Смекни!
smekni.com

Уложение 1640 г. как свод феодального права (стр. 3 из 4)

Правовую регламентацию отдельных правомочий собственника (пользования владения, распоряжения) в русском праве XYll в. все еще нельзя признать предельно выдержанной (как видно из примера с поместными владения передаваемыми по наследству и обмениваемыми на вотчину, что противоречило самому существу этой формы условного землевладения).

Вотчины по праву XYI-XVII вв. делились на несколько видов в соответствии с характером субъекта и способом их приобретения: дворцовые, государствен~ церковные и частновладельческие. Специфика этой формы землевладения (связанная, главным образом, с правом на наследственную передачу), основание полагать, что практически все категории свободного населения владели вотчинами или черными землями на праве, максимально приближенными по характеру к вотчинному. И только в Московском государстве обладание вотчинами становится привилегией ограниченного класса служилых людей.

Дворцовые вотчины формировались из еще не освоенных никем земель или из частно земельных фондов князей. Последние складывались чаще всего из приобретений, осуществлявшихся в ходе и результате различными сделок: купли, получения в дар или по завещанию (исключение здесь составляло законодательство Новгорода, запрещавшее князьям приобретать земли в частную собственность в пределах новгородских территорий). При этом законодатель и практика различали правовой статус частновладельческих земель кннзя и земель государственных ("казны"). Такое разделение сохранялось достааточно долго, пока в лице веръховного субъекта собственности не слились государство и князь (как персона). Toгда на смену старому разделению пришло новое: государственные «черные» земли и дворцовые земли.

К числу источников, порождавших церковное землевладение, кроме пожалований и захвата пустошей, относились дарение и завещание со стороны частных лиц, доклады в монастырские владения при поступлении самих бывших собственников в монахи.

Размеры церковного землевладения возрастали достаточно быстро, и этот факт не мог не сказаться на отношении к столь энергичному субъекту со стороны государства. Если государственные земельные владения подвергались постоянному дроблению в ходе земельных раздач (прежде всего в поместья), то церковь, не имевшая права отчуждать свои земли, только концентрировала их в своих руках, приобретая из различных источников - из пожалований государства ("черные", публичные земли) и частных лиц (частновладельческие земли).

Уже с ХVI в. государство предприняло меры, направленные на сокращение церковного землевладения. На Стоглавом соборе был сформулирован принцип, согласно которому все земельные приобретения церкви (прежде всего, монастырские) нуждаются в обязательном санкционировании со стороны государства. На Соборе 1572 г. было запрещено богатым монастырям приобретать землю по дарственным от частных лиц. Собор 1580 г. запретил также приобретения по завещаниям, купчим и закладным грамотам. Соборное Уложение ясно запретило "увод" земель лицами, уходящим в монастырь. Принцип неотчуждаемости церковных земель на практике не проводился столь же последовательно, как,в декларациях церкви. В рамках ее землевладения складывалась целая система различных условных прав, принадлежавшим иным субъектам.

Общинные земли как объект вещных прав находились во вдадении, пользовании и. распоряжении коллективного субъекта - волости или посада (городской общины). То, что община пользовалась не только правом владения, но и распоряжения землей, доказывалось фактом раздачи земли новым поселенцам. Однако чаще всего реализация общинных прав распорящения землей носила внутренний (для общины) характер, проявляясь вовне преимущественно в сделках мены. Наиболее распространенной формой внутриобщинной реализации прав распоряжения землей были земельные переделы.

На право распоряжения общины своими землями указывало также наличие широких правомочий в исковой области и в сфере приобретения сторонних земель для самой общины. В городах такие права реализовывались в процессе общинного выкупа земель у "белолистцев", т.е. лиц, купивших общинную землю, но не вступивших в члены общины.

По способам приобретения вотчинные земли делились на родовые. выслуженные и купленные.

В отношении родовых вотчинправа рода в древнейшие времена включали общие для всех его членов правомочия по владению, пользованию и распоряжению. В ХV1 - XVII вв. единый комплекс родового имущества постепенно распадается н составные части, по отношению к которым отдельные- представители рода наделяются только правом пользования и владения, а право распоряжения остается за родом. На это указывало, например, такое ограничение личных прав, как обязательность согласия всех родичей при отчуждении родового имуществ, отдельным членам рода.

Проданное имущество могло быть выкуплено членами рода, причем в качестве покупателей они имели явное преимущество перед другими лицами Вместе с тем в праве и практике наметилась определенная дифференциация частных прав в рамках правового комплекса, которым регламентировались права всего рода. Так, приобретенное отдельным членом рода имущество становилось частной, а не родовой собственностью.

Уже к XVI в. родовые права на имущества ограничивались, главным образом, правом родового выкупа и правом родового наследования. Право родового выкупа впервые было официально закреплено в Судебнике 1550 г. (ст.85), а затем .подтверждено Соборным Уложением 1649 г. (гл.XVII) и первоначально распространялось только на имущества, отчужденные посредством возмездных сделок: купли-продажи, залога, мены. Только во второй половине XVII в. оно было распространено на безвозмездные сделки.

Родовой выкуп технически осуществлялся одним лицом, но от имени рода в целом, а не выкупившего его лица. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой прод ажи, на что прямо указывалось в Соборном Уложении (глХVI). Особое внимание законодатель уделял регламентации круга лиц, которые допускались к выкупу проданной или заложенной вотчины: отстранялись от выкупа нисходящие родственники продавца, а также боковые, принимавшие участие в сделке.

Еще Судебник 1550 г. формулировал условия, обеспечивающие покупателю вотчины определенные гарантии его имущественного интереса перед лицами, претендующими на выкуп у него вотчины (предполагался "полюбовный" выкуп, по цене, определенной владельцем). Выкупленная родичами вотчина подпадала под особый режим распоряжения. Отдельный член рода не мог распорядиться ею по своему произволу. Закон связывал это землевладение рядом ограничений и условностей: родовая вотчина не могла быть выкуплена для третъего лица и на его деньги, в этом случае она возвращалась владельцу безвозмездно, заложена без соблюдения определеннык условий и т.п.

Субъектом права собственности на купленные вотчины была семья (муж и

жена), этот вид вотчин приобретался супругами совместно на их общие средства.Следствием был переход вотчины после смерти одного из супругов к пережившемуего. Вместе с тем, после смерти владевшей купленной вотчиной вдовы, право на вотчину переходило не в род умершей, а в род мужа, что указывало на принадлежность этой формы землевладения не отдельному супругу, а именно супружеской паре.

Купленные вотчины, перешедшие по смерти приобретших их лиц родичами, получали статус родовых.Тем самым индивидуальная сделка частных лиц превращалась в один из способов формирования родового имущественного комплекса. Но при жизни супругов отчуждение таких вотчин не представляло особых сложностей и было ограничено лишь солидарной волей супругов.

Право родового выкупа не распространялось на купленные вотчины, отчужденные при жизни их владельца. Здесь индивидуальная воля получала определенное преимущество: "а до купель дела нет: кто куплю продаст, и детям и братьям и племянникам тое купли не выкупати" (CT.85 Судебникка 1550 г.).

Статус жалованной вотчины зависел от ряда конкретных фактов и не был однородным для разных видов этой формы землевладения. Чаще всего круг правомочий вотчинника прямо определялся в самой жалованной грамоте. Последняя являлась и формальным подтверждением законных прав вотчинника на его имущество. В случае отсутствия грамоты вотчина могла быть изъята у наследников государством. В целом же пожалованные вотчины приравнивались практикой к купленным, а в начале ХV11 в. законодатель прямо равнял правовое положение жалованных вотчин с родовыми) Условность владения поместьем связывалась в правовом мышлении эпохи прежде всего с первоначальным моментом его образования: за службу давалась земля. Однако по отношению куже полученному поместью складывалась иная презумпция: наделенный землей относился к ней, как и своей собственности, с чем связывались и его ориентация в сферах эксплуатации и распоряжения поместьем. В системе хозяйственных отношений поместье ничем не выделялось из ряда других хозяйственно-правовых форм (например, вотчин), что вызывало подспудно, а позднее уже открыто тенденцию к их сближению. Определенно такое сближение наметилось в ХVII в., выразившись прежде всего в разрешении обменивать вотчины на поместья и приобретать (с особого дозволения) поместья в вотчину. Соответственно закон (Соборное Уложеиие, гл. XVII, ст.9) разрешил продавать поместья