Смекни!
smekni.com

Конституционное право (стр. 6 из 16)

16. Понятие, виды и значение к.-х принципов (к.-х основ) в зарубежных странах.

Правовое регулирование экон. К.-е регулирование экон. отношений включает вопросы соб-ти, труда, распределения и пр. К. право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парлам., равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. К.-и, строящиеся с учетом рыночной модели экон., устанавливают равноправие всех видов соб-ти – гос., частной, муниципальной, хотя правовой режим различ. видов несовсем одинаков. Провозглашается свобода предприн. деят-ти; вмешательство гос. в рыночные отношения огран-ся обществ. необх. целями. В этих К. обычно говорится о неприкосновенности соб-ти. К.и стран либеральной экон. обычно не говорят о классовой структуре общества. Хотя в отдельных из них (Ирландии 1937 г.) были упоминания о классах - гово­рилось об отсутствии каких-либо привилегированных классов. Принципы полит. сист. К.-и ре­гулируют те или иные ее звенья, стороны, элементы: государство, по­литический режим, часто – полит. партии, иногда полит. идеологию. Поэтому полит. система традиционно является объектом изучения К.-го права, хотя длительное время изучались лишь ее отдельные стороны и только в последние два деся­тилетия она стала объектом изучения как комплексный К.-­но-правовой институт. принципы духовной жизни. В условиях демократических режи­мов К.-и провозглашают идеологический плюрализм, свободу убеждений и выражения своих мнений (Германия). Тоталит. - обязательная идеология. В группе стран существует официально признанная идеология (рукунегару в Малайзии), она не внедряется принудительно и уклонение от нее не влечет наказаний. Од­нако для ее пропаганды создаются значительные преимущества.

17. Понятие прав. положения чел. и гражд. и формы его закрепления в совр. К.-ях.

Права чел. - это естественные, неотчуждаемые права, принад­лежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчужда­емых прав человека передовые представители «третьего сословия», рево­люционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монар­хов и закрепощения личности средневековой церковью. К числу неотчуждаемых прав чел. относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психичес­кую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну. Считается, что эти права гос. власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражд., связаны с фактом гражданства, при­надлежности лица к опред. гос., полит. сооб­ществу. Это права личности как члена полит. сообщества, они связаны с актами и действиями гос. органов. К их числу относятся, например, избират. права, право на объединение в по­лит. партии, право на участие в управлении делами государства. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. Оба права записаны в К.-ях, должны обеспечиваться гос., его органами. Всеобщ. деклар. прав чел. ООН 1948 г. В странах тоталит. социализма, где не принято различать права чел. и права гражданина, особое значение придается другому различию - правам граждан и правам трудящихся.

18. Общая характеристика м/дунар.-правовых источников рег-ния прав и свобод чел.

В современ­ных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в опреде­ленных аспектах и гражданина (например, по вопросам избирательного права) в значит. степени определяются м/дунар. правом, его общепризн. принципами и нормами. В К.-ях многих гос. содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г.). М/дунар. акты, ратифиц. гос., могут действовать непосредственно и применяться судами страны как ее внутреннее право, причем некоторые К.и уста­навливают примат (верховенство) м/дунар. права над внутрен­ним (помимо ратифицированных гос. актов это положение от­носится и к общепризнанным принципам м/нар. права). Нормы м/дунар. права по вопросу о правах чел. могут дейст­вовать и через внутреннее право, если они имплементированы (включе­ны) в законодательство страны (в ряде случаев м/дунар. право предусматривает такую имплементацию для гос.-в, подписавших и ратифиц. соответствующие м/дунар. документы). М/дунар. право устанавливает: 1) внутреннее законодат. не может противоречить зафиксированным в м/дунар. актах основным правам чел. и общечел. ценностям; 2) нет абсо­лютной свободы и абсолютных прав; они могут быть ограничены, но только на основе закона и в той части, в какой это допускает К. в соответствии с требованиями м/дунар. права и в точно опреде­ленных целях (сохранение обществ. порядка, публ. морали, здоровья населения); 3) запрещается злоупотр. правами, т.е. использование их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физ. или юр. лиц; 4) права личности ограничены правами других лиц.

19. Юридическая конструкция правового положения человека и гражданина: понятие, элементы, значение.

31 Лица с множественным, двойным гражданством обладают права­ми и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к нескольким государствам, например служба в армии) разрешаются по дипломатическим каналам. Иностранцы, лица без гражданства, с множественным гражданством, равно как и граждане данной страны, обязаны знать и соблюдать законы страны своего пребывания. Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение.

39

. В конституционном праве зарубежных стран традиционно используются несколько понятий, характеризующих с разных сторон форму государства. Это форма прав­ления, форма государственного (территориально-политического) уст­ройства, форма политического (государственного) режима. Некоторые конституции включают в качестве одной из характерис­тик формы государства участие населения в деятельности его органов, т.е. принцип обратных связей государственных органов с управляемыми. Особенно часто говорится об этом в конституциях стран тоталитарного социализма, но нормы о партиципации есть и в других основных законах. Конституция Колумбии 1991 г. характеризует государство как «партици-паторную республику». Классификация форм государства в конституционном праве. В конституционном праве для классификации форм государства может использоваться свой подход — с позиции теорий разделения влас­тей и единства власти. С этой точки зрения в качестве основных разно­видностей можно выделить поликратическую (многовластную) и монократическую (единовластную) формы государства. Промежуточное по­ложение между ними занимает сегментарная государственная форма, соединяющая черты этих двух форм. Такая классификация применима ко всем зарубежным странам, в том числе и к тем, которые провозглашают себя в конституциях социалистическими. Каждая из этих трех форм имеет множество разновидностей. Но в целом поликратическая госу­дарственная форма характеризуется: разделением властей между раз­личными органами государства (парламент — законодательная власть, глава государства и правительство — исполнительная власть, независи­мые суды — судебная власть), отлаженными способами взаимодействия ветвей власти, системой их взаимных сдержек и противовесов, самоуп­равлением территориальных коллективов, демократическим государст­венным режимом, различными формами партиципации населения. Монократическая государственная форма характеризуется еди­новластием определенного органа или должностного лица. В конститу­циях может быть провозглашено полновластие не одного органа, а опре­деленной системы однородных органов (например, советов в условиях тоталитарного социализма). Но и в этом случае считается, что государст­венная власть в центре и на местах принадлежит только им, остальные органы государства — это органы не государственной власти, а управле­ния, правосудия и др. Полнота государственной власти может принадле­жать одному лицу При такой государственной форме нет системы сдержек и противове­сов; территориальные коллективы либо находятся под строгой опекой центра, либо местное самоуправление прямо отвергается как институт: оно заменяется назначенными губернаторами (другими должностными лицами) или избранными советами, которым по конституции принадле­жит вся власть, но которые на деле подчинены местным органам правя­щей партии; господствует единая государственная идеология (в одних странах, например в Индонезии, Иране, Пакиста­не, это было установлено конституциями, в других такое господство имело фактический характер); существует авторитарный режим; партиципация либо отвергается, либо формы, в которых она проводится, не имеют реального значения для определения политики государственных органов в центре и на местах.Сегментарная государственная форма характеризуется тем, что государственная организация как целое складывается из разнородных отрезков, но ее объединяет единая природа государственной власти, единство государственной политики по принципиальным вопросам, единые принципы организации и деятель­ности. Органы государственной власти формируются путем вы­боров, но они «заорганизованы», а число партий, допускаемых к участию в них, нередко ограничено (три в Индонезии, две в Нигерии, в свое время три, а затем четыре в Сенегале и т.д.). Выборы в парламент не имеют, однако, принципиального значения, поскольку традиционно решающая доля власти сосредоточена в руках президента (многие президентские республики в Латинской Америке), иного главы государства (Иордания, Марокко) или иной структуры (сената и военных в Таиланде). Разделе­ние властей конституциями может признаваться, но на деле реальной системы сдержек и противовесов не существует. Понятие и классификация форм правления.. Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята кон­цепция «республики советов». В ряде стран для характеристики особен­ностей формы правления имеет значение и деятельность органов консти­туционного надзора (верховных и конституционных судов, конституци­онных советов), некоторых других государственных органов, участвую­щих в управлении государством. По традиции принято различать две основные формы правления: мо­нархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.). Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность мо­нарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике скла­дываются, по существу, монархические элементы (пожизненные прези­денты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республи­ки, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные кон­ституции, консультативные парламенты).