Смекни!
smekni.com

Разочарованный странник (Н.Н. Алексеев и идея государства) (стр. 4 из 4)

12 Не секрет, что после Второй мировой войны многие видные русские эмигранты серьезно обдумывали возможность возвращения на Родину. Не в этом ли причина странного десятилетнего литературного молчания Н.Н. Алексеева?

13 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Т.2. Ч.2. Л., 1991. С. 129.

14 Разочарование в евразийской утопии совершенного государства все же не затронуло всех евразийских настроений Н.Н. Алексеева. "Западничество" по-прежнему остается для него чуждой идеологией. (См. его работы "Русское западничество" (1958) и "Русская империя в ее исторических истоках" (1958).

15 Алексеев Н.Н. Идея государства. Нью-Йорк, 1955. С. 81.

16 Там же.

17 Там же. С. 85.

18 Там же. С. 85.

19 Там же. С. 86. Спор вокруг творческого наследия Платона ведется долгие годы. См. об этом, напр.: Нерсесянц В.С. Платон // История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985. С. 246-250. По-видимому, в учении Платона органично переплелись столь оппозиционные идеи, что невозможно дать однозначную оценку его творчеству. Интересно, что, например, по мнению А.Ф. Лосева, платоновские философы суть не кто иные как монахи. "Это монахи-старцы, всерьез погруженные духом и телом в вечность и управляющие на основании своих созерцаний всем подлым народом… Итак, платонизм есть философия монашества и старче-ства…" (Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 818-819).

20 Алексеев, в частности, доказывает, что Аристотель знал понятие государственного суверенитета и что оно, следовательно, не является изобретением средних веков - последнюю точку зрения и сегодня продолжают разделять некоторые историки политико-правовой мысли, отрицая за греческим полисом значение государства. (См.: Алексеев Н.Н. Идея государства. Нью-Йорк, 1955. С. 102-103).

21 Еще в 1927 г., в разгар евразийского движения, многие мыслители русского зарубежья выразили свои опасения в связи с самой концепцией евразийского государства. Одним из таких мыслителей был Н.А. Бердяев, чьи предостережения против евразийского этатизма имели наибольший общественный резонанс. Бердяев, в частности, писал: "Государство имеет свою миссию на земле, и христианство освящает начало власти. Но государство всегда не адекватно, всегда греховно и в нем всегда возможно торжество царства зверя…. С точки зрения истории идей в идеократии вы узнаете старую утопию, изложенную в "Республике" Платона. Совершенное государство Платона есть абсолютная тирания… Опыт русского коммунизма научает нас тому, что стремление к совершенному государству, организующему всю жизнь, есть нечестивое и безбожное стремление…Диктатура партии или правящего слоя, который будет носителем истинной идеологии, скопирована евразийцами у коммунистов. Но диктатура партии много горше диктатуры одного лица… Крайний этатизм евразийцев приводит их к своеобразной утопии идеальной диктатуры. В действительности же это есть лишь отражение настроений сегодняшнего дня… Царство Божье не может иметь формы государства. Нужно всеми силами стремиться к христианизации государства изнутри, через христианизацию общества и народа". (Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. С. 304-306). Лишь спустя много лет Н.Н. Алексеев фактически признал правоту Бердяева, евразийский соблазн идеальной государственности был изжит.

22 Лат. vade mecum - "иди со мной", путеводитель.

23 Там же. С. 275-276.

24 Там же. С. 404.

25 Там же. С. 404-405.

26 Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Сочинения. М., 1995. С. 373.

27 Там же. С. 407.