Смекни!
smekni.com

Политическая реклама в российской предвыборной кампании (стр. 7 из 8)

Несмотря на приглашение талантливых рекламистов (сценарист Владимир Перепелкйн и режиссер Тимур Бекмамбетов (РА «Видео-интернэшнл») и выбор рейтинговых каналов (НТВ, ТВ-6 и Москов­ский телеканал), никакого эффекта не дал прокат рекламных роли­ков «Блоку Ивана Рыбкина», не преодолевшему даже пятипроцентного барьера (1,12%). Подобная участь постигла и «Женщин России» (4,60%), ролики которым готовило рекламное агентство «Аврора»; ДВР (3,90%) — рекламное агентство «РИМ»; Партию любителей пива (0,65%) — автор роликов режиссер Василий Читинский. Результаты этих практически первых серьезных попыток использования телевизион­ной рекламы в политической сфере позволили некоторым исследова­телям оценить телерекламу как крайне неэффективную и бесперспек­тивную форму политической коммуникации в российских условиях и уповать на теледебаты и телеобращения к избирателям.

Отметим, однако, что профессиональная, разнообразная, гра­мотно размещенная в телеэфире и подкрепленная масштабной на­ружной и радиорекламой телевизионная реклама подкрепила успех НДР (9,89%). Рекламную концепцию НДР разрабатывало рекламное агентство ОМВ&В, телевизионную рекламу размещали рекламные агентства «Премьер СВ», «Видеоинтернэшнл», «Аврора», «РИМ»; кре­ативные разработки и исследования вели «РИМ», НИЦ «V-Нагло» и др.

Движение НДР было единственным, кто позаботился о «партий­ном гимне». Весьма удачным для НДР оказался и показ в период из­бирательной кампании серии роликов, снятых режиссером Денисом Евстигнеевым в качестве социальной рекламы для ОРТ под слогана­ми: «Все у нас получится» и «Это мой город». Для многих избирателей присутствие в роликах Никиты Михалкова, одного из лидеров НДР, ассоциировалось с этим движением.

Профессионально и успешно была проведена телевизионная рек­ламная кампания ЛДПР (11,06%). И хотя ЛДПР не смогла повторить феноменальный успех двухлетней давности, она все же значительно обогнала любые прогнозы политологов и социологов.

Характеризуя телевизионную избирательную кампанию', необхо­димо отметить, что помимо обращений политической рекламы ее составной частью было освещение предвыборной борьбы в новостных, аналитических и развлекательных передачах. К 1995 г. российское теле­видение представляло собой несколько крупных независимых друг от друга телевизионных компаний, которые имели право вещания на определенном канале: «Останкино» (ОРТ), Российское телевидение (2-й канал, 4-й канал — утро), НТВ (4-й канал, вечер), Московский канал — «Подмосковье», «Московский телетайп», «Добрый вечер, Москва» (3-й канал), «ТВ-6» (6-й канал — вечер), «Северная корона» (6-й канал — утро), Федеральная телерадиовещательная служба «Рос­сия» (ТВ СПб), Компания «Русское видео» (СПб). В значительной сте­пени на политические ориентации большинства населения на тот Момент времени влияли ОРТ, РТВ и НТВ. Некоторым влиянием обла­дала компания ТВ СПб, но она занимала промежуточное положение между федеральным и региональным уровнем (что касается Москов­ского канала, то он вещал исключительно на свой регион).

Первый канал ТВ «Останкино», как имеющий самую большую аудиторию из всех российских СМИ, всегда был под неусыпным вни­манием администрации президента. Однако административными ме­рами обеспечить эффективный контроль не удавалось. В 1994 г. была создана коммерческая структура «Общественное российское телеви­дение» с участием государственного и частного капитала. Правитель­ственные круги курировали деятельность ОРТ, их представители вхо­дили в состав попечительского совета АО ОРТ и в органы управления ОРТ. К апрелю 1995 г., после серии скандалов и смен руководящих лиц (в том числе после убийства генерального директора ОРТ В. Лис­тьева), ОРТ оказался практически в руках структур, поддерживаю­щих созданное тогда политическое объединение «Наш дом — Россия» (В. Черномырдин, А. Чубайс — альянс либеральной бюрократии, неф­тегазового бизнеса и ряда производственных и финансовых структур) и московскую политико-предпринимательскую группировку (Ю. Луж­ков, В. Гусинский, Е. Ресин).

Государственные компании РТВ и ТВ СПб контролировались Фе­деральной службой по телевидению и радиовещанию (ее курировал вице-премьер В. Игнатенко), руководителем которой был возглавля­ющий одновременно РГТРК «Останкино» В. Лазуткин. Руководитель РТВ О. Попцов был достаточно влиятельной фигурой, с которой счи­тались высшие политические круги России. За руководителем ТВ СПб О. Руднова стояли власти Санкт-Петербурга и лично А. Собчак. Обе компании политически ориентировались на поддержку либерального крыла «партии власти» и критиковали исполнительную власть.

Компании НТВ, которой в то время руководил И. Малашенко, ближе всего была позиция лидера «Яблока» Г. Явлинского.

Согласно правовым нормам того времени (закон о выборах в Госу­дарственную Думу), кандидаты были вправе самостоятельно опреде­лять форму и характер своей агитации через средства массовой информа­ции. Это открывало простор для использования различных ПР-технологий, и успех кампании зависел в первую очередь от профессионализма политтехнологов.

Инструкция Центризбиркома предоставляла кандидатам право организовывать и проводить «дебаты», «круглые столы» и т.д. Но если формально кандидаты и решались на использование в своей полити­ческой агитации диалогических жанров, то делали все, чтобы мини­мизировать возможные потери от «неудобных» вопросов независимых журналистов и зрителей от какого бы то ни было появления в эфире одновременно с другими претендентами. Тем не менее, политические дискуссии и дебаты, пусть и в недостаточном для полновесного освещения политических предложений объеме (полемику и дебаты те­лезрители смогли увидеть лишь в нескольких телепередачах последней недели перед выборами), в избирательной кампании 1995 г. на телеви­дении присутствовали. В частности, кандидаты имели возможность «сразиться» с соперниками в регулярных телевизионных рубриках, организованных как дебаты.

Социологи отмечают, что именно участие в политических дискус­сиях позволило ряду партий получить дополнительные голоса неопре­делившихся избирателей[19]. Следует отметить также эффективность по­литики использования в целях предвыборной агитации телевидения, избранной КПРФ: преимущественное участие в информационных, пуб­лицистических и аналитических передачах при минимальных затратах рекламного времени обеспечили коммунистам высокий индекс вне-дренности. Участие в теледебатах наряду с другими факторами по­могло преодолеть пятипроцентный барьер Г. Явлинскому.

Заключение

Политическая реклама имеет ряд специфических особенностей. Одна из основных ее особенностей – это массовость целевой аудитории. Это, в свою очередь, означает, что методы воздействия должны быть таковы, чтобы как можно больше людей восприняло бы информацию наилучшим (для заказчика, конечно) образом. Именно здесь и приходит осознание того, что без психологической науки в целом и без определения понятия восприятие в частности, мы не сможем разобраться в этом вопросе.

Я достиг своей цели – политическая реклама в российских избирательных кампаниях следующая :

1)Сейчас широко используется интернет, создание сайтов и интернет-рекламы программ.

2)Почтовая рассылка – она успешно ипользовалась ещё в 1991 г.

3)Благотворительные акции и кампании – очень эффективный способ институциональной рекламы.

4)Привлечение людей, которые восхваляют кандидата – «свидетельство».

5)Плакаты и листовки – начали успешно использоваться ещё со времён революции 1917 г..

Политическая реклама должна –

1)чтобы имя кандидата везде узнавали;

2)чтобы его программа была популярна, и все проблемы обсуждались;

3)хороший имидж;

Политическая реклама использует эмоционально-психологические методы воздействия на людей;

Самый основной инструмент политической рекламы в избирательной кампании – это возможность манипулировать политическим восприятием человека.

Манипуляция политическим восприятием - процесс очень сложный. И его нельзя всегда однозначно рассматривать как насилие над людьми - субъектами восприятия. Целью любой манипуляции политическим восприятием является изменение чьего-либо политического поведения путем изменения его системы образов и стереотипов, лежащих в основе поведения. По сути дела, в ходе манипуляции вступают во взаимодействие система образов политика, осуществляющего манипуляцию, прежде всего его образ потребного будущего того, кто является объектом манипуляции, и система образов у самого объекта. Политические манипуляции являются одним из древнейших способов осуществления власти. В истории человечества можно отыскать бесчисленное множество примеров политических манипуляций. В известном смысле политика - это искусство манипулировать людьми. Возможности для манипулирования политическим восприятием расширяются благодаря тому, что современный потребитель информации буквально "тонет" в изобилии фактов, мнений, оценок. Существует даже термин "многослойный человек". У такого человека возникает полное мешанина понятий и нет никакой взаимосвязи событий. Единственная система, в которую он способен подставлять отдельные факты, - это система стереотипов, уже сложившихся у него в голове. Это система, ориентированная главным образом на соревнование и борьбу, где понятия добра и зла принимаются на веру. Таков сегодня фон политического спектакля, на котором методы манипулятивного воздействия политической рекламы постоянно совершенствуются, им на помощь приходят современные технологии.

От выборов к выборам меняется политический контекст, полити­ческая «карта» России, становятся все изощреннее инструменты уп­равления избирательными кампаниями, сложнее коммуникационные стратегии.