Смекни!
smekni.com

Конспект лекций по Римскому праву (стр. 10 из 15)

56. Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках или даже латинках и иностранках, с которыми существовало jusconnubii'; а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.

58. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключить настоящего брака.

82. ...От рабыни и свободного по общенародному праву происходит раб и, наоборот, от свободной и раба рождается свободный ребенок.

89. По естественным требованиям и соображениям решено, что если рабыня забеременеет от римского гражданина, а затем, отпущенная на волю, родит, то ребенок рождается свободным, так как зачатые незаконно приобретают состояние с того времени, когда рождаются... Но законно зачатые приобретают состояние с момента зачатия.

97. Однако же не только родные дети, согласно тому, что мы сказали, состоят во власти нашей, но и те, которых мы усыновляем.

98. Акт же усыновления совершается двумя способами: или властью народа, или властью высшего магистрата, например, претора.

104. Женщины же ни в коем случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти.

108. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам.

109. .Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины, и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины,

110. Итак, некогда этот переход под властью мужа совершался громя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплей.

111. Посредством давностного сожительства вступала под власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась непрерывно супругой: сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа, она вступала в его семью и занимала место дочери...

113. Что касается «купли», то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, то есть на основании символической продажи...

116. Остается лишь сказать о том, какие лица могут находиться ч неограниченной власти, кабале (mancipio) другого.

117. Итак, все свободные лица мужского или женского пола, находящиеся под властью родителя, могут быть манципированы отцом тем же способом, которым можно манципировать рабов.

119. Манципация состоит, как мы выше сказали, в мнимой (воображаемой) продаже. Эта форма приобретения права собственности (iuspropriiim) свойственна римским гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее пяти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так:

«Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь посредством манципации.

120. Этим способом манципируются рабы и лица свободные, а также животные, которые причисляются к resmancipi, как, например, быки, лошади, .мулы, ослы; тем же самым способом обыкновенно манципируюгся земельные участки как сельские, так и городские...

121. Манципация поземельных участков отличается от манципации прочих вещей только тем, что рабы и свободные, а равно животные, причисляющиеся к разряду resmancipi, могут быть манципированы, только будучи налицо, причем необходимо, чтобы тот, кто приобретает (покупатель), касался собственноручно того самого предмета, который ему передается; потому-то и акт этот называется mancipatio, так как вещь берется рукой; недвижимые же имения манципируются обыкновенно при их отсутствии.

124. Рассмотрим теперь, каким способом подвластные освобождаются от этой власти.

127. Те, которые состоят под властью отца, делаются самовластными по его смерти. Но это допускает различие: именно со смертью отца сыновья или дочери во всяком случае делаются самовластными, а по смерти деда внуки или внучки не всегда делаются самовластными, но лишь о том случае, если они по смерти деда не подпадают под власть своего отца.

129. Поэтому, если восходящий попал в плен к неприятелю, то хотя он временно делается рабом, однако власть над детьми приостанавливается в силу iuspostliminii, по которому возвратившиеся на родину из плена приобретают прежние права.

132. Кроме того, дети перестают быть во власти восходящих вследствие эманципации (освобождения из—под отцовской власти). Но сын — только после троекратной эманципации, прочие же дети мужского или женского пола освобождаются из-под отеческой власти после однократной эманципации.

137а. Точно также через мнимую продажу в кабалу (inmanu) женщины выходят из-под власти мужа и, если они из этой манципации будут отпущены на волю, то делаются самовластными...

138. Так как те, которые манципированы, считаются как бы рабами, то они делаются самовластными после отпущения их на волю посредством суда, ценза, завещания.

142. Перейдем теперь к третьему разделению лиц. Именно из тех лиц, .которые не находятся ни в родительской, ни в супружеской власти, ни в кабальной, некоторые состоят или под опекой, или под попечительством.

144. Итак, родителям (восходящим) позволено назначать по завещанию опекунов детям, которых они имеют в своей власти: мужского пола -несовершеннолетних, а женского — как несовершеннолетних, так и совершеннолетних. Ибо древние римляне желали, чтобы женщины, вследствие присущего им легкомыслия, находились под надзором, хотя бы они достигли полноты возраста.

155. Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по Закону XII таблиц опекунами служат агнаты, которые называются законными.

156. Агнаты суть родственники, соединенные родством через лиц мужского пола, то есть как бы когнаты со стороны отца... Но те, которые соединены родством через лиц женского пола, не суть агнаты, а находятся между собой в другой родственной связи, основывающейся на естественном праве.

158. Право агнатства уничтожается переменой или умалением правоспособности; право же когнатства таким образом не изменяется, ибо гражданский закон может уничтожить гражданские права, естественных же уничтожить не может.

КНИГА II

О ВЕЩАХ

I. В предыдущей книге мы говорили о личных правах; теперь рассмотрим вещи, которые состоят или в нашей собственности, или вне нашего имущества.

II. То, что принадлежит государству или общинам, не составляет, по-­видимому, ничьей частной собственности, так как государственные имущества принадлежат всему обществу граждан. Частные же имущества - это те, которые принадлежат отдельным лицам.

14а. Кроме того, существует деление вещей на два разряда: на resmancipi и res пес mancipi.

14в. К resmancipi относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее, строения на италийской земле...

17. Точно также почти все то, что относится к разряду бестелесных вещей, причисляется к res пес mancipi, за исключением сельских сервитутов, которые, как известно, считаются resmancipi, хотя принадлежат к числу вещей бестелесных.

18. Велика, однако же, разница между вещами mancipi и пес mancipi.

19. А именно res пес mancipi переходят в собственность другого лица вследствие простой передачи, если только вещи эти физические и вследствие этого допускают передачу.

22. Resmancipi — это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое же значение и какуКэ силу имеет манципация, точно такую же силу имеет форма приобретения прав, называемая injurecessio.

25. В большинстве случаев, однако, и почти всегда мы прибегаем к манципированной форме, для которой всегда легко найти между друзьями свидетелей; поэтому не нужно с целью совершать iniurecessio, обращаться к претору или наместнику провинции, что соединено с известными трудностями.

26а. Поземельные участки, находящиеся в провинциях, не только не считаются собственностью владельцев, но там даже нет никакой свободной общины.

40. Следует заметить, что у иностранцев есть только один вид Собственности, а именно — каждый будет или собственником или таковым не считается; таким же правом пользовался когда—то и римский народ, или каждый был собственником по квиритскому праву, или таковым не считался. Но впоследствии принято такое деление собственности, что один мог быть собственником по квиритскому праву, а другой — простым обладателем (inbonishabere).

41. Если вещи, принадлежащей к resmancipi, я ни манципирую, ни уступаю тебе перед судящим претором и только передаю ее тебе, то ты будешь вещью просто обладать, а я буду ее квиритским собственником до тех пор, пока ты не приобретешь собственности на основании давностного владения, ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей полной собственностью, не только бонитарной (inbonisesse), но и по праву квиритов (exiureQuiritium), как если бы она была передана другому лицу манципацией или iniurecessio.

43. Впрочем, мы можем приобрести давностью вещи, переданные нам не их собственником, все равно, будут ли это вещи, принадлежащие к числу mancipi или пес mancipi, если только мы получили таковые в доброй вере, полагая, что тот, кто передавал, имел право на отчуждение вещи.

44. Это, по-видимому, введено для того, чтобы отношения собственности не оставались слишком долгое время неопределенными, так как для собственника достаточен срок приобретательной давности для того, чтобы он успел защитить свое право.

51. Также владение чужим поземельным участком может кто-либо приобрести без насилия, когда имение остается без владельца, или вследствие беспечности хозяина, или потому, что хозяин умер, не оставив наследника, или потому, что хозяин отсутствовал в течение долгого времени. Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности; и хотя лицо, которое приобрело бесхозяйное имение, узнает, что оно чужое, то все-таки это нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью...