Смекни!
smekni.com

Разновидности правовых систем (стр. 5 из 8)

Наряду с писаным правом — шариатом («путь следования») в мусульманских странах действует и обычное право — адаты. Принципы и нормы мусульманского права проявляют свое назначение в утверж­дении «мусульманского образа жизни». На нашей планете проживают свыше 800 миллионов мусульман. Примерно в 30 странах мира ислам признан государственной религией.

Развившаяся на основе Корана и Сунны мусульманская правовая доктрина служит основным источником мусульманского права в собст­венном, узком смысле слова. Законодательство, государственное нормотворчество развивается на основе доктрины, принципов мусульман­ского права, оно также является источником права. По мнению ряда правоведов, в современных условиях доктрина остается главным источником действующего мусульманского права лишь в немногих странах, таких, как Саудовская Аравия, Оман, некоторые княжества Персидского залива. В большинстве других мусульманских государств она уже утратила эту роль и проявляется непосредственно через нор­мативно-правовой акт.

О верности принципам ислама в законодательстве официально за­явлено в конституциях ряда мусульманских государств. Например, в Конституции Исламской Республики Иран 1979 года подчеркивается, что законы должны соответствовать принципам ислама. Для контроля за этим создан специальный наблюдательный совет из 12 человек, половина из которых являются исламскими богословами. При сохра­нении постоянного авторитета мусульманского права консерватизм мусульманской социально-нормативной системы, в том числе мусуль­манского права, преодолевается, как свидетельствует практика, обра­щением к многочисленным обычаям, использованию соглашений по вопросам, прямо не урегулированным действующими нормами му­сульманского права. К способам преодоления консерватизма норм му­сульманского права относится и обход многих норм, не нарушая их буквы, а также разного рода фикции. В этом аспекте также использу­ются меры, регламентирующие власть монарха или парламента.

Правовые системы разных мусульманских государств при их общности, единстве в главном, основном имеют в то же время и суще­ственные различия в структуре права, правовых учреждениях, право­вой культуре, эффективности правового регулирования. Такие различия существуют, например, между правовыми системами Сау­довской Аравии, Ирана, Пакистана, Судана и правовыми системами такой группы государств, как Египет, Сирия, Ирак, Марокко, Иор­дания, Алжир.

Во второй половине ХIХ-ХХ веке развитие права мусульманских стран проходит под воздействием правовых систем Запада, романо-германского права и общего права. В странах мусульманского права вместе с комплексом норм «личного статуса» (брак, наследование, за­вещание, правосубъектность) сформировались такие отрасли права, как гражданское и торговое право, государственное, административное, трудовое, судебно-процессуальное, уголовное. Проводится систематизация законодательства, разработаны и приняты кодексы, совершенствуется организация и деятельность судов. В ряде стран сохранились и действуют мусульманские суды, юрисдикция ко­торых включает прежде всего рассмотрение дел личного статуса. В других странах (государства Аравийского полуострова, Персидского залива) действует многоуровневая система мусульманских судов. Эти суды рассматривают дела, относящиеся не только к личному статусу, но и гражданские и уголовные.

Рационалистически настроенные правоведы мусульманских стран внимательно изучают правовые системы и опыт стран Западной Евро­пы и Америки, проводят работу по совершенствованию своих национальных систем права, опирающихся на идеологию ислама.

В бывшем Советском Союзе, в среднеазиатских республиках, на Кавказе, в других регионах страны проживали мусульмане. Социалистическая правовая система отвергала мусульманское право. Там действовали нормы, направленные против обычаев, которые рас­сматривались как «пережитки», с которыми нужно бороться, чтобы преодолеть их влияние на сознание и поведение граждан. В современ­ных условиях в независимых среднеазиатских государствах, в структуре некоторых субъектов Российской федерации, где проживают большие группы населения, исповедующие ислам, возрастает влияние религии. Приведет ли этот процесс к изменениям правовых систем, которые в годы Советской власти развивались на советской основе, — покажет будущее.

2.3.Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы многих государств современного мирового общества. Сформировалась она на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия) и германских странах (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания). К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло выражение в правовых системах Японии, Индо­незии, других государств.

Основным признаком этой правовой семьи является ее формирование на основе римского права. Решающая роль в станов­лении ее принадлежала средневековым университетам Европы, где бы­ло поставлено изучение римского и канонического права, а позже нача­лось развитие и национального права. Датой основания романо-герман­ской правовой семьи считаются ХII-ХIII века. Болонский университет в Италии был alma mater общего права университетов — романо-гер­манской правовой системы. В рамках западно-университетской науки право изучали в его связях с религией, философией, теологией. Изу­чение римской правовой культуры, кодификации императора Юстиниана, быстрый рост авторитета римского права, так называемая «рецепция римского права» имели место в условиях быстрого эко­номического развития, роста торговли и городов. Изучение римского права, процесс становления самой юридической наукистимулировались политическими событиями того времени, прежде все­го борьбой между светскими и церковными властями, ростом бюрок­ратических структур власти.

В каждом отдельном государстве Европы формирование национальной правовой системы базировалось на изучении римского права и соединялось с записью норм обычного права страны в точных и ясных терминах, организацией этих норм обычного права в определен­ную систему. Для романо-германской правовой системы характерен взгляд на право в его взаимосвязи с моралью как на требование долж­ного, оптимальная обобщенность нормы права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. В этой семье особо полно разработано гражданское право, что находит отра­жение в науке гражданского права. Правовые системы романо-герман­ской семьи имеют хорошо разработанное законодательство. Если в те­чение длительного времени основным источником права в этой семье была доктрина, то в современную эпоху признается верховенство зако­на среди других источников права. В государствах этой правовой семьи основным законом является конституция, осуществляется систе­матизация законодательства, действуют кодексы. Формами государствен­но-правовых актов являются декреты, регламенты, административные циркуляры и другие.

В романо-германской правовой семье закон и право не отождеств­ляются. Это обстоятельство находит отражение в толковании закона, которое дается судами. Ограниченная роль среди источников права в настоящее время принадлежит обычаю, который имел важное значение в развитии романо-германской правовой семьи.

Для романо-германской правовой семьи характерно наличие развитой судебной системы, в определенных рамках признается зна­чение судебной практики в качестве источника права. Р.Давид в труде «Основные правовые системы современности» отмечает, что в ФРГ и Франции судебная практика в ряде сфер играет ведущую роль в развитии права и где доктринальные произведения в ряде случаев явля­ются не чем иным, как изложением судебной практики. Конечно, зна­чение судебной практики среди источников права в романо-германской правовой семье существенно отличается от английского общего права. Доктрина, общие принципы права имеют определенное значение в ка­честве источников права в странах романо-германской системы. Практика судов этих стран свидетельствует, что и доктрина и общие принципы используются при толковании и применении законов. В правопонимании находят выражение идея и чувство справедливости, идея сочетания, компромисса различных интересов, в том числе частных и интересов государства, общества.

2.4.Система общего права

Система общего права была создана в Англии после нормандского завоевания, и в ходе истории английское общее право стало основой весьма большой семьи общего права. Эта семья включает в настоящее время правовые системы всех, за некоторым исключением англоязыч­ных стран. Общее право в значительной мере оказало влияние на ста­новление и развитие правовых систем стран, которые политически были связаны с Англией. Общее право Англии оказало решающее воз­действие на развитие правовой системы США, которая в настоящее время во многом отличается от правовой системы современной Англии, но входит вместе с ней в семью общего права. Общее право оказало большое влияние на формирование современных правовых систем Индии, Пакистана, ряда стран Африки.

Следует заметить, что английское общее право не является правом Великобритании, оно применяется на территории Англии и Уэльса, а Шотландия, Северная Ирландия, острова Ла-Манша и остров Мэн не подчиняются английскому праву.

Английское право развивалось автономным путем, связи с континентальной Европой оказали на него незначительное влияние. Рецепция римского права в Европе не затронула английское право. Исторической датой в становлении английского права был 1066 год, когда нормандцы завоевали Англию. До этого периода было англо-сак­сонское право, которое носило партикулярный характер, было сугубо местным. Общее право (Common Law) — это право, общее для всей Англии, где до этого периода действовали местные обычаи. Утверж­дение общего права свидетельствовало о централизации власти. С нор­мандским завоеванием постепенно сформировалась новая феодальная юрисдикция.