Смекни!
smekni.com

Гражданское общество (стр. 5 из 6)

Однако, на мой взгляд стоит положительно оценивать это явление в целом, т.к. в результате активных действий лобби могут быть защищены права и интересы различных групп, которые действительно нуждаются в поддержке. Обеспечить действие лоббизма в допустимых пределах посредством применения права - задача государства, его органов и должностных лиц. Представляентся, что лоббизм более характерен как явление для развитого гражданского общества, где служит дополнительным механизмом обеспечения интересов разнообразных групп (44).В России признание реальности лоббизма обусловило подготовку проекта закона о регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти. Определяя цели данного закона, его авторы говорят о содействии реализации конституционного права граждан на участие (индивидуально или через представителей) в управлении делами госудаства (ст. 32 Конституции РФ, а также ст. 30, 33, п.2 ст. 45 (37). Вместе с тем российская действительность еще долгое время вряд ли позволит отечественному лоббизму стать одним из эффективных инструментов формирования демократической политики. Принятие соответствующего закона не гарантирует коренное изменение ситуации в данной области, так как она зависит и от уровня политической культуры, и профессионализма лоббистов и государственных служащих. И все же открытое обсуждение, а не замалчивание этой проблемы, совершенствование правового регулирования лоббизма способны дать положительные результаты (45).Институты саморегулирующегося гражданского общества, таким образом, строятся таким образом, “чтобы они сдерживали и уравновешивали друг друга, прибегая к использованию государства как правового арбитра” (46).Идеологический плюрализм означает свободное (т.е. открытое) существование в обществе многообразия взглядов, школ, научных направлений, признание их равноправия, терпимость в обществе. “Оформление нового способа построения картины мира связывается с преодолением редукционистского подхода к явлениям общественной жизни. Суть его в сведении всего многообразия детерминации ...к какой-либо одной, якобы определяющей поведение того или иного объекта...”; типичная для всех видов редукционизма (одним из которых выступает марксизм) “абсолютизация какого-либо одного из факторов общественной эволюции закрывает путь к познанию общества как целостности во всей его сложности и противоречивости, во всем богатстве составляющих его элементов и связей” (47).

В современном понимании “сущность плюрализма не в признании его общности”; “плюралистический характер какого-либо подхода заключается не в одновременном применении существенно различных типов анализа, а в готовности переходов от одного типа интерпретации к другому”, ибо “ни одна теория не может описать объект исследования столь исчерпывающим образом, чтобы исключить возможность альтернативных подходов... Отсюда отказ от единой методологии, прежде считавшейся неприкосновенной”. “Истина в настоящее время уже не истолковывается как слепок или воспроизводство объекта в знании, а как характеристика деятельности с ним” (48). Метод изучения не может быть одинаковым для объяснения различных состояний общественной системы, иначе - диктуется природой изучаемого объекта.Эти подходы характеризуют гражданское общество как развивающееся общество, в котором учитывается и реализуется весь положительный потенциал различных мировоззрений, школ и направлений во всех сферах общественной жизни. Каждый человек имеет право выбрать, к какому них приобщиться, выразить свои стремления во всех структурах гражданского общества.Граждане полноценного гражданского общества обладают достаточной правовой культурой. Это выражается как в общей культуре, так и в знании своих прав (и желании ими пользоваться) и обязанностей (и желании им следовать).В этом смысле уровень развития общества обуславливает правовой или неправовой характер закона. Так, возможно, с точки зрения правовой теории и юристов-профессионалов закон удовлетворяет самым высоким требованиям, но большинство общества его не воспринимает (например, закон об отмене смертной казни). Общество может иметь такие законы, которые соответствуют уровню его развития. В этом смысле “критерием легитимности закона может быть лишь мнение общества в целом” (49).

Таким образом, гражданское общество предполагает наличие четырех условий; во-первых, двоякого рода автономии (независимость как от государственной власти, так и от фирм и семей); во-вторых, коллективного действия (способности планировать и осуществлять коллективные акции по защите и достижению своих интересов); в-третьих, неузурпации чужих прерогатив (акторы гражданского общества не стремятся подменить собой ни государственные структуры, ни частных (вос)производителей); в-чевертых, гражданственности (то есть согласие действовать в рамках уже сложившихся правил и норм) (50).

Политизация ряда институтов гражданского общества (церковь, СМИ) вызвана тем, что государство не обеспечивает условий для их нормального функционирования. Поэтому многие институты включаются в политический процесс. В условиях развитого гражданского общества и правового государства каждый институт, как правило, выполняет только принадлежащие ему функции.Таким образом, понятие гражданского общества является сравнительно молодым понятием, возникшим в раннекапиталистическую эпоху XIX в. Причинами возникновения гражданского общества стали новые общественные отношения, потребовавшие ограничения государственного вмешаельства в саморегулирующиеся механизмы гражданского общества и поставившие вопрос о необходимости защиты правовыми способами частного интереса.Гражданское общество представляет собой сумму всех негосударственных отношений. Центральная роль индивида и саморегулируемость ~ основные черты гражданского общества. Тем не менее оно тестейшим образом связано с государством.ГЛАВА II ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВОСуть и назначение государства, наиболее общие закономерности его развития раскрываются во взаимоотношениях его с гражданским обществом. Государство и гражданское общество существуют как две стороны противоположности, вне которой не может быть понято ни то, ни другое. В них заключены два противоположных механизма консолидации населения:гражданское общество объединяет людей сложным переплетением свободнореализуемых частных интересов, государство — как особый, специально сконструированный для этой цели институт - принуждением (1).

Реально государство представляет собой сообщество должностных лиц, организованное иерархически. Отсюда общество можно определить как “совокупность частных лиц, отношения между которыми имеют не государственно-обязательный, а добровольный характер” (2). “Динамика соотношения государства и общества во многом является определяющей для понимания природы, устройства и содержания деятельности последнего” (3).Сегодня в мире доминирует ортодоксальный подход, высказанный еще Аристотелем, согласно которому государство имманентно присуще обществу и является его атрибутом.Созданное на основе марксистко-ленинской концепции отмирающее государство - идеологическое пролетарское государство, не связаное и не ограниченное законами - разрушило зачатки гражданского общества и установило повсеместно приоритет своих интересов над общественными и личными. Однако государство отнюдь не выиграло, подавив гражданское общество: уничтожив свободного, предприимчивого, компетентного и ответственного деятеля, оно, лишенное живительных соков, рухнуло под собственной тяжестью. Таким образом, исторический опыт взаимодействия гражданского общества и государства в нашей стране говорит о том, что наиболее оптимальным варианом существования этих двух различных социальных сфер является совместное сосуществование, когда каждая "половинка" социального целого дополняет, уравновешивает и корректирует другую, не давая переходить четко установленные границы.При этом между полярными концепциями тоталитарного и либерального государства лежит большой спектр их отношений, стержень которых, возможно, "определяется формулой "господин" и "слуга" - кто и какую роль играет, с допускаемой переменой ролей" (4).

По мнению Соколова А.Н. и других исследователей правовое государство является институцией гражданского общества (5). Конституция есть выражение общей воли народа, следовательно. Конституция считается не актом государства, а актом народа, который создает свое государство. В этом смысле Конституция предшествует государству, которое является детищем Конституции. Поэтому справедливо считать, что категория государства вторична, то есть подчинена категории