Смекни!
smekni.com

Обвиняемый (стр. 4 из 16)

Данное право обвиняемого дать свои объяснения превращает их в важное средство защиты. Кроме того, для обвиняемого – это право, а не обязанность и поэтому он не несет уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Закон запрещает домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер (ч. 3 ст. 20).

В соответствии со ст. 17 УПК РСФСР, обвиняемому, не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Следственные и судебные документы вручаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет. Но следственная и судебная практика свидетельствует о фактах нарушения этих прав.

Так, Краснослабодский краевой суд уголовное дело по обвинению Юсупова в преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105 УК РФ, возвратил для дополнительного расследования, ссылаясь на нарушение органами предварительного следствия ст. 17 УПК РСФСР. Как установлено по делу, Юсупов по национальности узбек, проживал в Узбекистане, окончил 8 классов узбекской школы. В материалах дела имеются собственноручные объяснения Юсупова, которые со всей очевидностью свидетельствуют о том, что он нуждается в переводчике. Однако все предварительное следствие до стадии объявления о его окончании было проведено без участия переводчика.1

Право представлять доказательства означает, что обвиняемый вправе представить любые вещественные и письменные доказательства в свое оправдание.

Эти доказательства он может передавать как лично, так и с помощью своего защитника. Представлять доказательства это право, а не обязанность обвиняемого, и поэтому его нельзя обязать представлять доказательства, и тем более перелагать обязанность доказывания (ст. 20 УПК).

Доказательства по уголовному делу собирают органы, осуществляющие по нему производство. Обвиняемый и другие участники процесса вправе лишь представлять имеющиеся у них предметы и документы, ходатайствовать о производстве действий по собиранию доказательств и т. д .

Заявлять ходатайства, то есть официальная просьба обвиняемого и его защитника о совершении определенных процессуальных действий, обращенная к органу дознания, следователю, прокурору. Заявленное ходатайство должно быть рассмотрено по существу, независимо от того, в какой форме оно заявлено (письменно или устно).

Ходатайство может быть заявлено в любой стадии процесса. Это право – важная гарантия защиты прав и законных интересов обвиняемого. Разъяснение этого права является обязанностью органа дознания, следователя, прокурора.

Лицо, производящее расследование не вправе отказать обвиняемому или его защитнику в допросе свидетелей, производстве экспертизы и других следственных действий по собиранию доказательств, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, могут иметь значение для дела. О результатах рассмотрения ходатайства должно быть поставлено в известность лицо, его заявившее. При полном или частичном отказе в ходатайстве следователь (орган дознания) обязан вынести мотивированное постановление (ст. 131 УПК). Ходатайство, в котором отказано в одной из стадий процесса, может быть повторно заявлено в последующих стадиях процесса.

При несогласии в отказе ходатайств, обвиняемый может обжаловать решение следователя (органа дознания) прокурору (ст. 218).

Одной из гарантий охраны прав обвиняемого на предварительном следствии является – право обвиняемого обжаловать в суд незаконность и необоснованность ареста или продления срока содержания под стражей. Это право обвиняемому было предоставлено законом РФ от 23 мая 1992 года № 2825-1 «О внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный кодекс РСФСР».1

По данному поводу Пленум Верховного Суда РФ 27 апреля 1993 года принял соответствующее постановление № 3 «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продление срока содержания под стражей».2

Согласно изученных мною уголовных дел, находящихся в производстве Ленинского РОВД г. Саранска, обвиняемые часто пользуются правом обжаловать в суд арест или продление срока содержания под стражей. Как показывает практика, следователи иногда избирают в отношении обвиняемых меру пресечения в виде заключения под стражу по мотивам одной лишь опасности преступления. При этом они не принимают во внимание такие обстоятельства как состояние здоровье обвиняемого, семейное положение, характеристику личности обвиняемого, обстоятельства смягчающие и отягчающие вину арестованного и т. д. И иногда приводит к незаконному и необоснованному аресту обвиняемого.

Верховным Судом РФ совместно с Верховными судами республик в составе РФ, краевыми, областными и соответствующими им судами изучена практика судебной проверки законности и обоснованности ареста или продление срока содержания под стражей. В 1999 году судами Федерации рассмотрены жалобы на арест 14387 лиц, из них в отношении 2032 (14,1%) вынесены постановления об отмене пресечения в виде заключения под стражу и об освобождении этих лиц из под стражи. Рассмотрело также 752 жалобы на продление срока содержания под стражей. По результатам судебной проверки отменена мера пресечения в виде заключения под стражу и освобождено из под стражи 162 человека (21,7%).

По смыслу закона (ст. 220-1 УПК) жалобы на применение органом дознания, следователем, прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление срока содержания под стражей приносится в суд самим обвиняемым, содержащимся под стражей, его защитником или законным представителем непосредственно либо через лицо, производящее дознание, следователя или прокурора.

В соответствии со ст. 220-2 УПК РСФСР, при рассмотрении жалобы судья исследует материалы, подтверждающие законность и обоснованность применения данной меры пресечения. При этом, под законностью ареста, следует понимать соблюдение всех норм уголовно – процессуального законодательства, регламентирующих порядок применения указанной меры пресечения и продления срока ее действия, а под обоснованностью – наличие в представленных материалах сведений, в том числе о личности содержащегося под стражей, которые подтверждают необходимость применения заключения под стражу в качестве меры пресечения или продления ее срока (ст. ст. 11, 89 – 92, 96 и 97 УПК РСФСР).

Право обвиняемого знакомиться по окончании предварительного следствия или дознания со всеми материалами дела. Орган дознания, следователь, признав, что вина обвиняемого установлена и что собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, объявляет обвиняемому, что следствие по делу окончено, и что он имеет право на ознакомление со всеми материалами дела как лично, так и с помощью защитника (ст. 201).

В случаях, когда обвиняемый ходатайствует о вызове защитника для участия в ознакомлении с материалами дела или когда участие защитника является обязательным при производстве дознания или предварительного следствия, а равно в случаях, когда защитник участвует в деле, следователь предъявляет все материалы дела обвиняемому и защитнику. Все материалы дела предъявляются обвиняемому и защитнику в подшитом и пронумерованном виде. Если по делу привлечено несколько обвиняемых, каждому из них предъявляются все материалы дела. Обвиняемый вправе в процессе ознакомления с материалами дела выписывать из него любые сведения и в любом объеме. По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела следователь обязан спросить их, ходатайствуют ли они о дополнении следствия и в чем именно.

Осуществление данного права дает возможность обвиняемому ознакомиться с доказательствами, подтверждающими наличие преступления и с результатами его доводов, что позволяет ему подготовиться к защите. Непредставление обвиняемому по окончании следствия материалов дела для ознакомления является существенным нарушением уголовно – процессуального закона и влечет отмену приговора.1

Обвиняемому предоставлены все необходимые права для защиты своих прав и законных интересов, в том числе пользоваться помощью защитника.

Иметь защитника – одна из гарантий права обвиняемого на защиту. Поэтому ни следователь, ни прокурор, ни суд не могут отказать в допуске защитника.

Никто не вправе навязать обвиняемому какого-либо защитника. Защитник приглашается обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия обвиняемого. По просьбе обвиняемого участие защитника обеспечивается следователем, прокурором и судом.

Защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применение к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения – с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения (ст. 47).

С учетом личности обвиняемого (несовершеннолетие, наличие психических или физических недостатков) и других обстоятельств, которые усложняют или могут усложнить осуществление защиты, в уголовно – процессуальном законе предусмотрены случаи обязательного участия защитника в судебном заседании и на предварительном следствии (ст. 49).

Следственная и судебная практика свидетельствует о том, что данное право очень часто нарушается. Так, непредставление обвиняемому защитника на предварительном следствии повлекло направление дела для производства дополнительного расследования.1