Смекни!
smekni.com

Об отдельных положениях Налогового кодекса РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах (стр. 2 из 2)

В данном случае следует учитывать положения главы 12 НК РФ в целом, поскольку они содержат единый компенсационный принцип начисления процентов за период, когда налоговый орган препятствует исполнению правомерных требований налогоплательщика о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога. Однако надо помнить о существенных различиях в содержании указанных норм, касающихся условий и порядка возврата излишних сумм налога, включая начисление процентов.

Начнем со ст. 79 НК РФ, согласно которой излишне взысканные суммы и начисленные на них проценты подлежат возврату по решению налогового органа или суда не позднее одного месяца со дня принятия такого решения. И в том, и в другом случаях инициатива возбуждения процедуры возврата этих сумм принадлежит налогоплательщику: один месяц для обращения в налоговый орган и три года для подачи иска в суд с момента, когда налогоплательщику стало известно о его нарушенном праве.

Причем проценты на возвращаемую сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Таким образом, если речь идет о судебном споре, не имеют никакого значения процессуальные действия, осуществляемые судами в рамках рассмотрения конкретного дела по такому спору, включая принятие мер обеспечительного характера по ходатайству налогового органа.

Однако учитывается обязательное условие – у налогоплательщика нет неисполненной обязанности по налогам и сборам или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду). Излишне, а следовательно, неправомерно взысканные налоговые суммы подлежат возврату с начислением процентов за весь период, когда собственник этих средств принудительно был лишен возможности пользоваться принадлежащим ему имуществом.

Несколько иная ситуация складывается при реализации ст. 78 НК РФ. Налогоплательщик самостоятельно и по доброй воле уплачивал излишнюю сумму налога в бюджет, а затем потребовал ее возврата.

Причины, по которым это произошло, могли быть различны: ошибки в расчете, неправильное применение норм права, неправильное разъяснение налоговых органов и другие.

Возврат налога производится при наличии заявления налогоплательщика (три года со дня уплаты излишней суммы) по решению налогового органа, если отсутствуют основания для зачета сумм излишне уплаченного налога в счет исполнения обязанности по тому же или иным налогам (сборам), а также начисленным пеням тому же бюджету (внебюджетному фонду).

Начисление процентов в данном случае, в отличие от ст. 79 НК РФ, распространяется не на весь период, когда денежные средства отсутствовали во владении налогоплательщика, поскольку он самостоятельно распорядился ими, передав в бюджет (внебюджетный фонд), а только с того дня, когда считается нарушенным срок возврата, установленный Кодексом. НК РФ не указывает момент, когда начисление процентов прекращается.

Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ проценты начисляются «за каждый день нарушения срока возврата».

Реализация права налогоплательщика на получение излишне уплаченных им сумм налога гарантирована установленной НК РФ обязанностью налогового органа своевременно исполнить требование налогоплательщика о возврате этих сумм. Такая обязанность существует вплоть до ее исполнения вне зависимости от процедуры разрешения возникших разногласий, в том числе в судебном порядке. Если она не исполнена, сохраняется основание для применения соответствующего положения названной статьи.

Правовые основания для отказа налоговым органом в возмещении НДС, если в контракте указаны условия поставки FAC (переход права собственности на территории России).

Анализируя конкретную правовую ситуацию, следует обратиться к правовым нормам, регулирующим порядок уплаты НДС при осуществлении экспортных операций.

В ст. 146 НК РФ среди прочих объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), включая передачу товаров, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе на территории РФ.

Следовательно, позиция налогового органа, возражающего против реализации налогоплательщиком права на возмещение налога в порядке, предусмотренном ст. 165 НК РФ, вероятнее всего строится на том, что право собственности на реализованный иностранному лицу товар (речь идет о поставке) перешло к покупателю на территории РФ. И подтверждением тому является одно из условий контракта.

Между тем в указанной статье достаточно четко сформулированы право на возмещение налога и требования, при соблюдении которых возмещение должно быть произведено.

Это контракт (копия контракта) с иностранным покупателем на поставку товара за пределы таможенной территории РФ; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками таможенного органа о выпуске товара в режиме экспорта и пограничного таможенного органа о фактическом вывозе товара за пределы таможенной территории РФ, а также копии товаросопроводительных документов и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Таким образом, главным фактором, влияющим на решение вопроса о возмещении налога, является не содержание экспортного контракта, а подтверждение действий налогоплательщика по его фактическому исполнению.

Условия, на которых осуществляется поставка товаров иностранному покупателю, регулируются нормами не налогового, а гражданского законодательства. Последнее, как известно, неприменимо к налоговым правоотношениям, если иное прямо не предусмотрено законом.

Поэтому в целях главы 21 НК РФ положение контракта об условиях поставки имеет второстепенное значение. Важно, чтобы товар в соответствии с контрактом был оплачен иностранным покупателем и вывезен в режиме экспорта за пределы территории РФ. Обязанность документально подтвердить эти обстоятельства и в результате получить право на возмещение налога полностью лежит на налогоплательщике.

Подобная позиция неоднократно высказывалась Президиумом ВАС РФ по ряду конкретных дел, связанных с возмещением сумм НДС, уплаченных поставщикам при осуществлении экспортных операций. Несмотря на то что правоотношения по таким делам были основаны на применении Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость», актуальность выраженной в постановлениях Президиума ВАС РФ правовой позиции с введением в действие главы 21 НК РФ не утрачена.

У налогоплательщика могут быть серьезные доводы в обоснование своих возражений. Например, полностью расставшись с товаром на территории РФ в момент перехода права собственности к иностранному лицу, налогоплательщик уже не вправе и не в состоянии воздействовать на процесс вывоза данного товара за пределы территории РФ.

Однако такие доводы вряд ли могут быть признаны убедительными, поскольку документальное подтверждение права на возмещение налогоплательщик обязан обеспечить себе при любых обстоятельствах. Иное из закона не вытекает.

Так, иностранный покупатель, получив по экспортному контракту товар на территории РФ, сразу распоряжается им – заключает другой контракт о продаже этого же товара на территории РФ или на территории государства – участника СНГ. В подобных случаях доводы налогоплательщика о наличии у него права на возмещение налога сомнительны, поскольку фактически товар не вывозится в режиме экспорта.