Смекни!
smekni.com

Правоведение (стр. 4 из 9)

13. Разделение властей как принцип деятельности правового государства.

Главное требование принципа разделения властей, сформулиро­ванное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и уст­ранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социаль­ной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем при­нятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступаю­щей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого на­казания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осу­ществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в Конститу­ции, законах, представляет собой совокупность правовых ограниче­ний в отношении конкретной государственной власти: законода­тельной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется до­вольно жесткая юридическая процедура законодательного процес­са, которая регламентирует основные его стадии. В системе проти­вовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях за­конодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограниче­ния ведомственного нормотворчества и делегированного законода­тельства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отно­шения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум не­доверия Правительству, запрет ответственным работникам испол­нительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие сред­ства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодатель­стве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону дру­гому органу. Деятельность государственных структур должна огра­ничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

14. Сущность права. Классовое и общечеловеческое в праве.

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое по­нятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциаль­ном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридичес­кий инструмент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовую волю (конкретные интересы об­щества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государ­ством и направленных на урегулирование общественных отно­шений.

Признаки права:

1) волевой характер;

2) общеобязательность;

3) нормативность;

4) связь с государством;

5) формальная определенность;

6) системность.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два ас­пекта;

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержа­тельная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

— классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господ­ствующего класса (здесь право используется в узких целях как сред­ство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различны­ми социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые ин­тересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, право­вых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущнос­ти права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

15. Социальная ценность и назначение права.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система .обще­обязательных, формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовую волю (конкретные интересы об­щества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государ­ством и направленных на урегулирование общественных отно­шений.

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать опре­деление понятия «право» и перечислить его основные признаки.

Наиболее существенным признаком права, включенным в опрб' деление данного понятия, выступает его тесная связь с государст­вом; этот признак выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуж­дения. Для этого существует специальный аппарат надзора и ко1К троля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, на­казания виновных и т.п.;

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоци­альных либо иных интересах. Согласно этому, право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средст­вом организации его разносторонней управленческой и иной дея­тельности, осуществления его задач и функций;

3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора, в виде крите­рия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

16. Типология государства и права.

Типология государства — это его специфическая классифика­ция, проводимая в основном с позиции двух подходов: формацион-ного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-эко­номические признаки (общественно-экономическая формация).

Именно базис (тип производственных отношений) является, по мне­нию представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решаю­щим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, бур­жуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм). Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социаль­но-экономических факторов, которые действительно весьма суще­ственно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический харак­тер развития государства. Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней за­программированностью, между тем история многовариантна и дале­ко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио­нальные, культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями вы­ступают духовные признаки — культурные, религиозные, нацио­нальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть зам­кнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.

Достоинства данной типологии:

1) выделены факторы культуры как существенные в определен­ных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, кото­рые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

Типология права — это его специфическая классификация, про­изводимая в основном с позиции следующих подходов.

В рамках первого (формационного) главным критерием выступа­ют социально-экономические признаки (общественно-экономичес­кая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соот­ветствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовла­дельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.