Смекни!
smekni.com

Политическая мысль Нового и Новейшего времени (стр. 2 из 3)

Один из основоположников теории социального конфликта польский ученый Людвиг Гумплович (1838-1904), считал, что процесс социальной революции обусловлен конфликтами между автономными общественными группами и конфликтами интересов внутри самих групп. В понимании возникновения государства Гумплович стоит на дарвинистских позициях, считая, что государство родилось стихийно в борьбе рас и социальных групп за существование. Концепцию Гумпловича и его сторонников и последователей о возникновении государства именуют еще социал-дарвинизмом, который был очень популярен в Х1Х, начале ХХ века.

Следующий этап в развитии политической науки связан с именами итальянских ученых Гаетано Моски и Вильфредо Парето - создателей политологической теории элиты, которую они изложили в своих работах "Господствующий класс" и "Трактат по общей социологии".

Власть, считал Моска, всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Это правящее меньшинство он называет господствующим классом, элитой. В истории, по его мнению, существуют две основные элиты: аристократическая и демократическая. Аристократическая - представляет собой замкнутую группу, которая не пополняется людьми вне ее круга, в то время как демократическое правящее меньшинство рекрутируется из широких народных масс за счет людей, чьи качества оказываются полезными с точки зрения осуществления власти.

По мысли Парето, социальные условия служат причиной того, что не все люди, наделенные элитарными качествами, могут войти в руководящую группу, и составляют т.н. контрэлиту. Поскольку господствующие элиты сохраняют свои привилегии и стараются передать их по наследству, назревает конфликт, в результате которого контрэлита при поддержке масс свергает власть прежней элиты и устанавливает свое господство.

Теорию элиты существенно расширяет теория олигархизации политических партий Р.Михельса и М.Острогорского. М.Острогорский был первым, кто пришел к выводу, что в каждой партии, даже самой массовой, власть находится в руках партийного аппарата (олигархии). А сами партии, независимо от проповедуемой идеологии неизбежно приобретают недемократический характер. Р.Михельс сформулировал т.н. "железный закон" олигархических тенденций, суть которого - демократия ведет к олигархии в силу исторического опыта и психологических свойствах "массового человека", а поэтому вожди не уступают власть массам, а только другим вождям.

Одной из наиболее ярких фигур в политологии является Макс Вебер (1864-1920). Он обосновал теорию идеальных типов господства, которая включает в себя такие виды: господство "традиционное" основанное на вере в традиционность и святость определенных традиций; господство "харизматическое" в основе которого лежит вера в сверхчеловеческие качества вождя, лидера; господство "рациональное», базируется на вере людей в законность (легитимность) существующей политической и государственной системы . Отдавая преимущество последнему типу, ученый обосновал теорию государственной демократии и бюрократии.

Сравнивая массовую демократию с демагогией, Вебер утверждает, что при демократии политический лидер приходит к руководству путем демагогических обращений к массам. Массовая демократия приводит к такому явлению как цезаризм, когда власть сосредоточивается в руках избранного народом лидера, который использует аппарат принуждения для подавления какой-либо оппозиции.

Автор теории социальной солидарности Эмиль Дюркгейм (1858-1917) исследовал политические явления в контексте разделения труда в обществе, под которым он понимал его профессиональную специализацию: чем совершеннее разделение труда в обществе, тем более выражена социальная солидарность его членов. Ученый подчеркивал важность функций государства, но выступал против их абсолютизации и самого процесса огосударствления. А чтобы избежать его, он предлагал создать рядом с государством различные группы и ассоциации, которые ограничивали бы его политическую власть.

Бурное развитие естественных и общественных наук в Х1Х в. стимулировал интерес к политическим исследованиям в США и способствовал созданию американской политологии, основоположником которой считается Джон Бургес. Американские политологи Х1Х века основное внимание уделяли исследованию конкретных фактов жизни общества. Особое место в мировой и американской политологии заняла теория Вудро Вильсона о праве наций на самоопределение, право каждой нации на создание своего государства.

В ХХ веке политология окончательно оформилась как самостоятельная отрасль научных знаний. В этот период обострилась в теории и на практике борьба между марксистскими и немарксистскими политологическими концепциями, дальнейшее развитие марксистской теории политических отношений связано с именем В.И.Ленина. Он является автором концепций: о социалистической революции в эпоху империализма; о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую; о гегемонии пролетариата в социалистической революции; о союзе рабочего класса и крестьянства ;о партии нового типа; о внесении революционного сознания в революционное движение; о революционной ситуации; о государстве диктатуры пролетариата, которое является переходным к общенародному государству; об органах власти социалистического государства - Советах; о компромиссах и соглашениях в политике; о научном управлении социалистическим обществом.

Многие соратники и последователи Ленина на практике просто приспосабливали марксизм, даже не понимая, да и не пытаясь его понять. Это привело к сосредоточению всей политической власти в руках верхушки партии, которая очень быстро бюрократизировалась. Используя тезис Ленина о том, что главное в марксизме - это учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, она трактовала диктатуру как прямое насилие одного класса над другим в решении сначала политических, а затем экономических, социальных и культурных проблем. Абсолютизация роли насилия привела к появлению такого течения в марксизме, как сталинизм. Сталин и его окружение ничего не внося в теорию марксизма, "обогатили" его, превратив из науки в своеобразную светскую религию.

На практике сталинизм - это открытая, ничем не ограниченная деспотия харизматического лидера - вождя, "отца народов", ликвидация гражданского общества, превращение многомиллионных масс в послушные " винтики" антигуманной системы, подкрепленная произволом, насилием, репрессиями над целыми народами.

Одно из направлений марксистской мысли - австромарксизм в лице О.Бауэра,К.Реннера,М.Адлера и Р.Гильфердинга. Среди них были те, кто выступал за социалистическую революцию, и те, кто считал, что от капитализма к социализму можно перейти путем эволюционного развития. Последняя точка зрения стала основной и привела к идее постепенной "социализации" промышленности буржуазным государством в условиях широкого развития демократических начал в обществе. Значительными политическими деятелями социал-демократии были Э.Бернштейн и К.Каутский, которые, вышли из марксизма, но отошли от некоторых его концепций. Карл Каутский отстаивал тезис о политической демократии как универсальной формуле социалистических изменений, не считая при этом, что завоевание пролетариатом политической власти - единственная гарантия преобразования общества. Государство, в его понимании - это инструмент общественной интеграции во имя защиты коллективных интересов той или иной социальной группы, этноса, человечества в целом.

Социал-демократы считали и считают, что преобразование общества свободного рынка в интересах рабочего класса и всех лиц наемного труда, состоит в отстаивании теории гармонии классовых интересов и сотрудничества классов. Они не разделяют марксистскую теорию классовой борьбы в ее чистом виде, отвергают диктатуру пролетариата как единственно возможную форму политического устройства нового общества. Идея социализма, по мнению социал-демократов, реализуется эволюционным путем в процессе постепенного созревания основ материальной и духовной жизни общества, развития демократии.

После второй мировой войны социал-демократия обосновала ряд интересных теоретических положений, в частности, о "среднем классе" как носителе прогрессивных изменений в обществе, высказалась о возможности синтеза частной инициативы и государственного регулирования, о широком демократизме в условиях политического плюрализма и законности. Наибольшего распространения эта теория и политика получила в Германии и Швеции, а ее наиболее видными представителями были В.Брандт и У.Пальме.

Процесс формирования современной политологии в разных странах происходил далеко не одинаково. Если в Европе в начале века доминировали радикальные революционные течения, что привело к идеологизации политической науки и резкой поляризации различных политологических школ, то в США развернулось буржуазно-реформаторское движение. Так, в трудах А.Бентли впервые системно обоснована система политического плюрализма в демократическом обществе (теория " заинтересованных групп "). У.Липпманн сформулировал концепцию общественного мнения. Э.Росс заложил основы проблем социального контроля и его характера в условиях либеральной демократии.

Конец 20-х - 30-е годы ХХ в. стали переломными не только для политологии, а и для всей цивилизации в целом. В преодолении глобального кризиса общества наметились два подхода.

Первый - суровая регламентация общественной жизни, формирование тоталитарных режимов в СССР, Германии, Италии, затем во всей Европе, во многих азиатских и латиноамериканских странах. Это исторически бесперспективный, тупиковый путь. Здесь политология, как и все общественные науки, практически перестали существовать, превратившись в элементы идеологии и пропаганды на службе официальной политики.