Смекни!
smekni.com

Восстановление системы регулярного сообщения в Тюменском уезде в конце 20-х гг. XVII в. (стр. 3 из 3)

Не вполне понятно, с какого момента Тюменский ям стал функционировать. Так, согласно одной из воеводских отписок (начало 1630 г.), ямщики должны были приступить к гоньбе только с началом «летнего пути» («как лед вскроетца»), поскольку им «ныне зимним путем гонять не на чем», — «лошади не у многих есть», а купить недостающие средства передвижения «вскоре негде» [Там же, стб. 14, л . 212 ]. До этого времени транспортировку следовавших по казенной необходимости лиц по-прежнему должны были осуществлять «гонебные» татары. Однако по данным «строельной» книги, а также ряда более поздних источников к непосредственной гоньбе 50 ямщиков приступили еще по «зимнему пути» — «з Благовещеньева дни Пресвятые Богородицы». Тогда же им было выдано и денежное жалованье «на год марта по 25-е ж число» 1631 г. «по окладу их сполна» [Там же, оп. 1, кн. 21, л . 133 об .—134 ; оп. 3, стб.30, л . 210—211 ] 17 . В любом случае, можно с уверенностью утверждать, что уже весной 1630 г. тюменские ямщики приступили к отправлению своих непосредственных обязанностей.

Любопытно, что еще до начала функционирования яма Измайлов оповестил ленских и «уфимских» инородцев о том, что их планируют окончательно освободить от гоньбы. Более того, тогда же он попытался собрать с них ясак на текущий 1629/30 г. Не означает ли это, что к весне 1630 г. «уфимские пришельцы», подобно аборигенам Ленской волости, не отпускали подводы? Ведь не случайно взимание ясака с пока еще продолжавших «гонять» захребетных татар тюменский воевода отложил на то время, когда их окончательно сменят профессиональные ямщики [см.: РИБ, 642—643, 645 ].

При попытке собрать с «гонебных» татар ясак местные власти столкнулись с трудностями. Если уфимцы выплатили его целиком, то с инородцев Ленской волости тюменский воевода не добрал пушнины на сумму в 72 рубля 1 алтын 4 денги 18 . Причину этого Измайлов усматривал в том, что «оне бедны, от ямские гонбы обнищали, болши того с них… взять было немочно» [РГАДА, ф. 214, оп. 3, стб. 14, л . 213 ]. Одновременно ленские татары подали челобитную. В ней они объясняли, что «от гонбы не оправились», и просили на текущий год взять с них ясак в половинном размере. В дальнейшем аборигены обязывались уплачивать дань целиком [см.: РИБ, 646 ]. Несмотря на то, что правительство отказалось удовлетворить эту просьбу, долг по ясаку продолжал за ними числиться даже к началу 1631 г. [см.: РГАДА, ф. 214, оп. 3, стб. 30, л . 225—226 ].

Москва довольно оперативно отреагировала на просьбы новоприборных ямщиков и уже в апреле 1630 г. приняла решение об увеличении их численности до 100 человек (при сохранении прежнего числа паев и объема денежного обеспечения) [РГАДА, ф. 214, оп. 3, стб. 14, л . 232 ]. Не позднее осени 1630 г. Тюменский ям приобрел свой окончательный вид [см., напр.: Там же, оп. 1, кн. 21, л . 1 об ., 103 об .; оп. 3, стб. 30, л . 208—211 ]. По данным «строельной» книги к этому времени здесь насчитывалось 100 ямщиков (вместе с братьями, племянниками и детьми мужского пола — 171 человек) [Там же, оп. 1, кн. 21, л . 127 об ., 129 об . ]. При этом большинство из них (52 человека) происходили из посадских «оброчных непашенных людей», а также из тех посадских тяглецов, «которые за бедностью от пашни отбыли» [Там же, л . 63 об .—64 ]. Еще 9 ямщиков были прибраны из «старых отставленных ямских охотников», которые «охудали и от пашни отбыли, и вперед с них по их бедности выделу не чаять». Вдобавок 22 человека являлись захребетниками, «тюменскими отставленными служилыми людьми», а также «архиепископскими отставленными оброчными крестьянами». Наконец, 15 ямщиков были набраны из гулящих людей, а 2 человека — из «казачьих половников» [Там же, л . 121 об .—123 об . ]. При этом 92 ямщика проживали в 88 дворах, располагавшихся так: в Ямской слободе — 20 дворов, на посаде — 27 дворов и в уезде — 41 двор [подсчитано по: Там же, л . 6—121 об . ]. Остальные 8 ямщиков обитали «по чюжим двором в суседех», поскольку «дворов своих вскоре устроить не успели» [Там же, л . 64, 122 об .—123, 127 об .—128 ].

Любопытно, что заявленный ранее принцип распределения паев (по 2 человека на пай) не соблюдался. Согласно отписке Измайлова 19 , в гоньбу он прибрал: «лутчих — по человеку в пай, а которые плоше, и тех по 2 и по 3 и по 4 человека в пай» [РГАДА, ф. 214, оп. 3, стб. 30, л . 209 ]. Данные «строельной» книги подтверждают это. К примеру, Васька Федотов сын Пелевихин гонял треть пая, а Данилка Иванов сын Курбатов — пай без трети пая [Там же, оп. 1, кн. 21, л . 9 об .—10, 39 об .—40 ].

Следует отметить, что в первые месяцы существования Тюменского яма положение его насельников оставалось довольно непрочным. Так, в конце 1630 г. тобольские власти открыто обвинили Измайлова в нарушении государственных интересов при восстановлении в уезде системы регулярного сообщения. В частности, они подчеркивали, будто в свое время «многижды» писали тюменскому воеводе о том, чтобы он прибирал ямщиков исключительно из посадских захребетников и гулящих людей, дабы «в государеве выделном хлебе и в денежном оброке убыли не было, а посадцким бы людем в государевых службах лишние тягости» не навести. Ставили Измайлову в вину и то, что ленские татары после перевода в категорию ясачных были обложены уменьшенным размером дани [Там же, оп. 3, стб. 30, л . 217—221 ]. В ответ правительство предписало разрядной администрации «о ямском строеньи» рассмотреть «накрепко», после чего решить, сохранять ли ям в его прежнем виде [Там же, л . 221—224 ]. Тем не менее никаких серьезных изменений в жизни тюменских ямщиков тогда, по-видимому, так и не произошло.

Таким образом, ликвидация Тюменского яма привела к ослаблению позиций Москвы на территории Западной Сибири. Вот почему уже через несколько лет правительство было вынуждено принять решение о восстановлении системы регулярного сообщения. Причем немалая заслуга в этом принадлежала более искушенным в местных реалиях воеводским властям.

Список литературы

1 В источниках встречается также цифра в 3475 четей без четверика ржи и «яровово всяково хлеба» [см.: РГАДА, ф. 214, оп. 3, стб. 46, л. 44 ].

2 Вопрос о соотношении между захребетниками, детьми, братьями и племянниками служилых татар до сих пор окончательно не разрешен. Отсутствует какая-либо ясность по этой проблеме и в научной литературе. По всей видимости, в ряде случаев к захребетникам могли также относить и ближайших родственников служилых татар.

3 Татары Ленской (Иленской) волости жили по Туре, выше устья Ницы, а также по Нице, до границ Туринского уезда. Сама волость получила название от правого притока Ницы — р. Иленки [см.: Долгих, 45 ].

4 Здесь и далее учитываются только мужчины-ясакоплательщики.

5 В источниках фигурируют и другие размеры «ясачного хлеба», взимаемого с татар Ленской волости в начале 1620-х гг. [см.: РГАДА, ф. 214, оп. 3, стб. 14, л. 225 ; стб. 30, л. 220 ].

6 В Тобольске челобитную ленских татар вместе с отпиской тюменских властей получили 30 ноября 1628 г. Однако, как позже вспоминали сами инородцы, свои просьбы тюменскому воеводе П. Т. Пушкину они излагали еще в 1627/28 г. [см.: РИБ, 645—646 ].

7 В опубликованном варианте этого источника, а также в архивных материалах более позднего времени фамилия подьячего обозначена как Богданов [см.: РГАДА, ф. 214, оп. 1, кн. 140, л. 191 ; РИБ, 590 ].

8 Размеры ясака были предложены самими же ленскими татарами.

9 С каждого захребетника пушниной (а у кого «угодей нет» — деньгами) предполагалось брать по 2 рубля, а с «уфимских пришельцев» — по 1, 5 рубля с человека.

10 Данная цифра получается из разницы между суммой от уплаты захребетными, ленскими и «уфимскими» инородцами ясака и предоставляемого им ранее жалованья (696 рублей 15 алтын), а также предполагаемыми расходами на будущих профессиональных ямщиков (500 рублей).

11 К 1629/30 г. экономическое положение значительной части тюменцев пошатнулось. Дело в том, что предшествующий год был неурожайным. Поэтому многие люди пашни забросили, т. к. «сеять было им нечем». Вдобавок тогда же обнаружился конский падеж [см.: РГАДА, ф. 214, оп. 1, кн. 21, л. 1—1 об .; оп. 3, стб. 14, л. 197 ].

12 Из бывших ямщиков 3 человека раньше обрабатывали пашни, но к 1629/30 г. («за бедностью») хлеб не сеяли, и в дальнейшем «от них выделу не чаять», а остальные 5 человек земель не имели и до этого времени.

13 В Тюмени отписку тобольских властей получили 20 января 1630 г.

14 Скорее всего, сделано это было уже в феврале 1630 г.

15 Что в целом не характерно для Сибири, где на протяжении всего Средневековья ямы комплектовались за счет «охочих людей».

16 По-видимому, в апреле — июне.

17 К сожалению, остается неясным, предоставлялась ли новоприборным тюменским ямщикам единовременная «подмога» и какие-то льготы.

18 В источниках фигурируют и другие цифры [см.: РИБ, 649 ].

19 Отписка была получена в Москве 17 ноября 1630 г.

Гурлянд И . Я . Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века. Ярославль, 1900.

Долгих Б . О . Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960.

Миллер Г . Ф . История Сибири. Т. 2. М., 2000.

РГАДА. Ф. 214 (Сибирский приказ).

РИБ. СПб., 1884. Т. 8.