политической или общественной организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность ; общественный , общественно- политический деятель; профессиональный политик , для которого политическая деятельность является основным , единственным или главным занятием; политический руководитель , лидер высшей инстанции- формальный или неформальной;