Смекни!
smekni.com

Авторское право (стр. 2 из 14)

Авторские, изобретательские и подобные им права обычно называют исключительными. Под исключительными правами в теории данного права понимаются субъективные абсолютные права, обеспечивающие их носителям правомочия на совершение различных действий (по использованию результата творчества, распоряжению им и т.п.) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия.

Исключительные авторские права, права на изобретения, промышленные образцы и другие объекты возникли как реакция права на массовое применение товарно-денежной формы в духовной сфере. Некоторые авторы ставят даже знак равенства между исключительным правом и собственностью.

Тождество или сходство функции авторского, изобретательского права, права на промышленный образец не означает необходимости включения последних в сферу изобретательского либо авторского права. Между всеми названными институтами есть принципиальные различия, обусловливающие их самостоятельное существование в системе гражданского права. Например, авторское право охраняет прежде всем форму произведения, в то время как изобретательское право - его содержание. Для признания творческого произведения объектом авторского права достаточно выражения его в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творчества. Напротив, для прямой охраны изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов и товарных знаков требуется акт квалификации компетентного органа. Другие различия касаются прав авторов и оснований их возникновения.

Нематериальная природа объектов, творческий характер труда по их созданию, сходство в оформлении и исключительный характер некоторых субъективных прав породили еще в прошлом веке стремление создать единый институт "исключительных прав", или промышленных прав и авторского права, или авторского права в широком смысле. В настоящее время на Западе широко распространена концепция права нематериальных, или духовных, благ. Попытки разработать единый правовой институт в области науки, техники, литературы и искусства предпринимались и советскими авторами, предлагавшими в разное время объединить авторское и изобретательское право и право на промышленный образец.

Выявление общих черт в различных институтах, опосредуюших сферу научно-технического и художественного творчества, полезно для развития законодательства, правовой теории, правоприменения и изучения права. Однако этого недостаточно для конструирования в системе гражданском права единого "комплексного" института, опосредующего творческую деятельность. В законодательстве правовые нормы могут комбинироваться свободнее, и лишь в его структуре имеются основания для функционального обособления норм, скажем, изобретательского и авторского права.

Теория "права интеллектуальной собственности".

Наше гражданское право не знает институтов промышленной, научной, литературной, интеллектуальной или духовной собственности на сами творческие достижения.

Понятия промышленной и интеллектуальной собственности обычно употребляются в отечественной правовой литературе, юридической практике и некоторых нормативных актах лишь в связи с их использованием в международных соглашениях, в которых участвовал СССР. Например, в Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. и в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г. Согласно этим Конвенциям, объектами "промышленной собственности" признаются, в частности, патенты на изобретения, полезные модели, промышленные, образцы и товарные знаки.

"Интеллектуальная собственность" включает, кроме того, права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телепередачам и тому подобным результатам творчества2.

Институт "собственности" на нематериальные блага возник в условиях, в которых автор является товаропроизводителем, отчуждающим свой товар. Однако и в свободном рынке проприетарная3 теория авторских прав не смогла в должной мере отразить их юридическую природу как комплекса личных и имущественных правомочий автора.

В самом деле, регламентация этих отношений по модели классических вещных прав могла бы лишь ухудшить положение автора- ведь, отчуждая объект своей “интеллектуальной собственности", его создатель тем самым лишался бы всяких прав на него, а новый "собственник" получал бы возможность по своему усмотрению изменять этот объект и вообще считать его исключительно своим. Между тем классическая “триада” правомочий собственника вообще не годится для характеристики прав на объект творческой деятельности.

Так, в отношении нематериальных благ, какими являются все продукты интеллектуальной деятельности, неприменимо правомочие "владения": нельзя физически обладать идеями и образами. Не может быть прямо применено к нематериальным объектам и вещное правомочие "пользования". Научно-технические идеи и художественные образы могут находиться одновременно в пользовании бессмысленного круга субъектов. При этом данные объекты не потребляются в процессе использования, не амортизируются в физическом смысле слова. Они могут устаревать лишь морально.

Принципиально важные особенности присущи и распоряжению творческими результатами: отчуждая право на их использование по лицензионному ному договору, продавец (лицензиар) не лишается возможности продолжать их использовать теми же или другими способами. Поэтому, строго говоря, категория собственности может быть применена только к материальным носителям научно-технических идей и художественных образов (рукописям, публикациям, технической документации и т.п.).

Проприетарная теория авторских, патентных и иных прав была порождена стремлением подчеркнуть абсолютный, сходный с таким "вечным" институтом, как право собственности, характер этих прав, в желании втиснуть новый институт в освященные традицией схемы. Поэтому вряд ли можно согласиться с предложениями по конструированию в нашей стране самостоятельного "института интеллектуальной собственности".

Правовая охрана открытий.

Ранее действовавшие Основы гражданского законодательства и республиканские гражданские кодексы содержали специальные разделы о правовой охране открытий. Государственная регистрация открытий осуществлялась Госкомитетом по изобретениям и открытиям путем ведения Государственного реестра открытий и выдачи дипломов их авторам. Диплом удостоверял признание заявленного положения открытием, авторство на нем и приоритет автора (авторов). Последний получал также право на единовременное денежное вознаграждение и некоторые льготы имущественного характера.

Однако право на открытие не предполагает закрепления за кем-либо исключительного права на использование открытия. Открытие - объект, который по характеру не поддается монополизации. Это главная причина, по которой во многих странах не существует прямой охраны открытий, хотя и ведутся дискуссии о возможности их охраны средствами патентного права.

Открытием признавалось установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. Речь, таким образом, идет об углублении представлений об окружающем мире, о решении чисто познавательных задач, а не о создании творческого продукта, способном быть объектом имущественного оборота. Поэтому новые Основы гражданского законодательства отказались от гражданско-правового регулирования данных отношений, исключив право на открытие из сферы гражданского права. Это, однако, не препятствует продолжению государственной регистрации открытий и стимулирования их авторов. Данные отношения утратили лишь гражданско-правовой характер (по сути, его не было и ранее, ибо никаких исключительных прав на данный объект интеллектуального творчества все равно не возникало).

III. Авторское право

Понятие и значение авторского права

Понятие авторского права.

Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства: Авторские право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право - те личные "неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Принципы авторского права.

Нашему авторскому праву присущи определенные общие принципы.

Принцип свободы творчества позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всеми дозволенными законом способами. Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развития литературы и искусства.

Принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества отражен в ст. 488 ГК, допускающей использование произведения автора для удовлетворения личных потребностей. Статья 488 ГК предусматривает возможность использования без согласия автора и уплаты ему авторскою вознаграждения изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения.