Смекни!
smekni.com

Государственная власть (стр. 3 из 3)

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем он в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей – выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия – проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничения движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и другое; правовое пересечение – административное задержание, привод, обыск и так далее; меры защиты – восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

Глава 3. Соединение и разделение властей.

Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У неё единый первоисточник – общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся её полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объём властных полномочий и т.д. Этот принцип находит поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь»1.

И всё же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками, а то есть всевластные органы становятся совершенно бес контрольными и часто выходят из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). Так же, система соединения властей приводит к установлению и функционированию диктатуры и тиранического режима.

Принципы разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит в двойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие философы, но особая заслуга здесь принадлежит Дж. Локку с его произведением «2 трактата о государственном правлении» (1690 год) и Монтескьё Ш. с его произведением «Трактат о разделении властей» (1748 год).

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельных ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескьё, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»1. Это дает им следующие достоинства: а) деятельность государственных органов является специализированной и профильной; в) система разделения властей позволяет обеспечивать стабильную работу государственной власти, так как каждый занимается своим делом.

Ну и в этом случае есть сваи отрицательные черты разделения государственной власти: а) здесь проблемы решаются дольше, б) система разделения властей имеет разделение ответственности, в) во многих странах ветви власти находятся в постоянной между собой.

Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам2.

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна бать подзаконной. Её главное предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находиться большая сила – чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Всё это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он – арбитр в спорах о праве.

К числу представительных (законодательных) государственных органов относятся законодательные органы власти. Они формируются путём их избрания населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним. При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом на данный момент считается парламент, он и реализует законодательную власть.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводиться в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган на своей работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему – создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает не малые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и другое.

Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен в Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип разделения властей и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.

Заключение.

Итак, мы рассматрели понятие государственной власти, её сущность, структуру, функции и основные её признаки. Анализ всего вышеперечисленного позволяет сделать вывод о том, что политическая или – что одно и тоже – государственная власть – это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована, или санкционирована им, то есть проводиться от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Рассматривая вопрос о соотношении терминов «политическая власть» мы пришли к выводу, что политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная на наш взгляд, проводить некую черту между этими понятиями возможно, но полностью противопоставлять эти термины вряд ли можно.

Обобщая основные, характерные черты государственной власти мы пришли к выводам, что ей присущи следующие признаки: классовый характер, опора на возможность государственного принуждения, не совпадает её непосредственно с населением, учреждение государственной власти сообразуется с разделением населения по территориальному признаку. По сути, признаками государственной власти можно считать и то, что она является высшей, единой и неделимой, не может допустить конкуренции другой власти в отношении тех же лиц в пределах территории государства, она способна сделать свою волю мотивом поведения других лиц.

Одним из важнейших вопросов является и соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти, а также действительно действующая система сдержек и противовесов. Особенно это актуально для современной России, которая в середине 80-х годов XX века вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Для более полного и точного, современного понимания государственной власти её характеристику, данную в нашей основной работе, следует дополнить указанием на сочетание в ней классового и общечеловеческого начал. Будучи человечески обусловленной властью определённого класса (или народа), она вместе с тем учитывает интересы всех слоев населения, их стремление не только к согласию, компромиссу; отражает реальную социальную – политическую структуру общества, тенденции его развития.

Список литературы

Нормативные источники

Конституция РФ1993 г.

Доктринальная литература

Алексеев С.С. Общая теория права. В 4т. Т. 1. М., 1981. С. 267-268.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000

Гегель Г.В. Политические произведения. М., 1978. С. 82.

Корельский В.М. Теория государства и права. М., 2000.

Локк Дж. Избранные произведения. В2т. Т.2. М., 1962. С. 86.

Маркс К. Энгельс Ф. Соч.: Т. 4 М. 1982. С. 447.

Матузов Н.И. , Малько А.В. Теория государства и права 1997 г.

Монтескьё Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 289.

Писарев Д.И. Соч.: В 4 т. Т.4. М., 1956. С. 147.

Хропанюк В.Н. теория государства и права, М., 1998г.


[1] Маркс К. Энгельс Ф. Соч.:В 6т. М. 1982.Том 4 С.447.

1 Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956. С 147.

1 Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М., 1981. С. 267-268.

1 Гегель Г.В. Политические произведения. М., 1978. С. 82.

1 Монтескьё Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 289.

2 Локк Дж. Избранные произведения. В 2т. Т. 2. М., 1962. С. 86.