Смекни!
smekni.com

Возникновение политического терроризма в России. Убийство Александра II (стр. 3 из 8)

Основываясь на идеях Г.И.Чернышевского и сотрудника газеты «Русское слово» радикального демократа-революционера Д.И.Писарева, своею целью новые революционные организации ставили подъем крестьянства и последующую народную революцию, хотя зачастую их цели и действия не совпадали с установками идеологов. «Новые» революционеры болезненно отреагировали на гражданскую казнь Чернышевского 19 мая 1864 года, которая стала для них олицетворением царской реакции.

К представителям последних относятся так называемые «ишутинцы» - деятели подпольной группы середины 60-х годов. Их идеологические воззрения можно понять из слов одного из участников группы П.Ф.Николаева: «Мы не только не были поклонниками Писарева, но даже его ярыми врагами, так как в его деятельности видели значительное отклонение от основных идей Чернышевского о службе народу и главным образом крестьянству.»!.

Кружок ишутинцев возник в 1863 году и прекратил существование в 1866. Его принято называть ишутинским вследствие центральной роли, которую играл в ней сам Николай Андреевич Ишутин (1840-1879), разночинец из Пензенской губернии, прибывший в Москву в 1863 году и целиком отдавшийся делу революции. В его кружке состояли П.Ермолов, Д.Юрасов, М.3агибалов, Д.Каракозов и другие - большей частью студенты или лица, недавно закончившие университет. Свою деятельность ишутинцы начали вполне легально, создавая мастерские по плану Чернышевского; артели и ассоциации с привлечением большого числа посторонних людей. Но этот период деятельности группы быстро сошел на нет. Член кружка Загибалов сообщал позже на следствии: «Ишутин сказал, что для достижения нашей цели можно употреблять

1. Герцен А.И. Полное собрание сочинений и писем. - Пг.: 1953. - Т.20.
106с.

2. Чернихин-ВетринскийВ.Е. Н.Г.Чернышевский. -Пг.: 1972. - 176 с.

12

самые энергичные меры».1. С целью активизации работы кружка была организована «Организация» - тот же кружек в более тесной форме. «Организация», появившаяся в 1861 году, строилась в расчете на подготовку социальной революции, а основным способом уничтожения существующего строя Ишутин признал террор: «Посредством систематических цареубийств достигнуть социальной революции». 2.

Основными исполнителями террористических замыслов стали члены внутреннего кружка «Организации», получившего название «Ад». Он был сформирован по указанию якобы существовавшей международной революционной организации «Революционный европейский комитет». По заданию этого комитета царь Александр II должен был быть убит членами «Ада». Такое предложение вызвало разногласия, но один из участников кружка Каракозов , не считаясь с мнением других участников, самостоятельно отбыл в Петербург и 4-го апреля стрелял в царя. Покушение не удалось: Каракозов был арестован, а организация разгромлена. Позже Каракозов был повешен, а остальные члены кружка пошли на каторгу и в ссылку. Ишутин был помилован на эшафоте и выслан.

После покушения аресты подозреваемых людей и высылки их приняли массовый характер. Репрессии дошли до того, что вышло запрещение носить синие очки и длинные волосы мужчинам, а короткие - женщинам, что якобы свидетельствовало о «крайнем социализме» человека. Запреты коснулись школ, библиотек, университетов и так далее.

Репрессии не достигли свей основной цели; парализовать развитие революционных организаций не удалось. Тайные общества появлялись и действовали, хотя многие из них быстро ликвидировались. Так, в феврале 1868 года в Москве и Петербурге была ликвидирована организация «Рублевое общество» Феликса Волховского, а позже -организация И.И.Бочкарева. Вообще, подпольная околореволюционная деятельность стала своеобразной модой в студенческой среде конца 60-х годов.

В таких условиях работы выдающегося теоретика анархизма М.А.Бакунина, особенно его журнал «Народное дело», издававшийся в Женеве, оказали большое влияние на прогрессивную молодежь. Бакунин писал: «Пусть освобождение народа путем науки для нас закрыт; нам остается потому только один путь — путь революции».

1. Шилов А.А. Покушение Каракозова. - Красный архив, 1926. - Т.4. 98
с.

2. Там же.-Т. 1. 177с.

3. Бакунин М.А. Речи и воззвания. - Изд-во И.Балашова, 1906.( цит. по:
Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. 1Х-начало XX
века. -М.:Интепракс, 1994. - 345 с.)

13

Точка зрения Бакунина импонировала известному деятелю тогдашнего подполья Сергею Нечаеву. Он был искренне предан идеалам бакунизма; главным его желанием было создание единой сплоченной группы для руководства разрозненными организациями. Зимой 1868-1869 годов Нечаев с группой товарищей разработал «Программу революционных действии», призывавшей к полной перестройке существующих «несправедливых общественных отношений». Авторы программы поставили перед собой цель «создать возможно большее количество революционных типов», для достижения чего предлагалось использовать сходки, частные протесты и кружки. Конечной целью ставилась революция весной 1870 года.

Студенческие беспорядки действительно имели место в Петербурге в 1869 году, но были быстро подавлены. Нечаевская организация была разгромлена во время беспорядков, а сам Нечаев бежал за границу, где встретился с Бакуниным. Бакунин горячо поддержал Нечаева, и вместе они выпустили журнал «Народная расправа», а также знаменитый «Катехизис революционера». Бакунин в своих работах призывал студентов: «Ступайте в народ! Там ваше поприще, ваша жизнь, ваша наука». Бакунин требовал обратить особое внимание на «разбойничий мир». По его мнению, разбойники «составляли мир русской революции». 1.

Перед возвращением Бакунин снабдил Нечаева мандатом вымышленного «Всемирного революционного союза» за своей подписью. По возвращении Нечаев начал формирование собственного тайного общества «Народная расправа» в Москве. Общество было основано на слепом подчинении руководителю, причем в целях конспирации Нечаев разбил рядовых членов на пятерки, поставив над каждой из них своего доверенного человека. Рядовые участники не знали никого, кроме своих согрупников и командира. Нечаев исключал всякую самостоятельность участников группы, а когда член одной из групп Иванов проявил непослушание, то сам Нечаев при помощи других членов комитета убил его (ноябрь 1869 года). Основанием для убийства было провозглашено предательство со стороны Иванова, но это обвинение было заведомо ложным. Тогда же, зимой 1869 - 70 годов нечаевская группа была разгромлена. Сам Нечаев бежал за границу, но в 1872 году был выдан швейцарскими властями и умер в Петропавловской тюрьме.

Ишутинская и нечаевская группировки ставили перед собой конкретные цели (народная революция) и использовали «конкретные» методы. Эти организации представляли собой уже откровенно террористические группировки со строгой иерархией, фанатичной верой в свою правоту и радикальными методами.

1. Бакунин М.А. Речи и воззвания. - Изд-во И.Балашова, 1906. - 245 с. (там же. - 345 с.)

14

Покушение на царя стало отправной точкой начала индивидуального террора. Такой метод борьбы с царским режимом был тем более ужасен, что русский народ в своей массе не понимал, как можно поднять руку на государя и к тому же сознательно обречь себя на смерть. Потому индивидуальный террор получил негативную оценку всех слоях общества, и пополнение строго законсперированых мелких организаций за счет высших (дворяне) и низших (крестьяне) слоев общества стало почти невозможным. В основном в революционной борьбе принимали участие так называемые «разночинцы» - мелкие чиновники, выходцы из неродовитого дворянства, мещане, чаще всего студенты или люди с высшим образованием, а так же небольшая часть рабочих. Именно они стали основой для развертывания в дальнейшем подпольной борьбы в широких масштабах. В начале 70-х эти люди объединились, организации были сформированы, а также были определены основные цели и способы борьбы.

15

ГЛАВА II Итоги «хождения в народ». Возникновение «Народной воли»

В первой половине 70-х годов произошло некоторое оживление после реакции и тревожного затишья 60-х. Молодежь стала активнее, появилось множество легальных и полулегальных кружков, распространяющих дешевые книги радикального содержания , пытающиеся самостоятельно существовать и издавать книги собственного сочинения . На смену шумным выступлениям пришли «критически мыслящие личности» , основное время проводившие в библиотеках и пытавшиеся в научной форме обосновать «неприятие капитализма». Апологетами движения стали такие люди, как Н.Н.Михайловский, П.Л.Лавров со своими «Историческими письмами», Н.Флеровский («Положение рабочего класса в России»), а также Добролюбов, Чернышевский и Писарев. Книги этих авторов распространялись различными организациями, такими как кружек «чайковцев» под руководством Марка Натансона, «набатовцы» П.И. Ткачева (по названию печатного органа кружка «Набат») и другими. Эти люди - и авторы, и читатели - пытались распростронить в обществе идею о проведении глобальных изменений в стране, главной действующей силой в которых должно было стать крестьянство - народ. «В народ!» - это был лозунг Бакунина, который хотя и отвергал возможность широкой пропаганды среди крестьянства, тем не менее считал «хождение в народ» нужным и необходимым этапом в подготовке революции. На интеллигенцию он возлагал обязанность «установления всеми возможными средствами и во что бы то ни стало живой бунтовской связи между разъединенными общинами». К тому же призывал и Лавров в своей газете «Вперед!». Хотя конечные цели Бакунина и Лаврова не совпадали, тем не менее «хождение в народ» Лавров считал одним из этапов «подготовления революции нераздельным оружием пропаганды, агитации и организации».

Работы Бакунина и Лаврова стали толчком к началу массового общественного движения - «хождения в народ». Молодые люди ходили по деревням и пытались внедрять идеи о преобразовании общества, о создании государства нового типа, зачастую прямо изучали «все народные элементы...: сельский, городской, староверов и так далее.». 1 Несмотря на отсутствие прямой угрозы, правительство на местах относилось к «народникам» отрицательно и нередки были аресты. Реакции со стороны народа на обращение к нему интеллигенции не последовало: бунты не возникли, а вся деятельность народников свелась в конце-концов к пассивной пропаганде. Подчеркивая это