Смекни!
smekni.com

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (стр. 4 из 5)

Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с их возрастающим количеством. Поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. Для оперативного временного предоставления убежища детям, лишившимся родительского попечения, с 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации открылись специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков. Детские приемники-распределители в настоящее время переполнены. Установленный законом предельный срок - 1 месяц - устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не соблюдается (например, в Республике Татарстан 40% детей находились в приютах от 6 месяцев до 1 года).[6] Такая ситуация подталкивает государство, с одной стороны, к строительству новых детских учреждений, а с другой, - к поиску более совершенных форм устройства детей.

На сегодняшний момент в России зарегистрировано 384 приемные семьи - мизер для такой большой страны, а в Семейном кодексе приемным семьям отведена целая глава (№ 21), состоящая из 5 статей, регулирующая правоотношения, связанные с этой формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Настоящий Семейным кодекс РФ не рассматривает ранее существовавшую форму воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, - детские дома семейного типа, заменяя ее на новую форму – приемную семью. И как следствие, в постановлении Правительства от 17 июля 1996 года N 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа на территории Российской Федерации, то есть была исключена возможность создания их в будущем. Существующим детским домам семейного типа было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями этих домов договоры об образовании приемной семьи. Однако в 1988 детские дома семейного типа, созданные по инициативе Детского фонда во многом помогли решить проблему воспитания детей, оставшихся без родителей. За 10 лет их существования в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление. По существующему законодательству, взять на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида сложнее, чем в детский дом семейного типа. «Передача на воспитание в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, а также ребенка-инвалида возможна только при наличии у необходимых условий, главным образом, финансового и материально-бытового характера».[7]

«Комитет считает, что принятое Правительством решение о ликвидации детских домов семейного типа является мерой поспешной, неоправданной и даже жестокой. Оно не только существенно нарушает права существующих детских домов семейного типа, которых, по существу, насильственно, путем прекращения выплаты денежного вознаграждения, содержания, заставляют перерегистрироваться в приемные семьи, но и обрекает в будущем больных детей, которых в приемные семьи не берут, на пребывание в детских учреждениях на пребывание в детских учреждениях».[8] Таким образом, можно сделать вывод, что сами парламентарии, принимавшие новое семейное законодательство, только через 3 года после вступления в силу Семейного кодекса, обнаружили пробел в законодательстве.

Опека и попечительство – основные и самые распространенные формы воспитания детей, т.к. основным попечителем является государство в лице руководителей учреждений, осуществляющих такую опеку. По данным Генеральной прокуратуры в 1998 г. против 250 руководителей государственных детских домов и домов ребенка возбуждены уголовные дела по нарушению прав ребенка. Эти факты являются следствием отсутствия единого контроля над государственными учреждениями по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Даже в Семейном кодексе РФ нет утвержденной законодательной базы по контролю данных учреждений.

В последние годы появились давно на время забытые в России формы поддержки детей, например, такие как воспитание мальчиков в армии (по аналогии с "сынами полка" во время Великой Отечественной войны). Одним из первых "детский взвод" без законодательной основы появился в Нарофоминском гарнизоне, затем в Кинешме[9]. В 2000 году утверждено Положение, в соответствии с которым в воинские части в качестве воспитанников могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации[10]. Определение ребенка на воспитание в воинскую часть имеет добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником 18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника.

Российское законодательство позволяет усыновлять детей иностранным гражданам. В последнее время такое усыновление стало распространенным явлением на территории России. В 1994-1995 гг. зарегистрировано 3693[11] подобных факта, несмотря на достаточно сложную процедуру усыновления иностранцами. Широко известен процесс по делу Надежды Фратти – гражданки Италии, которая занималась посредничеством в незаконном усыновлении российских детей итальянскими гражданами. Она помогла некзаконно вывезти около шестисот детей из домов ребенка Волгоградской области по подложным документам. Основными поставщиками сирот в Италию выступили три приюта Волгограда, Волжского и Михайловского района. По версии следствия, вопреки всем существующим правилам, в Италию по согласованию с некоторыми районными судьями и областными чиновниками отправлялись вполне здоровые дети, преимущественно в возрасте до трех лет. На суде были оглашены данные, что за каждого переправленного за границу ребенка Фраттиполучала по две с половиной тысячи долларов. В апреле 2002 г. суд вынес Фратти оправдательный приговор. Однако Верховный суд России, рассмотрев кассационный протест областной прокуратуры, назначил повторное слушание дела в новом судейском составе. 16 декабря гособвинитель вновь потребовал признать всех фигурантов виновными и приговорить к различным срокам наказания - от двух до семи лет лишения свободы.[12] Остается только надеяться на вынесение судом независимого приговора.

Для предотвращения дальнейшей продажи и незаконного усыновления детей во всем мире в 2000 г. в Бразилии под эгидой ООН состоялся международный семинар, посвященный проблемам контрабандных перевозок живых людей. Согласно сведениям участников семинара, современная работорговля достаточно разнообразна и включает в себя незаконный вывоз детей с целью усыновления, похищение детей ради получения органов для трансплантации и, наконец, непосредственное использование рабского труда.[13]

3. SOS-деревни как инновационная практика в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей

Первая SOS-Киндердорф возникла в Австрии в Имсте в 1949 году. Идея создания детского дома нового типа, по образу семьи, принципиально отличающегося от обычных детских домов, принадлежит австрийцу Герману Гмайнеру. Сегодня их количество достигло 132 по всему миру.

В России первая детская деревня появилась 20 мая 1996 года в Томилине. Деревня была отстроена на средства Международной организации Киндердорф Интернациональ. В деревне одиннадцать домов. Сейчас в них живут одиннадцать мам и 78 детей. За эти 6 лет появились еще две российские Детские деревни SOS, в г. Пушкине под Санкт-Петербургом и в селе Лаврово под Орлом. Строится и четвертая — под Мурманском в городе Кандалакша.

Гмайнер предложил простую идею: возвратить ребенку все, чего его лишила жизнь. Это четыре составляющих: мать, братья и сестры, дом, детская деревня. Мать - это обязательно одинокая незамужняя женщина, которая «работает» мамой, совмещая профессию с образом жизни. Ей предоставляется административная и финансовая свобода. Помимо зарплаты, она получает деньги на содержание каждого ребенка и тратит их, покупая еду, одежду, книги, игрушки и т. д.

Детская деревня-SOS – новый для России вид учреждений по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, - место, в котором такой ребенок обретает мать, братьев и сестер, настоящий дом и надежду будущее.

В SOS-семье живет до восьми мальчиков и девочек разного возраста. Каждая семья живет в отдельном доме, во главе ее стоит мать-воспитательница, которая ведет все хозяйство и воспитывает детей. В штат семьи также входит «тетя», которая заменяет «маму» на время отпуска и выходных.

Детская деревня-SOS состоит из 11-12 семейных домов. Руководит таким детским учреждением директор деревни. Он со своей семьей живет в деревне, помогая каждой SOS-семье.

В детских деревнях-SOS дети воспитываются вне рамок определенной религии в соответствии с культурными традициями каждой конкретной страны. Во всем мире в основе деятельности SOS-деревень лежат 4 принципа, сформулированных основателем детских деревень Германом Гмайнером:

- Мать детской деревни - это призвание и профессия. Прошедшие необходимое обучение женщины отдают свою материнскую любовь обездоленным детям.

- Братья и сестры. В SOS-семье детской деревни дети разного возраста воспитываются как братья и сестры. Родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют.

- Дом. По настоящему счастлив тот ребенок, который постоянно живет в уютном доме, где все продумано для создания подлинно семейной атмосферы с ее радостями и повседневными хлопотами.

- Деревня. Мостик в окружающий мир. Сообщество взрослых и детей. Симбиоз воспитательного учреждения и социального сообщества единомышленников.[14]