Смекни!
smekni.com

Подбор, выдвижение и расстановка руководящих партийно-советских кадров в послевоенные годы. (стр. 2 из 3)

2. Внести на утверждение Политбюро.

Секретарь ЦК Жданов».4 Наряду с персональными, довольно часто практиковались коллективные кадровые решения Политбюро. К примеру: «Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Вопросы Министерства путей сообщения» от 12 ноября 1946 г.

Утвердить т.т.:

1. Фатеева А.Е. – начальником Забайкальской железной дороги, освободив его от работы заместителя начальника Красноярской железной дороги». Далее идет перечень других «назначенцев» по МПС.5 «Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О т.т. Соколове Т.И. и Соколове Л.И.» от 12 ноября 1946 г.

1. Освободить т. Соколова Т.И. от работы председателя Новосибирского облисполкома, в связи с переходом его на работу в Совет по делам колхозов при Правительстве СССР.

1 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д.1524. Л. 126.

2 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д.1528. Л. 90.

3 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1492, 1522, 1524, 1526, 1528, 1529, 1538, 1540 (протоколы Политбюро).

4 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д.1492. Л. 29.

5 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д.1492. Л. 32.

Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» www.evestnik.mgou.ru / E-mail: e-mag@mgou.ru 2011/1/История 53 2. Утвердить т. Соколова Л.И. председателем Новосибирского облисполкома, освободив его от работы секретаря Новосибирского обкома ВКП(б) по пропаганде и агитации.

Секретарь ЦК Жданов».1 На уровне Политбюро ЦК утверждались не только персоналии, но и коллегии министерств. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Вопросы Министерства торговли СССР» от 16 ноября 1946 г.:

«1. Утвердить коллегию Министерства торговли СССР в составе т.т.: Любимова А.В. (председатель)... (далее идет перечень 10 членов коллегии – заместителей министра). 2. Принять с поправками предложение т. Любимова о распределении обязанностей между министром торговли и его заместителями.

Секретарь ЦК Жданов».2 Вызывает интерес Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О т.т. Пальцеве А.С. и Муровенко А.Г.» от 22 ноября 1946 года.

Оно гласило: «Утвердить т.т.:

Пальцева А.С. – заместителем министра государственного контроля СССР, освободив его от работы главного контролера Министерства государственного контроля СССР по Министерству черной металлургии.

Муровенко А.Г. – главным контролером Министерства черной металлургии, освободив его от работы заведующим сектором Управления кадров ЦК ВКП(б).

Секретарь ЦК Жданов».3 Были и другие решения Политбюро ЦК, касавшиеся назначения номенклатурных советских работников: «О Дроздове Г.Т.» от 10 сентября 1945 года, «О наркоме торговле РСФСР» от 12 сентября 1945 года, «Вопрос Наркоминдела СССР» от 25 сентября 1945 года, «О назначении Малышева В.А. народным комиссаром транспортного машиностроения СССР» от 14 октября 1945 года, «О наркоме авиационной промышленности» от 30 декабря 1945 года, «О заместителях народного комиссара угольной промышленности восточных районов СССР» от 30 января 1946 года, «О составе коллегии Народного комиссариата автомобильной промышленности СССР» от 11 марта 1946 года, «О назначении Кабанова И.Г. министром электропромышленности» от 28 июня 1946 года, «О т. Вознесенском Н.А.» от 7 марта 1949 года, «О т. Чадаеве Я.Е.» от 16 августа 1949 года, «Вопросы Совета Министров СССР» от 7 апреля 1950 года, «О назначении тов. Попова Г.М. министром сельскохозяйственного машиностроения» от 14 марта 1951 года и т. д.4 Данные документы Политбюро посвящены назначению высших государственных чиновников – утверждению председателей Совета Министров СССР и союзных республик, состава правительств, министров, заместителей министров СССР и РСФСР, утверждению коллегий министерств, председателей краевых и областных исполкомов депутатов трудящихся.

Большая группа решений Политбюро посвящена назначению руководящих военных кадров – Министерства Вооруженных сил и Министерства госбезопасности. В качестве примера можно привести постановления Политбюро ЦК «О назначении Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина И.В. Народным Комиссаром Вооруженных Сил и Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Союза ССР» от 25 февраля 1946 года, «О составе руководящих работников главных управлений, управлений и отделов Министерства госбезопасности СССР» от 3 июня 1946 года, «О Хрюкине Т.Т. и Ворожей-

1 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д.1492. Л.30.

2 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д.1492. Л.106.

3 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д.1492. Л.145.

4 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1496, 1522, 1524, 1526, 1527, 1529, 1536 (протоколы Политбюро).

кине Г.А.» от 7 декабря 1946 года, «Вопросы Министерства Вооруженных сил СССР» от 7 декабря 1946 года, «О назначении министра Вооруженных сил СССР генерала армии Булганина Н.А. заместителем председателя Совета Министров СССР» от 5 марта 1947 года, «Вопросы Министерства Вооруженных сил СССР» от 10 июня 1948 года, «О назначении маршала артиллерии Яковлева Н.Д. заместителем министра Вооруженных сил» о 15 ноября 1948 года, «О начальнике Главного политического управления Вооруженных сил» от 7 февраля 1949 года, « О начальнике Главного штаба ВВС и заместителе Главкома ВВС» от 26 апреля 1949 года и многие другие [1].

Ряд кадровых решений Политбюро касались утверждения кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР. Данному направлению кадровой деятельности были посвящены два вида решений. Во-первых, это персональные постановления Политбюро, которые в достаточно большом числе оформлялись в период между всеобщими выборами по кандидатурам взамен выбывшим депутатам. Таково, например, решение Политбюро «О кандидате в депутаты Верховного Совета СССР по Сухиничскому избирательному округу № 164 Калужской области» от 10 мая 1949 года». В нем говорилось: «Принять предложение Калужского обкома ВКП(б) об утверждении кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР (Совет Союза) по Сухиничскому избирательному округу т. Павлова В.И. – первого секретаря Калужского обкома ВКП(б). Секретарь ЦК Маленков».1 Важно заметить, что Политбюро как высший кадровый орган в стране официально «утверждал» кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР, предложенных местными партийными властями. Выборы депутатов затем проводились, хотя во многом они носили уже формальный характер. Показательно, что на место ушедшего депутата предлагалась кандидатура первого секретаря обкома партии. В то время было правомочным соединять депутатские и партийные должности – по статусу все первые секретари обкомов партии должны были быть и членами Центрального Комитета партии, и депутатами Верховного Совета СССР.

Раз в пять лет перед всеобщими выборами – в 1946, 1950 гг. – Политбюро в обязательном порядке утверждало большие коллективные списки кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР. Пример – постановление Политбюро «О кандидатах в депутаты Верховного Совета СССР» от 21 февраля 1950 года.2 В нем, в частности, говорилось: «Принять предложения обкомов, крайкомов и ЦК Компартий союзных республик о выдвижении кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР. Секретарь ЦК Маленков».3 В приложении к данному постановлению содержался длинный перечень всех кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР по двум палатам – Совету Союза и Совету Национальностей. В списке Совета Союза первым (не по алфавиту) шел академик Вавилов С.И. – «Президент АН СССР, беспартийный депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва», вторым – Сталин И.В. – «Председатель Совета Министров СССР, член ВКП(б), депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва» (должности даны так, как сформулированы в постановлении). В этом списке фамилии членов Политбюро и Секретарей ЦК, видных ученых и военачальников перемежались с фамилиями знатных сталеваров и доярок. То есть в процессе отбора, подбора и назначения руководящих кадров на ответственную должность действовали следующие организационные принципы: принцип обязательной административной проверки выдвигаемых кадров; принцип строгой ответственности рекомендуемых лиц; принцип согласования со всеми заинтересованными инстанциями; принцип личного согласия вождя; принцип коллективного утверждения членами Политбюро (что имело формальный характер).

1 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1524. Л.232.

2 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1524, 1526, 1542 (протоколы Политбюро).

3 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1542. Л.150.

Исследование данного вопроса показывает, что для кадровых выдвижений и вообще для кадровой работы того периода было характерно: внимательное изучение и тщательный подбор руководящих кадров; необязательность учета личного мнения выдвиженца; последовательность прохождения должностей снизу вверх; частая ротация работников, с тем, чтобы они не «засиживались» на одних местах; перемещение кадров с партийных должностей на государственные и наоборот; формирование кадрового резерва и работа с ним. Государственная кадровая политика – это не только выдвижение и назначение кадров; это и их отстранение, освобождение от занимаемых должностей. Наряду с выдвижением и ротацией номенклатурных работников Секретариат и Политбюро ЦК рассматривали и утверждали вопросы освобождения работников от замещаемых должностей в процессе их ротации, а также снятия несправившихся и дискредитировавших себя руководителей с занимаемых постов. В этом отношении Сталин был строг к своим подчиненным. Как правило, решения высших партийных и кадровых органов сопровождались мотивацией снятия того или иного ответственного работника со своего поста и определением его дальнейшей профессиональной судьбы.

Вопросы снятия руководящего состава с занимаемых должностей были тесно связаны с вопросами укрепления партийной и государственной дисциплины. Нередко отстранение руководящего лица от занимаемой должности было заключительным этапом партийного или государственного расследования какого-нибудь персонального дела ведомствами Шкирятова или Мехлиса.

Анализ данного вопроса показывает, что главными причинами отстранения номенклатурных работников от занимаемых должностей были следующие. На первом месте стояла политическая причина, то есть утрата тем или иным руководящим лицом политического доверия со стороны высшего руководства страны и лично Сталина. В случае потери политического доверия и обвинений в «предательстве партии», «измене Родине» и т. д. следовали неотвратимые санкции, связанные с увольнением человека, вплоть до инкриминации ему 58-й «антисоветской» уголовной статьи и расстрела. Так произошло с Н. Вознесенским и всей «ленинградской группой». К этой категории относятся случаи, когда руководители совершали серьезные, с точки зрения высшего руководства, политические ошибки в идеологической работе и хозяйственном строительстве.