Смекни!
smekni.com

Вопросы к экзамену по уголовному процессу (стр. 15 из 23)

О направлении уголовного дела по подсудности.

О назначении предварительного слушания.

О назначении судебного заседания.

По поступившему уголовному делу судья выясняет следующие вопросы:

Подсудно ли уголовное дело данному суду.

Вручена ли копия обвинительного заключения (обвинительного акта) обвиняемому.

Подлежит ли отмене (изменению) избранная мера пресечения.

Подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы.

Приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества (арест имущества, исполняется судебными приставами-исполнителями).

Имеются ли основания проведения предварительного слушания уголовного дела.

Назначая судебное заседание, судья в соответствующем постановлении определяет:

Место, дату и время судебного заседания.

Состав суда (судьей единолично или судом коллегиально).

Назначает защитника, если его участие обязательно и его нет у обвиняемого.

Вызывает в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами.

Порядок рассмотрения уголовного дела (в открытом или закрытом судебном заседании).

Меру пресечения, за исключением избрания меры пресечения в виде домашнего ареста, заключения под стражу.

Стороны должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала.

После назначения судебного заседания подсудимый не вправе заявлять ходатайства о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, о проведении предварительного слушания.

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании должно быть начато не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, а по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей, - не позднее 30 суток. Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании не может быть начато ранее 7 суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения, обвинительного акта.

Особенности судебного следствия и прений сторон в суде с участием присяжных заседателей.

Судебное следствие в суде с участием присяжных заседателей начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника, в которых государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования представленных им доказательств, а защитник высказывает согласованную с подсудимым позицию по предъявленному обвинению и мнение о порядке исследования представленных им доказательств.

Присяжные заседатели через председательствующего вправе после допроса сторонами задать вопросы (в письменном виде, через старшину, формулируются председательствующим, могут быть им отведены) подсудимому, потерпевшему, свидетелям, эксперту.

Вопрос о недопустимости того или иного доказательства решается единолично председательствующим, в отсутствие присяжных заседателей. В ходе судебного следствия запрещается исследовать факты прежней судимости подсудимого, признания подсудимого хроническим алкоголиком или наркоманом, а также иные данные, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого, выходящие за пределы полномочий коллегии присяжных заседателей при вынесении ей вердикта.

Равно и прения сторон в суде с участием присяжных заседателей проводятся лишь в пределах вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями (было ли деяние, совершено ли оно подсудимым, виновен ли подсудимый). Стороны не вправе касаться обстоятельств, которые рассматриваются после вынесения вердикта без участия присяжных заседателей. Если участник прений сторон упоминает о таких обстоятельствах, то председательствующий останавливает его и разъясняет присяжным заседателям, что указанные обстоятельства не должны быть приняты ими во внимание при вынесении вердикта. Стороны в прениях не вправе ссылаться в обоснование своей позиции на доказательства, признанные недопустимыми либо не исследовавшиеся в судебном заседании. Если участник прений упоминает о таких доказательствах, то председательствующий прерывает его выступление и разъясняет присяжным заседателя, что они не должны учитывать данные обстоятельства при вынесении вердикта.

Пределы судебного разбирательства. Недопустимость поворота обвинения к худшему.

Судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению. Изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается только если этим не ухудшится положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.

Надо отметить, что Конституционный Суд РФ, в свое время признавший неконституционным поворот обвинения к худшему при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора, указал, что исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших; отсутствие возможности пересмотра окончательного судебного решения в связи с имевшим место в ходе предшествующего разбирательства фундаментальным нарушением, которое повлияло на исход дела, означало бы, что – вопреки принципу справедливости и основанным на нем конституционным гарантиям охраны достоинств личности и судебной защиты прав человека – такое ошибочное судебное решение не может быть исправлено (абз.6 п.3.1 постановления Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 года №13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст.342, 371, 373, 378, 379, 380 и 382 УПК РСФСР, ст.41 УК РСФСР и ст.36 Федерального закона "О прокуратуре РФ" в связи с запросом Подольского городского суда Московской области и жалобами ряда граждан).

Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

Производство о применении таких принудительных мер медицинского характера как принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего, специализированного типа, специализированного типа с интенсивным наблюдением осуществляется в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, при этом принудительные меры медицинского характера назначаются только в случае, когда психическое расстройство лица связано с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда. По делам в отношении таких лиц обязательно производство предварительного следствие, в ходе которого устанавливаются время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния, совершено ли деяние, запрещенное уголовным законом, данным лицом, характер и размер вреда, причиненного деянием, наличие у данного лица психических расстройств в прошлом, степень и характер психического заболевания в момент совершения деяния, запрещенного уголовным законом, или во время производства по уголовному делу, связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него или других лиц, возможностью причинения им иного существенного вреда. Если такое лицо содержится под стражей, по ходатайству прокурора суд принимает решение о его перемещении в психиатрический стационар, в случае необходимости его уголовное дело выделяется в отдельное производство.

На основании постановления следователя, прокурора, суда к участию в производстве о применении принудительной меры медицинского характера привлекается законный представитель лица, в отношении которого осуществляется такое производство, если его нет – орган опеки и попечительства, с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы обязательно участие защитника.

В постановлении следователя о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, утверждаемом прокурором (аналог обвинительного заключения), должны быть изложены обстоятельства установленные по уголовному делу, являющиеся основанием для производства о применении принудительных мер медицинского характера, доводы защитника и других лиц, оспаривающих основание для применения принудительной меры медицинского характера, если они были высказаны.

В ходе судебного разбирательства по такому уголовному делу должны быть исследованы и разрешены следующие вопросы: имело ли место деяние, запрещенное уголовным законом; совершило ли данное деяние лицо, в отношении которого рассматривается данное уголовное дело; совершено ли деяние лицом в состоянии невменяемости; наступило ли у данного лица после совершения преступления психическое расстройство, делающее невозможным назначения наказания или его исполнение; представляет ли психическое расстройство лица опасность для него или других лиц, возможно ли причинение данным лицом иного существенного вреда; подлежит ли применению принудительная мера медицинского характера и какая именно.

Постановлением суда по итогам рассмотрения такого уголовного дела принимается решение о:

об освобождении лица от уголовной ответственности (наказания) и о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера;

о возвращении уголовного дела прокурору для предъявления обвинения.

В дальнейшем вопросы о прекращении, изменении, продлении применения принудительной меры медицинского характера рассматриваются судом, вынесшим постановление о ее применении, либо судом по месту применения этой меры, по ходатайству администрации психиатрического стационара, либо законного представителя, защитника.