Смекни!
smekni.com

Преступность в банковской сфере (стр. 2 из 10)

Инфраструктура банка – совокупность элементов имущественного, правового, организационного характера и устойчивых связей между ними, обеспечивающих порядок создания и стабильного функционирования банка.

Порядок функционирования банка подвергается угрозам преступного характера во всех случаях посягательств на другие элементы структуры банка. Это объясняется тем, что любое из преступлений, направленное против интересов банка, совершается путем грубого нарушения банковских правил, призванных обеспечивать защиту интересов банка, его клиентов в ходе совершения операций в сфере кредитования, расчетных, кассовых операций и т.п. В то же время укрепление безопасности любого из элементов структуры банка связано с совершенствованием порядка функционирования банка в целом и отдельных банковских операций.

Преступные посягательства на порядок функционирования банка законодатель включил в главу 23 УК РФ «Преступления против службы в коммерчески и иных организациях». В частности, деяния, предусмотренные ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» и ст. 204 «Коммерческий подкуп».

Успешная деятельность банка в нынешних условиях невозможна без формирования и использования информации (информационных ресурсов) – отдельных документов или их массивов. Информационные ресурсы банка формируются путем создания, сбора и приобретения документированной информации о фактах, событиях, и обстоятельствах, имеющих отношение к кредитно-финансовой сфере. В целях создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей своих структурных подразделений, клиентов, а также органов государственной власти банк приобретает и использует информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения. Для этого привлекаются средства вычислительной техники и связи, обеспечивающие обработку, хранение и передачу информации.

В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» документы банка, его информационные системы, а также средства обеспечения их деятельности, являются составной частью имущества банка и объектом его права собственности.

Ответственность за неправомерные деяния в отношении объектов информатизации в целом и банка, в частности, установлена соответствующими нормами ГК, УК, КоАП, Трудовым Кодексом, другими актами законодательства, а также корпоративными документами организаций – собственников информации.

Информацию банка, защищаемую законом от угроз преступного характера, можно разделить на:

1) сведения конфиденциального характера, составляющие коммерческую и банковскую тайну. Ответственность за преступные посягательства на них предусмотрена ст. 183 УК «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую и банковскую тайну».

2) компьютерная информация. Уголовные наказания за преступное посягательство на этот вид информации установлена ст. 272 УК «Неправомерный доступ к компьютерной информации», ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» и ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети».

Согласно данным отечественных и зарубежных источников, преступные посягательства на информацию (прежде всего утечка конфиденциальной информации и злоупотребление конфиденциальной информацией) занимают одно из первых мест среди основных факторов риска, отрицательно влияющих на результаты экономической деятельности. В большинстве развитых иностранных государств такие деяния влекут применение весьма строгих санкций. Например, в США для лиц, злоупотребляющих информацией при заключении сделок с ценными бумагами, предусмотрены штрафы в 1 млн. долл. (для юридических лиц – 2,5 млн. долл.) либо тюремное заключение сроком на 10 лет. В Великобритании – денежный штраф в неограниченной сумме и (или) тюремное заключение до 7 лет, а для соучастников – 6-тимесячное содержание под стражей и (или) штраф 200 ф. ст. [2]

По оценке отечественных и зарубежных исследователей кадры банка являются важнейшим внутренним источником риска. При этом, прежде всего, имеются в виду риски, связанные с принятием персоналом ошибочных решений. Однако не исключены и угрозы, соединенные с противоправным поведением персонала.

В соответствии с гражданским законодательством нематериальные блага относятся к одному из видов объектов гражданских прав (ст. 128). Чаще всего объектом противоправных посягательств на нематериальные права банка являются его деловая репутация и деловые связи. Как и другие виды объектов гражданских прав, нематериальные блага банка защищаются законодательством России и нормами ГК в том числе. Противоправные посягательства на деловую репутацию и деловые связи банка в соответствующих случаях квалифицируются как преступления, предусмотренные ст. 129 УК «Клевета» и ст. 130 «Оскорбление».

3.1.Цели противоправных действий, посягающих на безопасность банка

Необходимым условием обеспечения безопасности является наличие информации о том, с какими целями совершаются преступные посягательства на объекты безопасности банка. Эти цели можно свести в две основные группы:

1) завладение имуществом (правом на имущество) банка с целью обращения его в свою собственность;

2) ограничение деятельности банка – конкурента либо его устранение с рынка финансовых услуг.

Эти цели, как правило, достигаются поэтапно. Наиболее распространенными промежуточными целями являются снижение финансовых возможностей банка путем разрушения клиентских связей, срыв переговоров и сделок, распространение дезинформационных материалов порочащего характера, умышленное вовлечение в заведомо убыточные проекты.

4. ПРЕСТУПНОСТЬ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

4.1.Исторический аспект преступности в банковской сфере

Формы и виды криминальных появлений в современной кредитно-финансовой сфере России не являются принципиально новыми. Многие черты современного состояния преступности во многом подобны тем, что были присущи банковской системе в конце XIX и начале ХХ столетия.

В конце XIX века основными видами кредитных учреждений являлись предприятия частного банкирского промысла – торгово-кредитные или банкирские заведения. Особенностью развития кредитно-банковской системы того времени было то, что до начала 90-х годов прошлого века в России не было специального законодательства, регламентирующего деятельность банкирских заведений.

Важной причиной злоупотреблений в кредитно-банковской системе России того периода являлась неэффективность системы санкций за нарушение правил. Штрафы были настолько малы, что банкиры их охотно платили и продолжали нарушать законы. Для закрытия конторы необходимо не менее трех раз привлечь к ответственности. Уголовной ответственности за большинство финансовых нарушений предусмотрено не было. Все это создавало благоприятные условия для различных злоупотреблений.

Среди наиболее типичных махинаций, имевших значительный общественный резонанс, можно отметить следующие:

1) участие банкирских домов и контор в биржевых спекуляциях за счет вкладов клиентов;

2) махинации, связанные с привлечением денежных средств населения посредством введения в заблуждение относительно будущих доходов;

3) злоупотребления в сфере кредитования и вексельного обращения. По данным С. С. Остроумова с 1909 по 1913 гг. произошел значительный рост нарушений уставов торговых и кредитных предприятий с 2814 по 4661 в год. Нарушения выражались в основном в невыполнении обязательств по полученным кредитам. Увеличилось также число подлогов (в основном по векселям). В 1909 г. зарегистрировано 6633 случая, а к 1913 году эта цифра увеличилась до 8158 случаев.[3] Длительный период времени зачастую приходилось сталкиваться с фактами, когда служащие с жалованием в 100 рублей имели кредиты в 7-8 обществах на 5-6 тыс. рублей и задолженность в 4 тыс. рублей и более.

4) Злоупотребления, обусловленные совмещением государственной службы с участием в акционерных компаниях. Этому способствовала политика правительства, считавшего, что для более быстрого развития акционерного предпринимательства необходимо, чтобы в состав руководителей входили грамотные и знакомые с частной финансовой деятельностью люди. Поэтому поощрялось участие финансовых специалистов, находящихся на государственной службе, в управлении и учреждении акционерных компаний. С 1860 года совместительство из отдельно встречающихся фактов переросло чуть ли не в повсеместное дело. Это приводило к массовым злоупотреблениям. Так, высшие чиновники Министерства финансов приглашались в учредители за будущую возможность получать кредиты Госбанка. Причинами, толкавшими на совместительство, были разного рода жесткие ограничения в деятельности акционерных компаний. Они вызвали стремление обойти закон и с помощью совместителей добиться для себя различных льгот.

5) Ложные банкротства. Так, в 1912 году произошло два скандальных банкротства, в связи с чем Министерство финансов заявило, что «часто банкирские заведения открываются исключительно с целью недобросовестного обогащения за счет клиентов».

Основные меры, предпринимавшиеся государством с целью совершенствования контроля за кредитными институтами:

14 мая 1889 года Вышнеградский, занимавший в то время должность министра финансов, представил на рассмотрение Государственного совета законопроект о банкирских заведениях. Он предлагал законодателю проработать строгую регламентацию их деятельности.

Министерство финансов России намеревалось запретить банкирским домам вести биржевую игру, в частности за счет вкладов клиентов.

Проведенная министром финансов С. Ю. Витте реформа превратила Госбанк в важнейший орган контроля над денежными операциями. Появилась возможность назначать ревизии для проверки деятельности частных финансовых учреждений. Был также наложен запрет на продажу выигрышных билетов внутреннего займа с рассрочкой платежа.