Смекни!
smekni.com

Правовое положение индивидуального предпринимателя (стр. 5 из 7)

Предприниматель считается банкротом, и его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (не смотря на то, что ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 говорит о государственной регистрации при прекращении лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) утрачивает силу с момента вынесения арбитражным судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства. У предпринимателя аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Всем известным кредиторам арбитражный суд также направляет решение о признании предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства.

Требования кредиторов индивидуального предпринимателя, в случае признания его банкротом, удовлетворяются в соответствии с установленной законом очередностью за счет всего принадлежащего ему имущества, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание согласно гражданскому процессуальному законодательству и Закону РФ «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. №119-ФЗ. Под имуществом имеется ввиду, как личное имущество гражданина-предпринимателя, так и его доля в общей или совместной собственности.

Заявленные требования кредиторов, в том числе по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, удовлетворяются в порядке очередности. Частью 3 статьи 25 ГК РФ установлено пять очередей:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплаты труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты со всеми остальными кредиторами.

Но если обратиться к нормам, устанавливаемым статьёй 211 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", регулирующим очерёдность удовлетворения требований кредиторов банкрота, то в глаза бросается их несоответствие статье 25 ГК РФ[10]. В третьей очереди кредиторов по правилам ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" объединены третья, четвертая и пятая очереди, предусмотренные ГК РФ, – требования, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества, задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, долги другим кредиторам. Таким образом, приоритет залогодержателей и бюджета перед кредиторами по иным гражданско-правовым обязательствам не предусмотрен.

Однако правило статьи 211 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не могут применяться к банкротству индивидуального предпринимателя в силу второго абзаца второй части третьей статьи ГК РФ, который гласит, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Хотя и в этом случае можно привести контраргумент – и ГК, и ФЗ от 26 октября 2002 являются нормативно-правовыми актами одного уровня и, следовательно, имеют равную юридическую силу, а значит ГК не имеет верховенства по отношению к другим ФЗ. В противном случае в теории российского государства и права можно будет выделять в источниках права кодексы отдельно, а иные федеральные законы отдельно. При этом следует принять во внимание отсутствие такой градации в Конституции.

Требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме признанных требований каждого кредитора очереди.

После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, считается свободным от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, даже если они и не были заявлены в арбитражный суд. Считаются также погашенными независимо от того, были ли они фактически удовлетворены, требования по другим обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые были предъявлены и учтены судом при признании индивидуального предпринимателя банкротом.

Исключение сделано лишь для требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и иных требований личного характера, которые сохраняют свою силу независимо от того, были они предъявлены или нет при осуществлении процедуры банкротства, в том случае, если они остались неудовлетворенными. Сохраняют силу и могут быть предъявлены к гражданину, являвшемуся ранее индивидуальным предпринимателем, требования по другим обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые не были заявлены кредиторами при осуществлении процедуры банкротства.

По завершению процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. С этого момента все споры с его участием разрешаются в судах общей юрисдикции.

5. Ответственность индивидуальных предпринимателей

Новеллой части первой ГК РФ стало закрепление в части 3 статьи 401 правила о повышенной ответственности за нарушение обязательств лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Как видно из анализа данной нормы, ответственность наступает независимо от вины предпринимателя и ограничена лишь непреодолимой силой. Иными словами, лицо отвечает за последствия случайного нарушения условий обязательства.

В литературе выделяют от двух до четырех основных целей применения мер ответственности. Как правило, это функции восстановления нарушенных гражданских прав (компенсационная) и предупреждения (воспитания) нарушителя, которая выражается в государственно-властном осуждении поведения нарушителя. Некоторые ученые дополнительно выделяют функцию стимулирования надлежащего поведения (определенного поведения в будущем), что способствует упорядочению делового оборота. Е.А. Суханов называет штрафную (карательную) функцию, реализуемую в отношении правонарушителей.[11]

Очевидно, что в каждом конкретном случае все функции могут не реализовываться, однако их совокупность позволяет сформировать целостное представление об общей целевой направленности гражданско-правовой ответственности.

Ответственность – это особая обязанность, установленная в виде общего правила в законе, суть которой сводима к восстановлению предпринимателем имущественной сферы кредитора при случайном нарушении условий обязательства. При добровольной компенсации предпринимателем имущественной сферы кредитора, возникающие правоотношения нельзя отнести к категории охранительных.

Что же послужило основанием возложения на предпринимателя подобной обязанности? Понятие предпринимательской деятельности сформулировано в части 1 статьи 2 ГК РФ. В соответствии с данной нормой предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематической получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

Из всех признаков предпринимательской деятельности риск как её неотъемлемый атрибут представляет собой наиболее непонятное явление, значительно отличающее данный род деятельности от какой-либо иной.

Категория несения риска в договорном правоотношении предстает пред нами не просто как возложения на лицо, в чьей имущественной сфере произошло случайное событие, всех его неблагоприятных последствий, а как своего рода установленная законом обязанность определенного лица нести неблагоприятные последствия случайно наступившего события (восстановить имущественную сферу потерпевшего), за которое никто не отвечает (не несет ответственности) [12].

Учитывая особый характер деятельности предпринимателя, справедливо возложить на него соответствующий риск, связанный с осуществляемой им деятельностью, которая должна приносить прибыль.

Действующее российское законодательство знает примеры распределения риска в обязательстве, например, риск случайной невозможности исполнения договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ падает на заказчика (статья 769 ГК РФ). В данном случае общему правилу, даже если исполнитель (должник) является предпринимателем, последний при случайно наступившем нарушении условий обязательства не обязан нести ответственность перед заказчиком, в то время как заказчик обязан оплатить фактически произведенную работу.