Смекни!
smekni.com

Личные права (стр. 3 из 3)

При обнаружении нарушения права на защиту репутации автор (правопреемники автора) может требовать внесения в произведение соответствующих исправлений, публикации за счет нарушителя сведений о допущенном нарушении, запреще­ния обнародования произведения или прекращения его распро­странения.

Право автора на обнародование обеспечивает ему возмож­ность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики. Помимо этого, указанное право непосредствен­но затрагивает его имущественные интересы. Его сущность заключается в юридически обеспеченной автору возможности публичной огласки созданного им произведения. С момента об­народования произведения начинают действовать установлен­ные законом ограничения прав автора, связанные с возможно­стью свободного использования произведения (ст. 18-19 Закона "Об авторском праве и смежных правах"); срок охраны аноним­ных произведений исчисляется с даты их правомерного обнаро­дования (ст. 27 указанного закона). Если автор считает, что про­изведение еще не готово к обнародованию, он может хранить его в тайне от публики до момента, когда оно будет завершено. Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Вопрос о времени, месте и спо­собе обнародования решается автором самостоятельно. Он мо­жет обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам. Выбор способа обнародования зависит от вида созданного произведения, от усмотрения автора. Так, литера­турное произведение может быть обнародовано через опублико­вание, публичное исполнение, передачу в эфир и т. д. Право на обнародование, являясь самостоятельным правом создателя произведения, всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. Действительно, обнародовать произве­дение нельзя, не реализовав, например, право на опубликова­ние, право на публичный показ, право на публичное исполне­ние. Но каждое из них выражает самостоятельный интерес ав­тора и может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий. Никто не может заставить автора обнаро­довать произведение помимо его воли. Это касается и произве­дений, созданных им в связи с выполнением служебных обязан­ностей, хотя отказ от обнародования такого произведения в ря­де случаев может рассматриваться как нарушение им обязан­ностей по трудовому контракту. Автор может быть привлечен к ответственности и в случае отказа обнародовать произведение, созданное им на заказ. Однако принудить автора к обнародова­нию произведения невозможно. Если произведение создано творческим трудом двух и более лиц, согласие на обнародование должны дать все соавторы.

Право на отзыв произведения - нововведение Закона "Об ав­торском праве и смежных правах". В соответствии с п. 2 ст. 15 закона автор имеет право отказаться от ранее принятого реше­ния об обнародовании произведения или, если произведение уже было обнародовано, публично оповестить о его отзыве. Единственным условием реализации данного права является возмещение пользователю причиненных таким решением убыт­ков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземп­ляры произведения подлежат изъятию из обращения также за счет автора. Причины данного решения автора могут быть раз­ными, например изменение его творческих взглядов или миро­воззрения, возникновение новых внешних обстоятельств, жела­ние использовать иной способ обнародования произведения и др. Но в любом случае юридического значения такие причины не имеют. Рассматриваемое право может противоречить правам лиц, которые имеют право собственности на материальные но­сители произведений, подлежащих отзыву. Действующее зако­нодательство не предоставляет автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами права соб­ственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачивалась соответствующая компенсация. Статья 15 Закона "Об автор­ском праве и смежных правах" упоминает только возмещение убытков пользователям произведений, подразумевая под по­следними лиц, приобретающих права на основании авторских договоров. Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для необнародованного произведения) или восста­новление (для обнародованного произведения) правового стату­са необнародованного произведения. Оно может быть вновь до­ведено до широких масс только самим автором или с его согла­сия, на него не распространяются никакие изъятия из автор­ского права. Следует помнить, что авторы служебных произве­дений правом отзыва не пользуются.

В отличие от других личных неимущественных прав право на обнародование может переходить к другим лицам. Так, оно пе­реходит по наследству. Однако объем правомочий наследников, определяется по-разному. Если автор дал специальный запрет на обнародование произведения, то, по мнению большинства ученых, осуществление наследниками данного права должно быть поставлено под контроль определенных государственных учреждений или авторско-правовых организаций. Но действу­ющее законодательство не устанавливает каких-либо ограниче­ний прав наследников в отношении обнародования произведе­ний умерших авторов. Этот вопрос решается по их усмотрению, даже если действия наследников противоречат воле умершего автора.

Право на опубликование в Законе "Об авторском праве и сме­жных правах" особо не упоминается, но оно продолжает оставаться в числе важнейших авторских правомочий. Данное право представляет собой признаваемую за автором возможность вы­пуска в обращение экземпляров произведения в количестве, дос­таточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Следует отметить, что, хотя право на опубликование не названо в числе личных неимущест­венных и имущественных прав автора, Закон "Об авторском праве и смежных правах" прямо признает его за авторами от­дельных видов произведений (см., например, п. 4-5 ст. 19). Ос­новное содержание рассматриваемого права состоит в самостоя­тельном решении автором вопроса о выпуске в обращение мате­риальных носителей произведения. Без согласия автора никто, даже работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершить подобных действий. Право на опубликование в большинстве случаев реализуется одновременно с каким-то дру­гим субъективным авторским правом. Если произведение публи­куется впервые, это одновременно означает его обнародование. Однако опубликование реализуется как самостоятельный инте­рес автора, когда выпускаются в обращение экземпляры произ­ведения, которое уже обнародовано через публичное исполнение, передачу в эфир или другим способом. Еще более тесно связано право на опубликование с правами на воспроизведение и на распространение. Чтобы опубликовать произведение, его нужно предварительно воспроизвести, т. е. облечь в материальную форму. Следовательно, давая согласие на опубликование, автор одновременно соглашается и на воспроизведение. Также, давая согласие на выпуск экземпляров произведения в обращение, ав­тор способствует распространению произведения. Однако каж­дое из этих правомочий может осуществляться независимо друг от друга. Произведение может быть воспроизведено без цели выпуска его экземпляров в обращение. Под воспроизведением понимается изготовление нескольких или даже одного экземпля­ра произведения. Даже если эти экземпляры будут распростра­нены (проданы, сданы в прокат), это не будет считаться опубли­кованием, так как для последнего необходим выпуск в обраще­ние количества экземпляров, которое удовлетворяет запросам публики. Поэтому вполне возможна ситуация, когда в отноше­нии конкретного произведения автор реализовал правомочия по его воспроизведению и распространению, но само произведение осталось неопубликованным. Последствием реализации права на опубликование является изменение правового режима произве­дения. С момента выпуска в свет экземпляров произведения оно без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцируется в единичных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 28 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"), отдельные виды произведений печатаются в газетах, передаются в эфире (п. 3 ст. 19 того же закона) и т.д.