Смекни!
smekni.com

Сравнительно-правовой анализ русской правды и Средневековых правд (стр. 4 из 5)

В Каролине получили более или менее точное определение не только отдельные преступления, но и некоторые общие понятия уголовного права: покушение, соучастие (например, пособничество), неосторожность, необходимая оборона и т.д. Детально квалифицировались разные виды пособничества: помощь до преступления – подготовкой, оружием, снаряжением, деньгами, помещением и т.п.; прямое соучастие и укрывательство. В отличие от «Каролины» Русская Правда выделяет соучастие, но не разделяет ролей соучастников на подстрекателя, исполнителя и укрывателя. Выделяла Русская Правда и смягчающие (состояние опьянения) обстоятельства и отягощающие (корыстный умысел). Знала Русская Правда и понятие рецидива.

Карательные меры Каролины отличаются большой жестокостью: значительное число преступлений наказывалось смертной казнью, причем были предусмотрены квалифицированные виды этой казни: колесование, четвертование, закапывание живым в землю, утопление, сожжение и пр. Значительное место среди наказаний занимают телесные. Нередко применялось вырывание языка и отсечение руки. Смертная производилась публично. Практиковалось изгнание из государства. При маловажных проступках практиковалось лишение чести, причем осужденного выставляли к позорному столбу или в ошейнике на публично посмеяние. Применялись штрафы. В Русской Правде не было смертной казни, но на практике она, несомненно, была. Это есть два объяснения. Во-первых, законодатель стремится ограничить кровную месть, а смертная казнь есть продолжение кровной мести. Во-вторых, отмена смертной казни была связана с принятием на Руси христианства. Высшей мерой наказания по Русской Правде был «поток и разграбление», т.е. конфискация имущества и выдача преступника с семьей «головой» (в рабство). Существовали штрафы. «Вира» поступала в княжескую казну, а родственникам выплачивалось «головничество». «Вира» была одинарная или двойная, «дикая» или «повальная». За нанесения увечий назначались «полувиры».

Большая часть статей «Каролины» посвящена вопросам судопроизводства. «Каролина» сохранила некоторые черты обвинительного процесса. Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый – оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания. Пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось. Истец должен был «возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки».

В целом же основной формой рассмотрения уголовных дел в «Каролине» является инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства «по долгу службы». Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Широко осуществлялись средства физического воздействия на подозреваемого, например, допрос под пыткой. При этом «Каролина» подробно регламентирует условия применения пытки. Для признания улик достаточными для применения допроса под пыткой считались показания двух «добрых» свидетелей. Главное событие, доказанное одним свидетелем, считалось полу доказательством. Ряд статей определяют порядок показывания преступления истцом, если обвиняемый не сознается. Большинство их посвящено свидетелям и свидетельским показаниям. Окончательный приговор выносился на основании собственного признания или свидетельства виновного.

Процесс делился на три стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование.

Дознание заключалось в установлении факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица.

Общее расследование состояло в кратком допросе арестованного об обстоятельствах дела, в целях уточнения некоторых данных о преступлении.

Специальное расследование представляло собой подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения преступника. Это расследование основывалось на теории формальных доказательств.

По Русской Правде судебный процесс делился на три стадии: «заклич», «свод», «гонение следа». На первой стадии производилось объявления в людном месте о совершение преступления. Объявлялись все подробности преступления. «Свод» проводился для уточнения обстоятельств преступления и выявления всех виновных. «Гонение следа» осуществляли потерпевшие и их родственники. На этой стадии должен был быть найден преступник.

Нельзя сказать, что германское право XIII – XVвеков стоит на более высоком уровне, чем Русская Правда. Однако некоторые нормы, освещенные в «Саксонском Зерцале» и «Каролине», не имеют аналогов в законодательстве Древней Руси. Особенно ярко это можно проследить по уголовному право. В целом же и система наказаний, и судебный процесс довольно-таки сходны.

Некоторые нормы развивались в связи с историческим развитием государств. В «Саксонском Зерцале» была отражена ленная монархия, существовавшая в тот период у германцев. С этим связанно деления феодалов на «щиты». Такого деления Русская Правда не знала. Феодальные отношения также сильно различались по двум источникам права.


Русская Правда и Гуталаг

Все шведские правды брали свое начало из обычного права (консервативное право). Во вступление к Гуталагу говорится о свержение язычества и установление христианства. По Гуталагу род (ett) состоял из ближайших родственников (sculdirmenn), членов одной и той же ветви рода (quishar) и отсальных членов рода (etarmenn). Род Готланда того периода представлял из себя патриархальную огнатическую семью. В семью входили родственники по мужской линии в пределах четырех поколений, а также их дочери, дочери их сыновей, их сестры и тетки по отцу. В род не входил ни родственники их бабок по матери, ни потомки их дочерей и внуков. Все члены рода имели взаимные права наследования имущества. Порядок наследования был следующим: главными наследниками считались дети умершего. Однако дочь не получала наследства, если был сын. Здесь можно проследить сходство с Русской Правдой. По Русской Правде наследство получали только сыновья. Как и Гуталаг, Русская Правда говорит, что братья были обязаны содержать сестер до их замужества. Однако у Гуталага есть альтернатива. Брат мог выделить дочери 1/8 земли на содержание. За женщиной присматривали родственники, т.к. женщина легкомысленна. Жена не наследовала мужу, а муж не наследовал жене. После смерти мужа жена получала из наследства только свое приданое.

Земля по Гуталагу продавалась только «по нужде». Эту «нужду» проверяли на тенге родственники и сородиче вместе с прихожанами. Если земля была куплена без такой проверки, то покупатель терял отданные деньги и должен был выплатить родственникам продавца штраф в размере 12 марок. Вместо продажи земли, нужно было заложить ее, но только с такой же проверкой, как и при продаже. Поощрялась также продаже земли родственника. Если земля продавалась дальним родственникам, а не ближним, то выплачивалось 1/8 суммы от продажи ближним, за исключением следующих случаев: если земля отдавалась в уплату вергельда, если земля шла на погашение штрафа на воровство и если земля отдавалась в качестве приданого дочери. Гуталаг жестко регулировал продажу земли. Если гут продавал землю, приносящую три марки арендой платы, то его следовало казнить, а его жена лишалась места на скамье в церкви и должна была стоять за столбом. Русская Правда не так сильно ограничивает продажу земельной собственности. Земля могла быть продана с разрешения общины. Зачастую земля продавалась из-за нехватки средств к существованию. На первую роль при покупке земель выходят бояре. Для них покупка земли являлась усилением их экономического могущества, а, следовательно, возрастание политического авторитета. Землю также покупали зажиточные крестьяне. Продаже земли никак не наказывалась церковью.

Согласно Гуталагу, если человек был бездетный и ушел в монастырь, то после его смерти 1/3 получал монастырь, а 2/3 родичи. Право собственности на землю до смерти сохранялось, но человек не мог ни продать, ни обменять ее. Без согласия родичей монастырю можно было продать 1/10 своей земли.

Отдельны статьи были посвящены движимому имуществу. Скот мог быть проверен в течение нескольких дней на ряд недостатков (у коровы нет молока, вол не тянет и т.п.). Скоту было посвящено довольно много статей. Были стать о колодце, изгороди, все эти стать регулировали неприкосновенность частной собственности.

В отличие от Русской Правды особое положение по Гуталагу занимали женщины. Причем правами обладали и женщины рабыни. Если женщину против воли трогали, то выплачивался штраф. Величина штрафа завесила от положения женщины и от части тела, которую трогали. За изнасилование также выплачивался штраф, если женщина была незамужняя. Если женщина была замужем, то насильник приговаривался к смертной казни, но мог откупиться вергельдом женщины. Женщина рассматривалась как мать детей. Если женщина была причастна к смерти новорожденного, то она платила штраф в 3 марки. Если был нанесен удар беременной, в результате чего погиб ребенок, то платилось полвергельда женщины. Женщина должна была присматривать за детьми. В течение трех лет ребенок находился под опекой матери. Если за этот период кто-либо умертвил ребенка, то платится полный вергельд. Если ребенок погиб по вине матери, то вергельд не выплачивается. Как и мужья, жены священников пользовались привилегиями. Их вергельд был больше вергельда готладки. Если муж заставал женщину с другим мужчиной, то он мог заковать любовника в колодки и в течение трех суток известить родственников пленника. Они должны были выкупить его шестью марками серебра. Иначе отрубалась рука и нога.